Организация работы с серией картинок

Введение

При подготовке ребенка к школе достаточно часто используется такой вид речевой работы, как составление рассказа по серии картинок, связанных единым содержанием. В качестве примера можно привести работу с четырьмя-пятью картинками под общим названием «Девочка играет с куклой», когда ребенок должен самостоятельно выстроить логическую цепочку действий девочки по отношению к кукле:

Организация работы с серией картинок Картинка 1. Девочка одевает куклу после сна.

Картинка 2. Девочка гуляет с куклой.

Картинка 3. Девочка купает куклу.

Картинка 4. Девочка вытирает куклу полотенцем.

Работа педагога при этом чаще всего сводится к созданию условий для свободной манипуляции картинками, когда дети все время передвигают картинки с места на место по случайному принципу. Предлагаемая же нами система занятий призвана развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, реально существующие в жизни. Для этого, на наш взгляд, нужна достаточно четко построенная методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок, которая должна носить характер технологии.

Мы выделяем следующие этапы работы воспитателя:

1. Предварительная работа, в которой рассматриваются последовательность действий, наблюдаемая или проживаемая ребенком в реальной жизни, и последовательность событий в знакомых литературных произведениях.

2. Пошаговая система игровых упражнений по обучению детей работе с серией картинок. Представленная методика носит обобщенный характер. Задача воспитателя — адаптировать каждый шаг к конкретному возрасту детей, с которыми он работает. При этом последовательность шагов не должна быть нарушена.

3. Проверочные задания, при выполнении которых дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок.

Организация работы с серией картинок

Организация работы с серией картинок Нами было экспериментально установлено, что обучение дошкольников работе с серией картинок следует начинать с 3-летнего возраста. Вначале детям предлагаются 2 картинки, а к 4 годам — 3—4. Картинки должны отражать реальный опыт детей — хорошо знакомые действия взрослых по отношению к ним самим (умывание, кормление, укладывание спать и т.д.).

В возрасте с 4 до 5 лет работа происходит с 4—6 картинками, которые отражают типичные события, переживаемые детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес).

События и действия, которые дети наблюдают как бы со стороны и в их собственном опыте пока не присутствующие (оказание помощи каким-либо ребенком какому-либо зверю или птице, спасение кого-либо кем-либо в лесу или на воде и т.д.), вводятся постепенно, начиная с двух картинок, а потом, со временем, дополняются до четырех.

В этом же возрасте можно использовать серию картинок, связанных со сказочными ситуациями: например, ежик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей.

В возрасте 5—7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6—8 «кадров», связанных с разнообразным содержанием: личным опытом детей, наблюдаемыми со стороны действиями других, сказочными ситуациями, не подтвержденными известными детям текстами. Желательно, чтобы воспитатель самостоятельно разрабатывал серии таких картинок. Оформлять их можно и в виде комиксов. При этом истинная последовательность картинок не должна быть заранее известна детям.

При подборе серий картинок воспитатель должен сначала четко ответить себе на все вопросы и сам выполнить все задания. Не рекомендуется использовать серии картинок, в которых так или иначе нарушается логическая цепочка. Например, в серии «Сажаем фруктовый сад» на всех четырех картинках изображены мальчик и девочка одного и того же возраста и в одинаковой одежде: на первой картинке они копают ямку, на второй — сажают саженец, на третьей — рассматривают большое выросшее дерево, на четвертой — собирают со взрослого дерева яблоки. Ошибка здесь заключается в том, что реально с момента посадки саженца до сбора урожая проходит несколько лет и дети при этом должны внешне измениться, т.е. вырасти.

Картинки, связанные с текстами знакомых детям литературных произведений, рекомендуется использовать только на первом, подготовительном этапе. В исключительных случаях можно использовать серию картинок на основе литературного произведения, не известного детям.

Организация работы на втором этапе должна осуществляться с учетом уровня развития детей определенного возраста и носить на первых порах индивидуальный или подгрупповой (2—4 ребенка) характер. Группы составляются с учетом уровня развития детей. Чем выше уровень детей, тем больше их может быть в группе. Дети с проблемами в развитии нуждаются в индивидуальном подходе.

Желательно проводить работу с серией картинок в утренние или вечерние часы, в спокойной обстановке, без отвлекающих моментов. Время, затрачиваемое на обучение одной подгруппы, не должно превышать для детей до 4 лет 5—6 минут, до 5 лет — 10 минут. Дети старшего дошкольного возраста могут быть заняты этой деятельностью около 15 минут, в зависимости от интереса.

Очень важно сформировать у детей мотив к этой деятельности. Примеры такой мотивации:

— для детей 2-й младшей группы — порадоваться картинкам, положенным в нужной последовательности (стимуляция положительного эмоционального состояния — пропеть песенку с картинками, произнести рифмованный текст или порадовать кого-то результатом);

— для детей 4—5 лет мотивом может служить помощь какому-либо герою (Чебурашка хочет разобраться в картинках);

— детям 5—7 лет важен мотив соревнования (работа на скорость без ошибок; мотив подготовки к школе или игра в «Сыщиков»).

Организация работы с серией картинок

Этап 1.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Формирование у дошкольников общих художественно графических навыков (рисование)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: