Молитва – барометр спасения

«Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2:4)

Молитва – барометр спасения

Живете ли вы постоянной молитвенной жизнью? Как много из вашего свободного времени вы готовы уделять Богу, входя в Его святое присутствие? Какое место занимает молитва в списке ваших ежедневных дел? Мне кажется, это одни из самых насущных вопросов, которые может задать себе каждый современный христианин, чтобы проверить, насколько он сегодня верен Богу — именно потому что показателем нашего истинного хождения в Боге является сердечная молитва, обращенная к Нему. Но как часто мы готовы к ней в своей жизни? Здесь мне хотелось бы разобрать причины того печального явления, когда современный христианин не уделяет молитве почетное место в своей жизни или же не молится вообще.

Христос, обращаясь к церкви в городе Ефесе, прежде всего перечисляет заслуги, которые она имела пред Ним: они остались верными Ему в трудностях и скорби, они трудились ради имени Его, терпя все, не щадя себя, и могли отличить истинное Евангелие от ложного. Настолько крепка была их вера. Он упрекнул их лишь в одном: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2:4). И это то, что Он имеет против нас и сегодня: придя ко Христу когда-то, мы постепенно начинаем оставлять Его, живя только видимо благочестивой жизнью. Мы можем творить много добрых дел, мы можем прилежно посещать храм и участвовать в Таинствах, мы можем терпеть скорби, как те первые христиане, и, тем не менее, – быть далекими от Него, не имея к Нему настоящей любви, которая выражается в искреннем стремлении души к общению с Богом.

И причина номер один — охлаждение к Богу и неимение к Нему глубокой любви.

Еще многие из нас молятся в спешке и суете, например, утром, когда нужно спешить по делам. Но то же самое можно сказать про день и вечер, потому что мы все время куда-то спешим и говорим, что времени не хватает ни на что. И в такие минуты мы молимся молитвой, про которую Бог сказал еще чрез пророка Малахию: «И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф» (Мал. 1:8). Господь не принимает нашу молитвенную жертву с пороком – это то, что мы вытаскиваем из сердца своего безо всякого благоговения пред Ним и без разбора, те крохи, что мы бросаем к Его престолу, думая, что они нужны Ему… Но Он говорит, что такая молитва – слепа, хрома и больна в Его очах.

Причина вторая: молитва стала настолько обыденной, что мы не замечаем ее неискренность. Как-то митрополит Антоний (Сурожский), говоря о таких механических молитвах, верно заметил, что это «молитвы, которые мы можем прочитать и посчитать, будто мы квиты».

Третья причина непостоянства в молитвенной жизни – это то, что многие вполне научились жить и без нее. И самое опасное, что это возможно.

Многие христиане уходят в вечность, так и не познав своего Господа, не приблизившись к Нему по причине множества нераскаянных грехов,

…мы все время куда-то спешим и говорим, что времени не хватает ни на что. И в такие минуты мы молимся молитвой, про которую Бог сказал еще чрез пророка Малахию: «И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф» (Мал. 1:8).

потеряв желание искать Его в своей жизни, не вручив всего своего сердца и всей воли любящему Небесному Отцу, не приходя к Нему за милостью, прощением и любовью, которые Он готов излить на каждого приступающего к Нему… Это те, кто пренебрегал Его призывом: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:8) Это те, кто при жизни привыкли уютно обходиться без общения с Ним, через что и стали Ему чуждыми и незнакомыми, и которым Он произнесет однажды сокрушительный приговор: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» (Матф. 7:23). И не будет для таких христиан ничего больнее этих слов, потому что они сами не желали познать Его должным образом.

Четвертая причина: Бог не отвечает на наши молитвы. В книге пророка Исаии есть такие слова: «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно… они вопрошают Меня… желают приближения к Богу: Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?» (Ис. 58:2-3). Эта ситуация была знакома всем верующим с древних времен. Мы молимся Богу о какой-либо нашей нужде, видя, что Он помогает в подобной нужде другим верующим, но когда мы не замечаем никаких изменений, хотя и постились и прилежно молились, ходя в церковь и т.д., наши руки начинают постепенно опускаться и в душу закрадываются сомнения и маловерие, а то и неверие. Молитва ослабевает, мы думаем, что Бог нас больше не слышит. Так ослабевает не только молитва, но и духовная жизнь в целом… И тогда вместо того, чтобы продолжать уповать на Господа, доверив всю эту ситуацию полностью в Его руки, мы начинаем делать все сами, после чего нас постигает крах. Апостол Иаков по этому поводу замечает: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить

для ваших вожделений» (Иак. 4:3). Иными словами: «Вы не хотите принять то, что Он приготовил для вас, нечто гораздо лучшее, а стремитесь исполнить свою

волю для собственного удовлетворения». Господь Иисус говорит: «И всё, чего не попросите в молитве с верою, получите» (Матф. 21:22). И из этих стихов мы видим, что для получения Божьего ответа нужно лишь соответствие нашей воли – Его воле и стойкость в молитве. Потому что Его молчание может означать проверку нашей стойкости в уповании на Него, чтобы сделать нашу веру чистым золотом, получить ответы не только для себя, но и для других, чем прославилось бы Его имя еще больше.

«Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими» (Пс. 30:20).
Молимся мы или не молимся, питаемся ли мы Словом Божиим или пренебрегаем им, познаем ли мы Бога, живя в верности к Нему, или же забываем Его, — так или иначе нас обязательно постигнут испытания и скорбь. Вопрос только в том, выдержим ли мы? Тот, кто уповал на Господа и возрастал в Нем, выдержит все, как дом, построенный в «мирное время» на камне, а кто пренебрегал общением с Ним и не возрастал в Нем, тот рухнет точно так же, как дом, в суете и спешке века сего построенный на песке…

«Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести и омывши тело водою чистою» (Евр. 10:19-22).

Надеюсь, эта небольшая проверка молитвенной жизни проверила наши сердца, и мы станем искренними и честными перед самими собой и перед Господом, решим стать более верными Ему, будем искать Его всем своим существом и молиться Ему с открытым сердцем, зная, что Он есть Любовь и Свет, а еще – наш Небесный Отец. Аминь.

Евгений Москвитин

Молитва – барометр спасения ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

В мировой истории мы встречаем множество примеров людей, которые завоевывали города, страны, властвовали над множеством людей, но при этом победить себя, свои страсти и недостатки так и не смогли. Получается, что, будучи властелинами мира, они были рабами своих немощей. Для меня духовная жизнь ассоциируется с постоянной неутомимой борьбой со своими недостатками и страстями. Нет тяжелее труда, чем работа над самим собой. Об этом, наверное, знает каждый…

Слышали цитату? Кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2:19). Цель этой духовной борьбы, как мне кажется, заключается в том чтобы стать победителем в битве за собственную душу, быть победителем вместе со Христом. Возникает вопрос, что нужно делать, как трудиться, как спасаться? Святые всех веков христианской эры утверждают: если вы хотите начать духовную жизнь, то должны помнить о четырех ее составляющих и продвигаться во всех четырех направлениях. Эти четыре составляющие духовного пути суть: участие в богослужебной жизни Церкви, в ее Таинствах и, прежде всего, Таинстве Евхаристии, индивидуальная молитва, чтение Евангелия и духовной литературы и размышление над прочитанным, доброделание, а самое главное — исполнение выше написанного под руководством духовно опытного наставника (священника).

Конечно, глупо думать, что мы в состоянии своими силами исцелить и обновить свое падшее естество. От нас Господь ожидает желания спасения и твердой решимости, смотрит на наше волевое предначинание, а после довершает его Своей благодатью. Благодаря этому наша воля становится существенным и необходимым условием в деле спасения, но свершить спасение дает благодать. Народная поговорка гласит: «На Бога надейся, а сам не плошай». Если мы хотим достигнуть полноты общения с Богом, то должны не только уповать на Божью помощь, но и сделать свою часть дела. Мы, люди, наравне с Богом должны внести свой вклад в общее дело, хотя то, что делает Бог, неизмеримо важнее того, что делаем мы. Православная Церковь отвергает любое учение о благодати, которое ущемляет человеческую свободу, как говорит Павел, мы соработники (sunergoi) (1 Кор. 3:9).Только подумайте, мы имеем возможность сотрудничать с Самим Господом, если конечно этого сами захотим, ведь Господь нам помочь готов в любую минуту, да что там минуту, в любую секунду. Святой Макарий Великий облек в слова дело сотрудничества Бога и человека примером матери и младенца. Младенец хочет идти к матери, но не может стоять на ногах. Поэтому он движется, кричит, плачет, с усилием и воплем ищет ее. Радуясь желанию младенца, любящая мать сама подходит к нему и с нежностью берет его на руки. Так поступает и желающий единения с человеческой душой Бог. В Своей благости Он нисходит к стремлению человеческой души пребывать с Ним. Отсюда весь христианский подвиг превращается в совместное богочеловеческое действие. Вот как раз целью духовной жизни является соединение с Богом (об?ожение), бесстрастие, святость и совершенство, то есть то естественное состояние, в котором находились Адам и Ева до грехопадения, состояние, которое, как Вы уже поняли, приобретается усердными трудами при помощи Божией. Если хоть немножечко себя понудим и потрудимся над собой, то и обретем свободу, свободу во Христе. А если мы послушаем врага нашего спасения и последуем вслед наших страстей, хотений нашей плоти, то соответственно и быть нам после смерти там, где и находится наш враг – в геене огненной, где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк 9:47-48). Выбор за каждым из нас…

Эх, как все-таки трудно постоянно трудиться. Трудно, но не невозможно. Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27). Конечно, с первого раза ничего не получится, и будут ошибки, много ошибок, но главное, чтобы мы находили силы подниматься и с твердым упованием на Бога шли дальше. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13), — говорит Апостол Павел. Вот что я подразумеваю под понятием духовная жизнь.

Молитва от тревоги за будущее Николаю Чудотворцу


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: