Физкультура и спорт. Ценности физической культуры и спорта.
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, ее самостоятельная область. Это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, переданных генетически и развивающихся в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха ф/к проявляет воспитательное, образовательное, оздоровительное и общекультурное значение.
Ф/к удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе ф/к имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Спорт является частью физической культуры. Спорт – это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Бывает профессиональный и непрофессиональный; паралимпийский.
Спорт от ф/к отличается тем, что в нем обязательна соревновательная компонента. Физкультурник занимается личным совершенствованием, спортсмен же сравнивает свои достижения в физическом соревновании с успехами других спортсменов.
Спорт является средством оздоровления, психофизического совершенствования, отдыха и восстановления работоспособности. Также спорт м.б. и зрелищем, и профессиональным трудом.
Спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений (профессиональный).
Цель занятий различными видами массового спорта – укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть.
Цель большого спорта – достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
Виды спорта:
— циклические (беговые лыжи, плавание, велоспорт, коньки, гребля на байдарках или каноэ, бег, ходьба – повторяется одно и то же движение); недостатки: монотонность, достоинства: малая травмоопасность;
— ациклические (единоборства: борьба, фехтование, бокс, штанга; гимнастика; спортивные игры: футбол, баскетбол, теннис, хоккей; легкая атлетика: кроме бега – прыжки, метание); достоинства: большая эмоциональность, азарт;
— экстремальные виды спорта.
Ф/к представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.
Материальные ценности: | Духовные ценности: |
— спортивные сооружения, — инвентарь, — специальное оборуд-е, — спортивная экипировка, — медицинское обеспечение. | — информация, — произведения искусства, — разнообразные виды спорта, — игры, — СМИ, — живопись и др. — комплексы физических упражнений, — этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности и др., — продуцирование эстетических ценностей (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и т.д.). |
Результаты деят-ти в ф/к является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Методика составления утренней гигиенической зарядки.
Комплекс несложных упражнений утренней гигиенической гимнастики («зарядки») позволяет легко и приятно перейти от утренней вялости к активному состоянию, быстрее ликвидировать застойные явления, возникающие в организме после ночного бездействия. Применительно к производственной ф/к утренняя зарядка повышает возбудимость центральной нервной системы, постепенно активизирует основные функциональные системы организма и тем самым ускоряет врабатываемость в трудовой процесс.
При составлении индивидуального комплекса следует позаботиться, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:
— упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма, специфике трудовой деятельности;
— выполняться в определенной последовательности;
— носить преимущественно динамический характер, выполняться без значительных усилий и задержки дыхания;
— нагрузка должна постепенно возрастать с некоторым снижением к концу зарядки;
— комплекс следует периодически обновлять, так как привычность упражнений снижает эффективность занятий.
1. Упражнения, способствующие постепенному переходу организма из заторможенного состояния в рабочее (ходьба с высоким поднятием бедра, медленный бег, потягивание) – 30-40сек.
2. Упражнения, укрепляющие мышцы тела, тренирующие дыхание, улучшающие мозговое кровообращение (вращение и наклоны головы, туловища, повороты вправо и влево, наклоны в сторону, прогибание назад) — Упражнения на шею (медленно и плавно), наклонные движения
3. Упражнения на плечевые суставы
4. Упражнения для ног, включая приседание на одной ноге, подскоки.
5. Завершают утреннюю гигиеническую гимнастику упражнения на расслабление и восстановление дыхания (ходьба с движениями рук)
Продолжительность утренней гимнастики от 8-10 до 20-30 мин.
Однако далеко не все люди легко и безболезненно переносят в ранние утренние часы повышенные нагрузки. Для некоторых целесообразно ограничиться минимумом упражнений, направленных на снятие утренней вялости, а более активные упражнения перенести на послерабочие вечерние часы.