Организация деятельности психолога в рамках программы коррекции агрессивного поведения детей должна строиться с учетом следующих принципов:
- гуманизма -утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;
- конфиденциальности — информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся, должно быть сознательным и добровольным.
- компетентности — психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности
- ответственности — психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.
В структуре тренинговых занятий используются разнообразные формы и методы работы:
- дискуссия;
- работа в парах;
- работа в малых группах;
- психологическая игра;
- визуализация;
- ролевое проигрывание ситуаций;
- арттерапевтические техники;
- проективные методы диагностики эмоциональной сферы;
- дыхательная гимнастика.
Требования к проведению коррекционно-развивающей программы:
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста (7-11 лет), минимальная численность группы — 5 человек, максимальная — 9-10 человек.
Занятия необходимо проводить не реже 1 раза в неделю при условии постоянства времени и места. Оптимальный режим проведения занятий — 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия — 45-55 минут.
Место в учебно-образовательном процессе: групповые занятия в рамках коррекционно-развивающего направления работы педагога-психолога.
Длительность программы — 16 занятий.
Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, простые и цветные карандаши, ручки, пластилин, мяч, глубокая тарелка, мягкие игрушки, клубок ниток, музыкальный проигрыватель.
Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и ритуал прощания (при необходимости рефлексия проводится после выполнения конкретного упражнения).
Представленная программа вариативна. Возможность некоторого ее видоизменения выражается в том, что ведущий может заменять игры и упражнения, либо использовать дополнительные, в зависимости от специфики группы. Варианты дополнительных техник и упражнений приведены в разделе Копилка тренера Приложение 1
Этапы реализации программы:
1. Ориентировочный этап — 2 занятия.
Задачи: знакомство и установление эмоционально-положительного контакта с ребенком, ориентировка детей в обстановке игровой комнаты, введение норм и правил поведения на занятиях, санкций за их нарушения, разработка ритуалов приветствия и прощания, знакомство детей друг с другом.
Методы и приемы работы: эмпатическое слушание и предоставление детям свободы и инициативы, игры-знакомства.
2. Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций — 2 занятия.
Задачи: объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре и общении со сверстниками и взрослыми, диагностика особенностей поведения и эмоциональной сферы ребенка, обеспечение эмоционального отреагирования ребенком чувств и переживаний, связанных с негативным прошлым опытом взаимодействия.
Методы и приемы работы: методики Ежик, Несуществующее животное и др. арттерапевтические техники, игры с правилами.
3. Конструктивно-формирующий этап — 8 занятий.
Задача: решение тех задач, на которые направлен тренинг.
Методы и приемы работы: эмпатическое активное слушание, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание чувств и эмоций, умения доверять друг другу, релаксационные техники, арттерапевтические методы.
4. Обобщающе-закрепляющий этап — 4 занятия.
Задача: подведение итогов — чему участники научились, что они теперь умеют и т.д. Перенос нового позитивного опыта в практику реальной жизни ребенка и его отношений с другими людьми.
Методы и приемы работы: проигрывание ситуаций, использование домашних заданий.
5. Учебно-тематический план занятий: Приложение2