Логика научного исследования. справочные материалы

Актуальность, проблема, цель исследования
  • Актуальность исследования – это степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы.

Актуальность обуславливается:

  • Противоречия имеют место, если в результате анализа проблемы оказывается, что изучаемый вопрос не имеет уже однозначного ответа.
  • Проблема – это сложная ситуация, требующая разрешения. Формулировка проблемы исследования помогает студенту научиться вычленять вопрос, на который он хочет получить ответ. При конкретно сформулированной проблеме исследователь яснее представляет себе смысл предстоящей деятельности, осознанно определяет тему, цель и задачи работы.
  • Тема – это лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Тема отражает заключенное в проблеме противоречие, её формулировка одновременно уточняет проблему.
  • Цель исследования – это описание сути решения обозначенной в теме проблемы. Иными словами, это то, что мы хотим получить при проведении исследования.
  • Задачи исследования – это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Обычно выделяют 4-5 задач следующих направлений – анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработка, оценка, и т.д. Каждая поставленная задача может являться предметом отдельной раздела исследования.

Примеры

  • 1. Проблема обусловлена необходимостью разрешения противоречия между современным состоянием подготовки будущих учителей информатики и развитием методов параллельной обработки информации.

Тема:лабораторный практикум по методам параллельной обработки информации.

Цель: разработка содержания лабораторных работ по дисциплине «Методы параллельной обработки информации».

Задачи:

  • 2. Проблема: каким образом учитель может эффективно содействовать интеллектуальному развитию учащихся на уроках информатики?

Тема: интеллектуальное развитие учащихся на уроках информатики.

Цель: разработать и реализовать на практике систему приемов интеллектуального развития учащихся на уроках информатики.

Задачи:

Составление плана работы
  • Работая над планом дипломной или курсовой работы, студент учится её структурировать, определять последовательность и характер раскрытия вопросов по проблеме исследования. Умение составить план работы и организовать свою деятельность по его реализации – одно из ведущих в процессе самостоятельной проработки каких-то вопросов и проблем.
  • При построении работы следует исходить из следующих примерных пропорций: общий объем курсовой работы – 15-20 страниц:
Методология и методика исследования
  • Нет необходимости в самом начале работы над исследованием добиваться точных формулировок проблемы, цели, задач исследования. Но понять, на какой вопрос надо получить ответ, с каких позиций его решать, определить общую стратегию работы, отобрать и отработать методы исследования необходимо в самом начале. Именно на этом этапе разработки исследования уровень сформированности у студента навыков самостоятельной работы становится решающим.
  • Выбор методов исследования определяется характером выполняемой работы. Методы исследования – это способы и приемы познания объективных закономерностей исследуемых процессов. Методика научного исследования – это упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции научного исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.
  • Существуют разные группы общенаучных методов.
  • Следует осознавать, какие методы используются на разных этапах исследования, и желательно указывать эти методы во введении или при написании основной части.
Составление списка литературы
  • Смысл работы над литературой должен сводиться к тому, чтобы, сделав общий обзор источников по теме, выбрать по-настоящему ценные, суметь определить ведущих авторов, работающих по данной проблеме. Это довольно сложный этап выполнения работы. Отобранные источники надо внимательно прочитать и проанализировать. В этом студенту поможет, например, заполнение следующей таблицы:
Фамилия и инициалы авторов Смирнов К.Л. Петрова И.С. Рыбаков С.Т. т.д.
Название источника
Общие позиции
Различия в подходах
  • Для заполнения таблицы не следует механически переписывать большие отрывки, необходимо предварительно их осмыслить, выделить основные идеи, лаконично изложить, сохранив авторскую мысль и оригинальность суждения. Делая выписки, надо указывать источник, из которого они взяты. При цитировании, фрагмент текста выписывается без каких-либо изменений, ставятся кавычки и указываются номера страниц основного текста, откуда взята цитата. Если есть необходимость что-то из цитаты убрать, сделать купюры, то вместо изъятых слов (фраз) ставится многоточие.
  • Форма обобщающей таблицы зависит от специфики обрабатываемой информации. Необязательно пользоваться таблицей именно такого вида. Важно творчески подходить к исследованию, находить свои методы и решения.
  • Когда набран достаточный рабочий материал, то в тексте работы его следует представлять примерно так: «Существует много различных подходов к данной проблеме. Ведущими авторами можно считать… Есть целый ряд положений, которые объединяют на первый взгляд разные подходы… Но есть и существенные отличия…» и т.д.
  • Развести и соединить различные школы и направления недостаточно. студенту необходимо определить собственную позицию на основе изложенных идей. Возможны варианты, когда студент присоединяется к одной наиболее привлекательной для него интерпретации: конструирует обобщенный подход на основе 2-3 направлений, частично или полностью не соглашается ни с одним ученым и пытается выразить свое отношение к проблеме. Несмотря на то, что последняя попытка чаще всего бывает достаточно наивной, её всячески надо поддерживать, рекомендуя студенту основательно аргументировать свою точку зрения, искать доказательства не только «за», но и «против». При этом в конечном счёте остаётся самостоятельное видение проблемы, появляется подлинная убеждённость в правильности отстаиваемой идеи. Такая работа вырабатывает критический, вдумчивый подход к имеющимся взглядам и теориям, умение их воспринимать и творчески перерабатывать или аргументировано отводить и подвергать сомнению.
Теоретическая часть
  • Анализ и уяснение теоретического материала – трудоемкий процесс. Студент должен, прежде всего, разобраться в основных понятиях своего исследования, провести «операцию», называемую «анализом базовых понятий». К примеру, тема работы «Интеллектуальное развитие учащихся на уроках информатики». В теоретической части следует проанализировать три ключевых понятия: интеллект, интеллектуальное развитие, интеллектуальное развитие на уроках информатики.
  • ВНИМАНИЕ!
  • Вот типичные ошибки, допускаемые студентами при написании теоретической части исследования:
  • 1. Эклектическое стыкование непереработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания авторов. При этом одинаковые подходы к данному вопросу могут даваться как различные, так как студент за отличающимся внешним речевым оформлением идей не видит их содержательной однозначности.
  • 2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных подходов без анализа и обобщения. Этот вариант несколько лучше предыдущего хотя бы тем, что не является бездумным плагиатом. Однако это очень примитивный уровень работы над состоянием проблемы в науке.
  • 3. Смешанное изложение: в теоретической и практической частях излагается то, что позаимствовал студент в литературных источниках, и тут же приводятся иллюстрации из наблюдений реального процесса. Такой подход растворяет собранный практический материал, которого и так не бывает слишком много. Кроме того, далеко не всегда совпадают идея и ее иллюстрация, так как такое доказательство чужих идей надо делать очень осторожно и после всестороннего анализа, как теоретических аспектов изучаемой проблемы, так и собственного опыта и его интерпретации. Отметим также, что у выпускников к моменту написания дипломной работы далеко не всегда имеется устоявшаяся система взглядов и оценок.
  • 4. Теоретическое изложение материала, в котором ни одна идея не подтверждается конкретными примерами и их трактовкой самими авторами.
  • 5. При составлении плана работы выделяются мелкие вопросы проблемы, по которым нельзя набрать достаточный для полновесного параграфа материал или из-за их дробности, или из-за неразработанности. Тогда глава содержит 7-8 параграфов, многие из которых содержат по одной, полторы, две страницы. Полноценный по объему параграф, как правило, содержит 5-8 страниц.
  • 6. Несоразмерность частей дипломной работы: теоретическая – 50-60 страниц, а практическая – 7-10; или один параграф – 5 страниц, а другой – 20.
  • 7. Большой объем теоретической части, когда она составляет до 70-80 страниц текста. Это чаще всего свидетельствует о неумении студента анализировать, отбирать и группировать материал.
  • В теоретической части дипломной работы необходимо осветить и проанализировать имеющийся практический опыт, представленный в публикациях периодической печати или специальных изданиях. Для студента работа над такими источниками является образцом подходов к отбору и анализу собственного опыта. Кроме того, умение видеть в конкретном опыте встречные подступы к решению той или иной научной проблемы – ценное качество будущего исследователя. В своей деятельности выпускник будет уважительно относиться к научным теориям и разработкам, научится давать им обоснованную объективную оценку.
  • На завершающем этапе принимают окончательный вид две наиболее важные части работы – введение и заключение. Обычно во введении указываются актуальность, проблема, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования. В заключение выносятся обоснование достоверности и анализ перспектив продолжения исследования. Научная новизна, практическая ценность, информация о внедрении результатов исследования могут быть указаны как во введении, так и в заключении, а иногда и там и там.
  • Следует особо выделить необходимость регулярного общения студента с научным руководителем. Опыт показывает, что непосещение консультаций студентом практически всегда ведет к слабому уровню курсовой работы и, как следствие, к низкой оценке.

Логика типичного научно-педагогического исследования


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: