Учитель начальных классов
Абрамян Лусинэ Аркадьевна
Тема : Путешествие на планету « Глаголия».
Цели: закреплять полученные знания по теме «Глагол»; совершенствовать умение распознавать и писать глаголы неопределенной формы, определять спряжение и время глаголов; развивать орфографическую зоркость, внимание , мышление.
Оборудование: конверт с письмом, макет планеты « Глаголия», маршрутные листы, презентация.
Слайд 1.
I. Орг. момент. (Стук в дверь, учителю передают письмо)
Ребята, нам прислали письмо! Давайте посмотрим, от кого оно?
(Читает письмо.)
Здравствуйте, ребята! Мы- жители планеты « Глаголия» очень просим помочь нам! Нашу планету окружили станции космических пиратов. Они заслоняют нашу планету от Солнца. Если вы справитесь со всеми заданиями на этих станциях, наша планета будет в безопасности. Спасите нас! Не дайте нам погибнуть, пожалуйста! Желаем удачи!
Ребята, будем спасать планету?( Да!) Приготовились к полету!
II. Основная часть.
Слайд 2.
Внимание! Для выхода в открытый космос, необходимо разгадать пин-код!
Закрепление понятия о глаголе.
Слайд3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Что ещё интересного мы знаем о глаголе?( ученик читает стихотворение)
Глагол
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертить, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет , чистит-
Все расскажет нам глагол !!
Он лицо имеет, время,
Вид, наклонение и спряжение,
И не слишком он « высовывается »
С другими частями речи согласовывается!
У существительного, числительного и местоимения
Берет взаймы род и число
Для лучшего общения !
Занимает второе место после существительного,
Как наиболее употребительный .
Слайд 6. Путь открыт! Желаем удачи!
Слайд 7.
Закрепление понятия о неопределенной форме глагола.
Мы прилетели на первую станцию, которая называется « Неопределенная форма»
Ребята, по каким признакам можно узнать неопределённую форму глагола?
Как найти основу неопределенной формы глагола?
Итак, приступаем к заданиям!
Слайд 9.
Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.
O Зелёный
O Нарядный
O Ласковый
O Чёрный
O Печёный
O Морозный
O Ползучий
O Нервный
O Слайд 10.
Запишите только словосочетания с глаголами в неопределённой форме.
O Радостно закричали
O Съесть обед
O Жаркая печь
O Стеречь дом
O Обходить стороной
O Помочь маме
O Ползти по траве
Молодцы, нам пора лететь дальше! Следующая станция « Время глагола»
Закрепление понятия о времени глагола.
Слайд 11.
Слайд 12.
Образуйте от данных существительных глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.
n Рассказ
n Крик
n Радость
При помощи каких вопросов вы образовали данные глаголы?
Как образуется глагол прошедшего времени?
Слайд 13.
Прочитайте отрывок из стихотворения
А. Плещеева «Весна» и определите время каждого глагола.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Микроитог.
4. Физкультминутка.( музыкальная)
Я думаю, нам пора немного отдохнуть! Давайте остановимся на этой загадочной планете
Слайд 14.
Станция « Фразеологизмы».
Слайды 15,16, 17,18
- Какие фразеологизмы изображены на рисунках?
- Что они обозначают?
1.
Как курица лапой (писать некрасиво, неразборчиво, иметь плохой почерк)
2.
Брать быка за рога (смело, энергично, начинать с самого главного, важного)
3.
Сесть в лужу (оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу)
Слайд 19.
Внимание, ребята! Перед нами последняя станция!
6. Спряжение глаголов . Слайды 20, 21, 22
Ребята, что называется спряжением глаголов?
( Изменение глаголов по лицам и числам).
В форме какого времени глаголы изменяются по лицам?( в настоящем и будущем времени).
( 2 ученика читают стихи)
Спряжение глаголов.
Гнать , держать,
Смотреть и видеть.
Дышать, слышать ,
Ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните , друзья ,
Их на -е- спрягать нельзя!!!
Ко второму же спряжению
Отнесем мы без сомнения ,
Все глаголы , что на –ить.
Исключая брить , стелить
И ещё: смотреть , обидеть,
Слышать , видеть, ненавидеть .
Гнать , держать, дышать, вертеть.
И зависеть и терпеть .
Лицо глаголов.
У глагола есть лицо,
Не одно, а целых три!
Если хочешь их запомнить,
Повнимательней смотри!
Я пишу, и мы читаем-
Первое лицо такое.
Ты пришел, мы повстречались-
Так звучит лицо второе.
Он, она, оно, они
Ехали на пони.
Это третье лицо,
Хорошо запомни!
Давайте посмотрим, какие задания ждут нас на этих станциях!
Найдите глаголы, которые относятся к I спряжению.
Дышать Думать Увидеть Строить Полоть Услышать