Методические рекомендации по написанию конспекта

Структура реферата

Реферат должен содержать следующие структурные элементы и в следующем порядке: титульный лист; содержание (1 стр.); введение (1-3 стр.); основную часть; заключение (1-2 стр.); список используемой литературы; приложения (при необходимости).

Реферат должен быть отредактирована и тщательно вычитан. Оформление работы должно отвечать действующим требованиям к изложению текстов. Общий объем работы не должен превышать 25-30 страниц машинописного или компьютерного текста, выполненного на одной стороне листа формата А4 (210х297 мм).

Текст печатается через 1,5 интервала. Используется шрифт Times New Roman черного цвета с полуторным интервалом.

Высота букв, цифр и других знаков — не менее 1,8 мм (кегль равен 12). Полужирный шрифт не применяется.

Абзацный отступ – 1,25 (5 знаков).

Напечатанный текст должен иметь поля: верхнее — 20 мм, правое — 10 мм, левое — 30 мм, нижнее — 20 мм.

Слово «СОДЕРЖАНИЕ» размещается по центру страницы в виде заголовка прописными буквами. Заголовки пунктов содержания (частей работы) записывают с прописной буквы строчными буквами. Заголовки пунктов содержания основной части работы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами. Введение и заключение не нумеруются.

Страницы должны иметь сквозную нумерацию, включая приложения (номер указывается в центре нижнего поля без точки), при этом титульный лист считается первой страницей, содержание – второй, введение – третьей и так далее. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Текст реферата содержит грамматически и логически согласованную информацию по теме работы. Текст делится на пункты, имеющие заголовки и нумерацию арабскими цифрами. Для большей наглядности и сравнения показателей применяются таблицы, чертежи, схемы, диаграммы и т.п. Таблица имеет вертикальные графы и горизонтальные строки. Заголовки граф и наименование строк пишутся именем существительным в именительном падеже единственного числа.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Таблица должна иметь заголовок, который помещается под словом Таблица и середине. Заголовок и слово Таблица начинаются с прописной (большой) буквы.

Для наглядности и лучшего понимания текста в работе помещают иллюстративный материал (чертежи, схемы, диаграммы и т.п.) Как правило, он располагается после текста, в котором о нем упоминается. Таблицу и иллюстративный материал, размеры которых превышают формат А4, учитывают как одну страницу.

Наименование чертежа, схемы, диаграммы и т.п. помещается сверху. Поясняющие данные к иллюстративному материалу помещаются под рисунком.

Весь иллюстративный материал нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией. Каждую единицу материала следует выполнять на одной странице.

Нумерация страниц выполняется арабскими цифрами, начиная с титульного листа. На титульном листе и следующим за ним содержанием, а также на первой странице введения номер не ставят. На последующих страницах номер проставляют вверху и посередине без знаков препинания.

В конце реферата даются приложения, на которые делаются ссылки в тексте. В приложения обычно входят разработки мероприятий. Каждое приложение должно быть выполнено на отдельном листе и иметь свой порядковый номер (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.). Приложения помещают после списка нормативных актов и литературы. Приложения не засчитываются в общий объем курсовой работы.

Рекомендуемый объем реферата 15-17 страниц печатного текста.

Требования к результатам. Реферат предполагает самостоятельное исследование студентом необходимого материала, учебной и научной литературы (отечественной и зарубежной), материалов практики (методические рекомендации, программы, передовой педагогический опыт и т.д.) по соответствующей учебной дисциплине. Реферат, выполняемый студентом, нацелен на развитие у студента навыков грамотного применения теоретических знаний к анализу проблемы исследования.

Реферат должен свидетельствовать о способности и умении автора:

— осуществлять сбор и обработку информации;

— самостоятельно систематизировать теоретические знания, делать обоснованные выводы;

— излагать текстовый материал в краткой форме грамотно и логично;

— выступать с презентацией результатов работы.

Задачи, стоящие перед студентом при выполнении реферата:

— изучение, систематизация и анализ документов, литературы, статистических данных, периодических изданий по вопросам темы;

— изучение зарубежного опыта по выбранной тематике;

— самостоятельное изложение теоретических основ выбранной темы;

— выполнение прикладной части работы с привлечением материалов практики, данных статистики;

— выявление существующих проблем по избранной теме и рассмотрение путей их решения.

Реферат должен носить проблемный характер, что предполагает: — построение работы в зависимости от поставленных целей и задач в рамках общих требований данных рекомендаций:

— формулирование выводов и предложений по результатам проведенного исследования;

— применение современных методик сбора и анализа материалов;

— самостоятельный подбор литературы, материалов периодической печати, сетевых и прочих ресурсов по теме курсовой работы;

— постановка проблем и путей решения, а также обоснование собственной позиции и точки зрения по исследуемой проблеме.

Формы контроля

Преподаватель проверяет реферат. При получении отрицательной рецензии студент переделывает работу с учетом замечаний преподавателя и вторично сдает ее для проверки, предъявив и первый вариант с замечаниями преподавателя. После получения положительной рецензии оценки допускается к защите.

Во время защиты реферата студент в соответствии с планом кратко излагает её содержание, основные выводы, вытекающие из темы исследования, делает обзор литературы, мотивированно отстаивает свои взгляды и выводы по исследуемой теме.

К основным критериям оценки относятся:

— корректность сформулированных цели и задач работы и соответствие им содержания работы;

— самостоятельность подхода автора к раскрытию темы, в том числе формулировка и обоснование собственного подхода к решению исследовательских проблем;

— логичность и структурированность изложения материала, включая качество введения и заключения, связь и преемственность между частями работы, между теоретическими и прикладными аспектами исследования;

— качество проведенного анализа и умение пользоваться методами научного исследования, включая качество анализа имеющихся в литературе подходов к исследованию рассматриваемых проблем;

— практическая значимость курсовой работы, в том числе связь теоретических положений, рассматриваемых в работе, с практикой;

— корректность использования источников, в том числе соблюдение правил составления списка литературы, актуальность источников;

— соответствие оформления курсовой работы установленным требованиям, аккуратность оформления.

Диагностическая карта оценивания реферата

Основные параметры оценки Основные критерии оценки Макс. балл
Содержание работы Обоснование актуальности темы исследования
Методологическая грамотность построения работы (определение объекта и предмета исследования, корректная формулировка целей и задач)
Глубина обзора литературы (степень охвата наиболее значимых и существенных работ по исследуемой проблеме)
Полнота обзора литературы (баланс между приведенными в списке использованной литературы источниками по трем измерениям: между монографическими (книжными) и периодическими (журнальными публикациями, между отечественными и зарубежными источниками, между ранними и последними (не старше 5 лет)изданиями
Глубина и содержательность выводов анализа исследуемой проблемы
Видение перспектив прикладных исследований анализируемой теоретической проблемы
Оформление работы
Грамотность письменного изложения
Наличие основных структурных компонентов работы (введение, теоретическая часть, заключение, список литературы)
Оформление справочнобиблиографического аппарата (библиографические ссылка, список литературы) согласно требованиям ГОСТ
Качество технической стороны работы (форматирование текста и др.), её соответствие требованиям ГОСТ
Качество доклада
Связность и логичность изложения материала доклада
Четкая структура доклада
Уровень защиты
Аргументированность ответа на вопрос
Глубина включенности в исследуемую проблему (оперирование теоретической информацией, владение знаниями о состоянии проблемы исследования в отечественной и зарубежной науке)
Качество презентации материала исследования на защите

Методические рекомендации по написанию конспекта

Конспект — это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации.

Типы конспектов:

1. Плановый.
2. Текстуальный.
3. Свободный.
4. Тематический.
Краткая характеристика типов конспектов:

1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

2. Текстуальный конспект– это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

3. Свободный конспектпредставляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

5. Конспект-схема

Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Наиболее распространенными являются схемы типа генеалогическое дерево и паучок. В схеме генеалогическое дерево выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности сверху — вниз — от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме паучок записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет тело паучка. Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют ножки паука. Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой ножке ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта — схемы могут быть такими:

1. Подберите факты для составления схемы.
2. Выделите среди них основные, обще понятия.
3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
5. Дайте название выделенным группам.
6. Заполните схему данными.

Алгоритм составления конспекта:

  • Определите цель составления конспекта.
  • Читая изучаемый материал, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
  • Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
  • Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
  • В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
  • Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
  • Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы ступеньками подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
  • Используйте реферативный способ изложения (например: Автор считает…, раскрывает…).
  • Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Правила конспектирования:

Для грамотного написания конспекта необходимо:

1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план — основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

8. Соблюдать правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом — подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным — подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым — делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.

При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами:

1. Делать в тексте конспекта подчёркивания
2. На полях тетради отчёркивания например, вертикальные
3. Заключать основные понятия, законы,правила и т. п. в рамки.
4. Пользоваться при записи различными цветами.
5. Писать разными шрифтами.
6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление.
Методические рекомендации по разработке презентаций Microsoft PowerPoint

Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

Первый лист — это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название темы; фамилия, имя, отчество автора; где учится автор проекта.

Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание. Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста. Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации — это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Сбор информации об аудитории.

3. Определение основной идеи презентации.

4. Подбор дополнительной информации.

5. Планирование выступления.

6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.

8. Подготовка заключения.

II. Разработка презентации — методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации — это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

J

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Стиль • Соблюдайте единый стиль оформления • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета — На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. — Для фона и текста используйте контрастные цвета. — Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)
Анимационные эффекты — Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. — Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации:
Содержание информации — Используйте короткие слова и предложения. — Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. — Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице — Предпочтительно горизонтальное расположение информации. — Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. — Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты — Для заголовков — не менее 24. — Для информации не менее 18. — Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. — Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. — Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. — Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации — Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. — Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.
Критерии оценивания презентации Критерии оценивания презентаций складываются из требований к их созданию.
Название критерия Оцениваемые параметры
Тема презентации Соответствие темы программе учебного предмета, раздела
Дидактические и методические цели и задачи презентации — Соответствие целей поставленной теме — Достижение поставленных целей и задач
Выделение основных идей презентации — Соответствие целям и задачам — Содержание умозаключений — Вызывают ли интерес у аудитории. — Количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)
Содержание — Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях. — Все заключения подтверждены достоверными источниками — Язык изложения материала понятен аудитории — Актуальность, точность и полезность содержания
Подбор информации для создания проекта — презентации — Графические иллюстрации для презентации; статистика; диаграммы и графики; экспертные оценки; ресурсы Интернет; примеры; сравнения; цитаты и т.д.
Подача материала проекта — презентации — Хронология — Приоритет — Тематическая последовательность — Структура по принципу «проблема-решение»
Логика и переходы во время проекта — презентации — От вступления к основной части — От одной основной идеи (части) к другой — От одного слайда к другому — Гиперссылки
Заключение — Яркое высказывание — переход к заключению: повторение основных целей и задач выступления; выводы; подведение итогов; короткое и запоминающееся высказывание в конце
Дизайн презентации — Шрифт (читаемость) — Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков) — Элементы анимации
Техническая часть — Грамматика — Подходящий словарь — Наличие ошибок правописания и опечаток

Критерии оценивания презентаций:

Выставляемая оценка (балл) за презентацию(от 1 до 1,5 б.)

• Связь презентации с программой и учебным планом

• Содержание презентации.

• Заключение презентации

• Подача материала проекта — презентации

• Графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.)

• Наличие импортированных объектов из существующих цифровых образовательных ресурсов и приложений Microsoft Office

• Графический дизайн

• Техническая часть

• Эффективность применения презентации в учебном процессе

22 СПОСОБА ОФОРМИТЬ ЗАГОЛОВОК КОНСПЕКТА ↓ TUMBLR КОНСПЕКТ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: