На исторических факультетах университетов выполнение дипломных работ является одним из элементов процесса обучения и завершающей формы подготовки специалиста.
Основными целями выполнения дипломных работ являются: систематизация, закрепление, расширение теоретических и практических знаний по специальности; применение этих знаний при решении конкретных задач исторической науки или методики преподавания истории; развитие навыков и умений индивидуальной деятельности студента или специалиста высшей квалификации.
К дипломным работам предъявляются ряд требований, важнейшими из которых являются следующие:
• актуальность тематики, проблемность, новизна решаемых проблем;
• историзм как методологическая база;
• изучение и критический анализ источников и литературы по теме дипломной работы, в том числе на иностранном языке;
• использование новейших публикаций;
• изучение и характеристика истории исследуемой проблемы, степень ее изученности в отечественной и зарубежной исторической литературе;
• четкая характеристика предмета, цели и методов исследования, самостоятельность суждений;
• умелое использование межпредметных связей;
• обобщение результатов, обоснование выводов и практических рекомендаций по возможности использования материалов дипломной работы.
Государственная аттестационная комиссия вправе рекомендовать результаты дипломной работы для внедрения в учебный процесс; для публикации в печати; как основу для реферата при поступлении в аспирантуру; как основу для выполнения диссертационного исследования.
СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Дипломные работы, выполненные на историческом факультете, включают в себя: титульный лист, оглавление, введение, основную часть (1-2-3 главы, подразделяемые или без подразделения на параграфы), заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Титульный лист (см. Приложение 1) содержит необходимые сведения об учебном заведении, где выполнена работа, об авторе дипломной работы, научном руководителе, точное название темы.
Оглавление — это путеводитель по дипломной работе. Его помещают вслед за титульным листом. Все заголовки и подзаголовки должны быть написаны в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы. Против каждого заголовка и подзаголовка проставляются соответствующие страницы, например:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. РУССКО-АНГЛИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НАКАНУНЕ
ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ…………………………………………………………….. 10
1.1. Экономические связи России и Англии в 1910-1914 годах……………………………………………………………………………… 10
Во введении характеризуются новизна и актуальность темы, степень ее разработанности в исторической науке (историографический обзор), источники, на основе которых выполнена работа; формулируются цели и задачи работы.
В главах основной части работы излагаются результаты конкретно- исторического или историографического анализа материалов, привлеченных автором по теме дипломной работы.
В заключении дается краткое обобщение всего изложенного в работе материала, указывается на возможность применения материалов и выводов дипломной работы в практике преподавания истории в школе, в музейной, лекторской и др. работе.
Список использованных источников и литературы составляется в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТом 7.1-84 (Основные правила библиографического описания см. в разделе “Научно-справочный аппарат дипломной работы”) изменениями к нему № 1; ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.12-93
Приложенияоблегчают восприятие основных положений работы с помощью таблиц, графиков, иллюстраций и т.д. Приложения помещают в конце дипломной работы, после списка источников и литературы. Приложение нумеруют, начиная каждое с новой страницы. В правом верхнем углу помещают слово
“ПРИЛОЖЕНИЕ”.
Как работать над “Введением” и “Заключением”
Введение является составной частью дипломной работы. Основное содержание “Введения” и его составных частей должно быть известно студенту в процессе работы. Но окончательный текст “ Введения ” рекомендуется составлять после завершения изучения материала по всей теме и даже после написания (в черновом варианте) основных глав работы.
Текст ‘Введения” имеет следующие составные части:
1. Обоснование темы исследования, ее актуальность, степень изученности, значимость в исторической науке и возможность практического использования работы в профессиональной деятельности.
2. Историографический обзор по теме исследования.
3. Обзор источников (архивных и опубликованных).
4. Хронологические рамки работы.
5. Цели и задачи исследования.
6. Структура работы.
Работа над “Введением” и его оформлением должна строиться следующим образом.
Приступая к изучению источников и литературы по теме исследования, следует помнить о составных частях “Введения”. Это необходимо для того, чтобы в выписках, заметках, специальных карточках указывать сведения, необходимые для составления “Введения”.
1. В разделе “Обоснование темы…” следует прежде всего отразить мотивы выбора темы. В этом плане особо следует выделить актуальность темы. Под актуальностью понимается значимость изучаемой проблемы для исторической науки, практической деятельности. Сюда входит и значимость конкретных исторических событий в свете задач современной исторической науки. Например, события Великой французской революции приобрели актуальность связи с 200- летием революции и идейной борьбой вокруг ее наследия. Значимость темы может быть связана и с дискуссионными проблемами (например, с новыми точками зрения на отдельные проблемы истории внешней политики кануна второй мировой войны). Обоснованностью темы может считаться недостаточная ее изученность, наличие пробелов в изучении отдельных вопросов. К этому можно отнести и ситуацию, которая возникает в связи с опубликованием новых, неизвестных ранее документов.
Выбор темы может быть определен и ее практической значимостью для работы в школе (учебной и внеклассной).
2. Обзор источников составляется на основе тех данных, которые собраны в процессе работы над архивными и опубликованными источниками. При написании этих видов источников следует разделить их на архивные (неопубликованные) и опубликованные документы. При характеристике архивных источников следует указывать наименование архива и название тех фондов, из которых были выявлены и использованы источники (например, Архив внешней политики Российской империи, ф. Канцелярия, оп. 470, 1877 г., д. 71, т.1, л. 10.). При характеристике опубликованных источников к указанным выше сведениям следует добавить данные о характере публикации (тематическая, посвященная хронологическому периоду, отдельные документы и т.д.). Особое внимание в этом разделе следует обратить на новизну публикаций и их полноту.
Эпистолярные и мемуарные источники требуют характеристики ихавторов (политические и идейные воззрения, аспекты деятельности и др.). Последнее необходимо в связи с определением достоверности источника, классового подхода к освещению событий и т.п.
4. Историографический обзор дается по основным, главным образом, монографическим исследованиям по теме работы. В связи с этим рекомендуется в ходе сбора материалов по теме составлять рабочие карточки*, в которых бы указывались не только выходные данные той или иной монографии, но и краткие сведения: к какому вопросу (или параграфу) диплома, к какой главе (или разделу главы) данная выписка относится. для облегчения работы по составлению историографического обзора указанные материалы надо классифицировать по темам и в хронологическом плане.
Обзор не должен представлять собой перечисление отдельных работ. Он должен быть построен по тематическому или хронологическому признаку. Главная задача историографического обзора: показать, как изучалась данная проблема, почему она вызывала интерес или наоборот изучалась недостаточно. В обзоре выделяются основные концепции, точки зрения на проблему. Важно отметить наличие дискуссионных оценок и дать свое отношение к ним. В заключительной части историографического обзора подводится итог изучения проблемы и в этом свете формулируются задачи дипломной работы.
5 Хронологические рамки работы определяют начальную и конечную даты работы. Каждую из дат необходимо обосновать. Если в определении хронологии имеются какие-либо отклонения от существующих типов периодизации, это должно быть объяснено.
6. Цель работы определяется ее конечным результатом — чего хотел достичь автор работы в данном исследовании. В этой части текста надо отметить, какие задачи при проведении исследования решались (поиск новых документов, сопоставлении точек зрения на основании изученной литературы, анализ качества уроков, проведенных по исследуемой теме для методических работ) и др.
7. В заключительной части “Введения” определяется внутренняя структура работы, перечисляются все основные части и указывается наличие и характер приложений.
“Заключение” подводит итог исследования.
В нем следует дать основные выводы. Они не должны повторять текста выводов, которые делаются в конце главы дипломной работы. Основа “Заключения” должна быть связана с той частью “Введения”, где указываются цели и задачи исследования. Главное внимание в “Заключении” обращается на результаты. которые достигнуты при изучении данной темы. Эти результаты излагаются как в позитивномплане (что удалось изучить, какие новые события стали известны, что нового добавила дипломная работа к имеющимся на данную тему исследованиям), так и в негативном — чего не удалось достичь. Последнее должно быть объяснено: недоступность источников, отсутствие специальных исследований и т.п. В этой части работы можно отметить и основной метод работы над исследованием: изучение архивов, поиск новых материалов, сопоставление точек зрения по изучаемой проблеме и др.