ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»
Разработала: воспитатель
первой квалификационной категории
Мельникова Е.П.
2012 год
Паспорт проекта
Тип проекта:познавательно – интеллектуальный.
Срок выполнения:долгосрочный.
Участники проекта:воспитанники группы, воспитатель, родители.
Форма проведения:групповая, подгрупповая, индивидуальная
Возраст:3 – 6 лет
Актуальность исследовательской работы
Детство – самая счастливая пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многоеузнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития тактильных ощущений ребёнка. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольника».
Объект исследования – процесс формирования сенсорного развития у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – механизмы формирования сенсорных способностей, посредством тактильной книги.
Цель исследования – обосновать эффективность применения элементов тактильных ощущений в формировании сенсорного развития у дошкольников.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
2. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
3.Развитие активности и инициативности детей;
4.Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей;
5. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
6.повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.
Гипотеза исследования. Включая в процесс формирования сенсорного развития элементов тактильности будет способствовать более прочному и осмысленному формированию развития сенсорных способностей у дошкольников. Переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования; наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности; обучающий эксперимент; контрольный эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Наличие теоретической базы опыта.
В 2011 году я начала работу с детьми по теме «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников».
Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности
- формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора;
- развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
- возможность поэтапного освоения навыка;
- развитие сенсорных эталонов, способов познания тактильных свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
- развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;
- развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;
- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.
Смысл роли тактильных ощущений в сенсорном развитии детей заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого — помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!