Термин «функция» связан с понятием «функционировать», т.е. действовать, находиться в действии или воздействовать, производя определенный эффект. Функции ФК – это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека или человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. В функциях раскрывается содержание физической культуры и ее значение как для человека, так и для общества.
Чтобы правильно понять функции физической культуры, следует помнить, что вся культура в целом представляет собой преобразовательную (активную) деятельность. Преобразовательная деятельность осуществляется по отношению к природе (строительство открытых бассейнов, баз, гребных каналов и т.п.), к обществу (организация и управление ФК), а также происходит физическое и духовное преобразование самого человека (изменение форм и функций человеческого организма под воздействием применения научно обоснованных, целенаправленных физических упражнений).
Большие расхождения в представления о функциях физической культуры затрудняют создание единой научной концепции. Изучение социальных функций позволяет глубже вникнуть в сущность физической культуры, лучше представить ее роль и место в обществе. Профессор Н.И.Пономарев выделяет 4 типа функций физической культуры, тесно связанных с материально-производственной, социальной, политической и духовной сферами жизнедеятельности общества.
Материально-производственная функция физической культуры является фундаментальной по отношению к другим функциям: социальной, политической и духовной.
К материально-производственной сфере логично отнести:
а) функцию производства и воспроизводства человеческой жизни. Способствует формированию и совершенствованию биологической (телесной) организации человека, участвует в общем процессе продолжения человеческого рода. Эта функция подразделяется на более конкретные:
— оздоровительную, благодаря которой физическая культура способствует сохранению и повышению общего состояния здоровья людей;
— рекреативную, назначение которой восстанавливать физические и психические силы человека с помощью средств физического воспитания: туризма, гимнастики, различных игр, использования природных факторов (физическая рекреация – использование игровых и других элементов физической культуры для активного отдыха; рекреация от латинского recreatio – отдых и французского – recreatif – содержащий в себе элементы развлечения, занимательности);
— лечебную, в соответствии с которой с помощью средств физической культуры восстанавливают нарушенную работу органов и функций человеческого организма;
б) профессионально-прикладную, назначение которой – обучение и совершенствование профессиональных навыков и умений работников различных специальностей посредством физических упражнений. Она включает:
— функцию совершенствования профессиональных навыков и умений работников различных сфер производства;
— производственно-профилактическую, с помощью которой предупреждаются производственные травмы и профессиональные заболевания;
— производственно-стимулирующую, благодаря которой поддерживается работоспособность и снижается утомление во время работы.
Социальные функции – это функции, которые характеризуют особенности функционирования физической культуры применительно к различным социальным группам. Ее разновидности:
— социализирующая, назначение ее способствовать процессу социализации личности, связанной с физической культурой (т.е. личность приобретает определенный социальный статус, исполняет разнообразные социальные роли);
— коммуникативная, функция межличностных отношений, благодаря которой люди вступают в процесс общения как физического, так и духовного;
— интегративная, в соответствии с которой происходит объединение людей в различные социальные группы – спортивные клубы, коллективы и т.д.;
— зрелищная – наиболее характерна для спорта. Благодаря ей люди удовлетворяют свои потребности в зрелищах;
— семейно-бытовая – физическая культура и спорт оказывают воздействие на семью, а семья влияет на содержание деятельности в сфере ФК и спорта (спортивные семьи);
— воспитательная – благодаря ей происходит процесс целенаправленного формирования личности;
— престижная – дух состязательности помогает самоутвердиться личности, добиться признания спортивного результата обществом.
Политические функции ФК закономерны, поскольку физическая культура и спорт связаны с другими социальными сферами, включены в политическую жизнь общества. Их также можно конкретизировать:
— военно-прикладная – связана с совершенствованием профессиональных навыков и умений военнослужащих;
— классовая – зависимость от интересов классов и слоев общества, которые она выражаетв том или ином направлении;
— агитационно-пропагандистская, благодаря которой с помощью достижений физической культуры и спорта проводится пропаганда преимуществ соответствующего социального и государственного устройства;
— управленческая (регуляторная) – функционирование и развитие физической культуры осуществляется под воздействием государственных, ведомственных и общественно-самодеятельных органов управления;
— отвлечения – как средство отвлечения девиантных личностей и некоторых социальных групп от антиобщественных поступков;
— сотрудничества – укрепление сотрудничества между спортивными представителями различных стран посредством соревнований, обмена тренерами и спортсменами.
Также в этом разделе можно рассмотреть такие функции, как идейно-политическая, правовая.
Духовные функции отражают особенности проявления форм общественного сознания в сфере ФК:
— творческая – способность принимать решение в экстремальной ситуации, поиск нового нестандартного;
— информационная – состоит в культурной связи поколений (накопление, сохранение и передача социального опыта физической культуры);
— нормативная и оценочная – нормирование общественной потребности в развитии физической способности членов общества (они имеют нормативную и оценочную сторону – эталоны, нормативы);
— гедонистическая – выражается в том, что люди, занимаясь физическими упражнениями, получают физическое и духовное удовольствие от этих занятий, испытывая при этом чувство приятного мышечного утомления;
— катарсическая (функция «очищения») состоит в том, что с помощью средств физической культуры и спорта снимается излишнее психическое напряжение. После активной двигательной деятельности наступает приятное психическое состояние;
— эстетическая – формирование эстетических способностей (относят и к воспитательным)
Также сюда относятся научная, идеологическая, философская, нравственная, религиозная, мировоззренческая функции.
Все функции – материально-производственная, социальная, политическая и духовная – находятся в диалектическом единстве.
Являясь органической частью культурного общества, физическая культура выполняет ряд общекультурных функций. Они основаны на функциональных связях ФК с другими социальными явлениями, достаточно подробно освещались выше.
Физическая культура как самостоятельная часть культуры общества имеет и свои специфические социальные функции. Они в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры и ее способность удовлетворять потребности общества в области физического воспитания и спортивной деятельности людей. Ни одна из разновидностей культур не сможет заменить физическую культуру в специфических функциях.
Специфические функции – это те, в которых выражаются особенности, отсутствующие у других сторон культуры. К ним относятся:
— специально-образовательные;
— прикладные,
— развивающие,
— спортивные,
— рекреативные,
— реабилитационные.
Специально-образовательные функции выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для формирования фонда двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний;
— развивающие функции выражены в расширении функциональных возможностей организма, воспитании физических качеств при регулярных занятиях физическими упражнениями;
— прикладные функции выражены при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к труду в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;
— спортивные функции наиболее ярко выражены в области спорта высших достижений. Они заключаются в реализации функциональных физических возможностей человека и достижении максимальных результатов при занятиях спортом, формировании спортивных достижений;
— рекреативные функции выражены при использовании средств физической культуры при организации здорового, активного досуга для повышения дееспособности организма;
— реабилитационные – для восстановления утраченных функциональных возможностей (использование физической культуры в лечебных целях).
Под формами физической культуры подразумевают виды и разновидности физической культуры. Видами называют более крупные сочетания элементов ФК; разновидностями – менее крупные формы (военно-прикладная). Функции связаны с формами физической культуры, на основе которых они проявляются. Их всегда нужно рассматривать в неразрывной связи, т.к. формы и функции не существуют изолировано друг от друга. Вся совокупность видов и разновидностей характеризует общую структуру физической культуры как целостного социального явления.