Подготовительные упражнения

Подготовительные упражнения

Подготовительные упражнения для обучения стойкам и перемещениям включают: ходьбу выпадами, в полуприседе, на внешней и внутренней стороне стопы, на носках и пятках; пробегание отрезков 15—20 м с ускорением; чередование ходьбы и бега; передвижения разнообразными способами в различных направлениях по зрительным и звуковым сигналам; бег из различных исходных положений лицом или спиной вперед, боком приставными шагами; ускорения; бег с прыжками; эстафеты, включающие бег, прыжки, кувырки, падения и т. д.

Подводящие упражнения

1. В парах. Подброс мяча одним игроком является сигналом для другого—принять высокую стойку; под-брос мяча с имитацией удара — принять низкую стойку.

2. Передвижение приставными шагами левым, правым боком вперед.

3. То же, что упр. 2, но остановка выпадом.

4. В парах. Один выполняет перемещения, другой, не отставая, повторяет его движения как бы в зеркальном отображении.

5. То же, что упр. 4 около сетки.

6. Броски и ловля мяча в колоннах с выходом под мяч и принятием средней стойки.

7. По сигналу тренера — поднятая вверх рука, занимающиеся передвигаются приставными шагами влево на 3 м и принимают среднюю стойку; рука в сторону — ускорение вперед, принять низкую стойку; рука вперед — поворот кругом, ускорение с остановкой выпадом; рука за голову — продвижение прыжками правым боком вперед и т. п.

8. В парах. Один игрок набрасывает мяч, другой, выполняя выпад влево, вперед, ловит его.

9. Мячи установлены в держателях над сеткой. Занимающиеся продвигаются вдоль сетки и касаются мячей.

10. Бег по кругу, ловля мяча и бросок двумя руками за голову.

11. Занимающиеся выстраиваются на линиях нападения лицом к сетке. По сигналу устремляются к сетке и выполняют остановку прыжком на левую (правую) ногу, не переступая среднюю линию.

12. В парах. Занимающиеся стоят лицом друг к другу на расстоянии 4 м; один бросает мяч за голову другому, тот разворачивается, бежит к месту падения мяча и ловит его.

13. Занимающиеся построены в колонну в зоне 1. Водящий из зоны 6 бросает мяч в зону 2; из колонны занимающиеся поочередно перемещаются к сетке и ловят мяч, затем возвращают его водящему, а сами перемещаются в конец колонны.

14. То же, что упр. 13, но занимающиеся располагаются в зоне 5, а водящий бросает мяч в зону 4.

15. Занимающиеся построены в колонну в зоне 4 в 3 м от сетки: поочередно бросают мяч партнеру, стояще-

му в зоне 3, и, выбегая к сетке, прыгают вверх; из зоны 3 мяч возвращают следующему игроку, стоящему в колонне.

16. То же, что упр. 15, но колонна занимающихся расположена в зоне 2.

17. Занимающиеся располагаются около сетки лицом к ней. По сигналу перемещаются спиной вперед к линии нападения и принимают стойку как при игре в защите.

18. Занимающиеся перемещаются прыжками вдоль сетки и имитируют блокирование.

Специальные упражнения

1. Перемещение шагом вперед, в стороны, назад, выполняя передачи мяча над собой.

2. То же, что упр. 1, но перемещаются бегом.

3. Занимающиеся построены в колонну в зоне 6. Преподаватель из зоны 4 бросает мяч в зону 3, куда выходит учащийся и передачей возвращает ему мяч.

4. То же, что упр. 3, но преподаватель бросает мяч из зоны 2.

5. В парах. Один игрок выполняет передачи в различных направлениях, другой после перемещения передачей возвращает ему мяч.

6. В парах. Один занимающийся передает мяч тихим ударом, другой, перемещаясь вперед, в стороны, возвращает ему мяч передачей двумя руками снизу.

7. Занимающиеся построены в колонну в зоне 1. Преподаватель из зоны 6 посылает мяч в зону 2, куда поочередно выходят учащиеся, которые передают мяч в зону 3.

8. То же, что упр. 7, но занимающиеся построены в зоне 5, а преподаватель посылает мяч в зону 4.

9. Перемещение занимающихся в противоположную колонну после встречной передачи мяча.

10. Перемещение приставными шагами вдоль сетки и выбивание мячей из держателей.

11. Из зоны 4 выход к сетке, прыжок и имитация нападающего удара.

12. Выход вперед и прием нападающих ударов.

13. Индивидуальные и групповые упражнения с перемещением по площадке и выполнением игровых приемов (о них см. в последующих разделах).

38

Рис.7 Подготовительные упражнения

Передача мяча двумя руками сверху

Прием и передача мяча — это та основа, на которой строятся атакующие и защитные действия волейболиста. От того, насколько умело овладевают занимающиеся этими техническими приемами, во многом зависит успех дальнейшего обучения.

Следует обучать юных волейболистов умению адресовать мяч точно по заданию, а для этого важно правильно освоить технику его выполнения: волейболист принимает исходное положение (рис. 7, кадр 1)—руки согнуты в локтях, кисти перед лицом, пальцы разведены и направлены вверх, образуя «ковш», локти направлены вперед- в стороны, ноги на ширине плеч, полусогнуты — одна несколько впереди другой, туловище слегка наклонено вперед (кадр 2). При передаче пальцы соприкасаются с мячом и, амортизируя, смягчают поступательное движение (кадр 3). Затем согласованным разгибанием рук, туловища и ног мячу придается поступательное движение вверх-вперед (кадр 4). В заключительной фазе передачи волейболист полностью разгибает руки, туловище и ноги, а кистями сопровождает мяч (кадр 5).

Прежде чем приступить к изучению передачи мяча, занимающиеся должны усвоить следующее:

при выполнении приема необходимо перемещаться так, чтобы к моменту передачи мяча оказаться в исходном положении;

в момент передачи касаться мяча нужно фалангами пальцев;

во избежание травм в исходном положении большие пальцы не следует выставлять вперед;

перед выполнением самого приема туловище необходимо разворачивать в направлении передачи;

в момент передачи разгибание рук, туловища и ног выполняют одновременно, мяч сопровождают руками до полного их выпрямления;

при выполнении первых и вторых передач, передач мяча перед собой, над собой и за голову положение кистей различно;

после выполнения передачи нужно сразу же принять положение готовности.

Для того чтобы качественно выполнить передачу мяча двумя руками сверху, занимающийся должен уметь:

принимать исходное положение;

располагать кисти перед лицом («ковш») ;

быстро перемещаться на 3—5 м вперед, назад, в стороны и после перемещения принимать исходное положение;

толкать набивной мяч (3 кг) двумя руками от головы вверх-вперед на расстояние 4 м.

Передачу мяча двумя руками сверху целесообразно включать в каждый урок, чтобы закреплять навыки выполнения этого приема. Занимающиеся должны повторять ее на каждом занятии 60—80 раз.

Из всего многообразия средств физической подготовки основное внимание нужно уделять средствам, развивающим у игроков быстроту реакции, скорость передвижения, прыгучесть и ловкость.

Освоение техники передач с первых же занятий целесообразно проводить в движении; при этом внимание игроков нужно акцентировать на своевременном выходе под летящий мяч и сохранении устойчивого равновесия.

После того как занимающиеся овладеют основами техники передач в упражнениях без сетки и около сетки, переходят к изучению их в условиях, приближенных к игровой обстановке.

В одном уроке следует изучать один новый элемент. Если на занятии изучается другой технический прием, то работа над техникой передач всегда может предшествовать ему, а также повторяться в течение занятия.

Большая часть упражнений, подобранных для изучения техники передач мяча, должна быть направлена на развитие тактического мышления игрока. 40

Для развития внимания, активности и подвижности волейболистов целесообразно обучить их передавать мячи, посылаемые из различных зон площадки. По мере овладения такими упражнениями следует переходить к другим — посылать мячи по различным траекториям, изменял темп, силу и направление полета мяча.

В упражнения полезно вводить соревновательные элементы — это позволяет быстро и прочно формировать необходимые физические и волевые качества,

Передавать мяч после перемещения лучше в статичном положении, стоя лицом по направлению предполагаемой передачи (делать передачу в движении не рекомендуется). Передачу мяча на удар целесообразнее выполнять повыше (3—4 м), в 50—60 см от сетки, так как на начальном этапе обучения занимающимся еще трудно согласовывать свои действия при разбеге, прыжке и ударе. Выполнив передачу, учащиеся не должны выключаться из игры: активная подстраховка своего нападающего после передачи — прямая обязанность игрока, передающего мяч.

Ошибки, встречающиеся при выполнении передачи мяча двумя руками сверху:

1. Несвоевременный выход к мячу.

2. Неправильное исходное положение перед приемом мяча и передачей:

руки вынесены несвоевременно;

положение неустойчиво;

ноги не согнуты в коленных суставах.

3. Несимметричное положение кистей.

4. Большие пальцы рук направлены вперед.

5. Чрезмерное тыльное сгибание кистей.

6. Руки в локтевых суставах слишком согнуты.

7. Мяч принимают на уровне груди или за головой.

8. Отсутствует фаза амортизации.

9. Мяч принимают слишком напряженными или расслабленными пальцами.

10. Кисти не сопровождают мяч.

11. Отсутствует согласованность в движениях рук, туловища, ног,

Подготовительные упражнения

Подготовительные упражнения для обучения передачам мяча двумя руками сверху должны включать упражнения, способствующие укреплению мышечно-связочного аппарата кистей и пальцев рук; передвижения на руках, броски и ловлю набивных мячей из разнообразных положений по различным траекториям; упражнения для развития ответных реакций на звуковой и зрительный сигналы; упражнения на координацию; упражнения для развития быстроты и ловкости.

Подводящие упражнения

1. Броски волейбольных мячей вверх-вперед. Занимающиеся в исходном положении удерживают мяч кистями, широко расставив пальцы; локти в стороны-вперед. Одновременным и полным разгибанием рук, туловища и ног производят бросок мяча. Упражнение выполняют в медленном и среднем темпе.

2. Имитация передачи мяча. Обучающиеся, подбросив мяч, ловят его, приняв исходное положение, а затем, имитируя движение при передаче, бросают его партнерам. Основное внимание обращают на согласованность движений рук, туловища и ног.

3. Передача мяча, подвешенного к баскетбольному щиту или закрепленного держателем («падающий мяч»). Занимающиеся из исходного положения, принимаемого при передаче мяча, пружинящим движением пальцев отбивают падающий сверху мяч. Руки, туловище и ноги разгибают одновременно (рис.8).

4. В парах. Один занимающийся подбрасывает мяч перед собой и передачей сверху направляет его партнеру. Партнер ловит мяч и таким же образом возвращает его. Следует обращать внимание учащихся на необходимость принимать положение готовности перед передачей и отрывистым движением касаться пальцами мяча.

Подготовительные упражнения Рис. 8

Подготовительные упражнения

Специальные упражнения

1. В парах. Расстояние между занимающимися 5—6м. Партнер набрасывает передающему мяч по средней траектории в направлении его головы. Тот из исходного положения передает мяч партнеру. Партнер ловит мяч и снова набрасывает его.

2. В парах. Партнер набрасывает мяч в 1—1,5 м левее или правее передающего. Передающий, делая выпад, стремится встретить мяч у лица и передать его партнеру, а затем возвратиться в исходное положение.

3. Занимающиеся стоят в колонне по одному лицом к преподавателю. Преподаватель поочередно направляет им мяч, а они выполняют передачу.

4. В парах. Занимающиеся располагаются на расстоянии 3—5 м друг от друга. Поочередные передачи мяча по низкой, средней и высокой траектории.

5. Передача мяча с расстояния 2—3 м от стенки. Выполняют их максимальное количество раз.

6. В тройках. Занимающиеся располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 4—5 м друг от друга. Передачи мяча слева направо в средней стойке. Определив место падения мяча, занимающийся располагается под ним так, чтобы в момент передачи стопы были направлены в сторону передачи.

То же в другую сторону (рис. 9).

7. Занимающиеся располагаются в колонну по одному

в зоне 3, один игрок в зоне 5 и второй в зоне 4. Игроки из зоныЗ поочередно выполняют передачу в зону 4 и возвращают мяч в зону 5. Основное внимание следует уделить точности передачи из зоны 3 в зону 4 (рис. 10).

Подготовительные упражнения

8. Занимающиеся располагаются в колонне по одному в зоне 1 и по одному игроку в зоне 3 и 2. Передача мяча из зоны 1 в зону 3, а оттуда в зону 2, затем возвращают его в зону 1. Основное внимание следует уделять передаче мяча из зоны 3 в зону 2. Занимающиеся в зоне 3 поочередно выполняют передачу (рис. 11).

Рис. 9 9. Четверо занимающихся располагаются у вершины

воображаемого четырехугольника на расстоянии 3—4 м

Подготовительные упражнения

Рис, 10 Рис. 11

Подготовительные упражнения рис. 12

друг от друга. Передача мяча слева направо. Определив место падения мяча, занимающийся располагается под ним так, чтобы в момент передачи стопы были направлены в сторону передачи (изменение направления под углом 90°).

То же в другую сторону (рис. 12).

10. Передача мяча из зоны 6 в зону 3, а оттуда — в зоны 4, 2. Занимающиеся располагаются на площадке в тройках по одному в зонах 6, 3, 4 и в зонах 6, 3, 2. Выполняют передачу из зоны 6 в зону 3, а оттуда—в зоны 4 и 2, возвращая затем мяч в зону 6. После выполнения задания игроки меняются местами в тройках, затем тройками (рис. 13).

Рис. 12

Подготовительные упражнения

Подготовительные упражнения

Рис. 13 Рис. 14

Подготовительные упражнения Подготовительные упражнения

Рис. 15 Рис. 16

11. Занимающиеся в колоннах располагаются на противоположных площадках, направляющий — в 2 м от сетки. Мяч передают по средней траектории — в 1,5—2 м над сеткой.

12. Учащиеся в колоннах располагаются по обеим сторонам сетки в зонах 6 и по одному — в зонах 3 и 4. Передачу мяча выполняют с одной стороны площадки из зоны 6 в зону 3, оттуда в зону 4, а затем поочередно через сетку в зону 6.

То же выполняют занимающиеся с противоположной стороны площадки (рис. 14).

13. То же, что упр. 12, но занимающиеся располагаются в зонах 6, 3 и 2 (рис. 15).

14. В парах. Занимающиеся располагаются на расстоянии 1,5—2 м друг от друга. Один игрок недобрасывает мяч партнеру, бросает левее, правее или за голову,

другой стремится переместиться к летящему мячу так, чтобы до касания уже находиться в исходном положении, и ловит его, а затем, имитируя передачу, посылает мяч партнеру.

15. То же, что упр. 14, но выполняют ловлю и имитацию передачи мяча, брошенного в пол и отскочившего вверх.

16. То же, что упр. 15, но выполняют ловлю и имитацию передачи мяча, брошенного с противоположной стороны площадки через сетку.

17. То же, что упр. 15 и 16, но учащийся, выходящий к мячу, выполняет передачу мяча, направляя его партнеру.

18. Занимающиеся располагаются по кругу, в середине находится преподаватель, который передает им мяч. Занимающиеся, выйдя под мяч, принимают его в исходном положении, а затем передают преподавателю.

19. В парах. Передача мяча в движении приставными шагами.

20. Занимающиеся построены в колонну по одному в зоне 1 лицом к сетке. Один волейболист находится в зоне 3, другой с мячом в зоне 2. Игрок зоны 2 подбрасывает вверх мяч, занимающиеся из колонны поочередно выбегают вперед и передают мяч в зону 3 (рис. 16).

21. То же, что упр. 20, но занимающиеся построены в колонну по одному в зоне 5, мяч подбрасывает вверх игрок, находящийся в зоне 4, передачу мяча выполняют в зону 3.

22. Встречная передача мяча в двух колоннах.

23. То же, что упр. 22, но через сетку.

24. Занимающиеся располагаются в четырех колоннах по одному вдоль боковых линий. Выполнив передачу на встречную колонну, игрок перебегает по диагонали в противоположную колонну (рис. 17). . 25. Занимающиеся построены в шеренгу на линии нападения лицом к сетке. Преподаватель с мячом располагается в зоне 3 и поочередно набрасывает мяч за голову занимающемуся. Тот отбегает и передает мяч в зону 3 (рис. 18).

26. То же, что упр. 25, но преподаватель с мячом находится на противоположной площадке в зоне 3 и перебрасывает мяч через сетку. Занимающийся, переместившись назад, выполняет передачу в зону 3 на стоящего там партнера.

27. То же, что упр. 26, но занимающийся после перемещения назад передает мяч в зону 2.

28. Занимающиеся построены в колонну по одному в зоне 5, по одному игроку с мячом в зонах 4, 3, 2 у сетки. Из колонны волейболисты по очереди перемещаются приставными шагами вправо, получают мяч и передают его

Рис. 17

Подготовительные упражнения

Подготовительные упражнения

Рис. 18

игрокам, стоящим в зонах 4, 3, 2 (рис. 19).

29. То же, что упр. 28, но занимающиеся построены в колонну в зоне 1 и после передачи мяча перемещаются влево.

30. Занимающиеся построены в колонну по одному в зоне 6, один игрок с мячом в зоне 3. Из зоны 3 мяч перебрасывают по высокой траектории в зону 1. Занимающиеся поочередно перемещаются вправо, передают мяч в зону 3 (рис. 20).

31. То же, что упр. 30, но из зоны 3 мяч набрасывают в зону 5. Занимающийся перемещается влево и передает мяч в зону 3. Рис. 19 Рис. 20

48 Подготовительные упражнения Подготовительные упражнения

32. Занимающиеся построены в колонну по одному в зоне 6. Один игрок из зоны 3 набрасывает мяч левее или правее игрока, стоящего в колонне; тот, выйдя под мяч, направляет его игроку в зону 4 или 2,

Передача мяча двумя руками через голову (назад)

Это своеобразный тактический прием при передаче мяча для нападающего удара. Техника передачи здесь имеет отличительные особенности: мяч принимают над головой, руки в момент касания выпрямляют вверх-назад, туловище прогибают, тяжесть тела переносят на ногу, находящуюся сзади.

1. В парах. Один игрок стоит спиной к другому, с собственного набрасывания он передает мяч партнеру двумя руками через голову,

49

Подготовительные упражнения

Рис. 21 Рис. 22

2. В тройках. Занимающиеся располагаются по одной линии. Крайний игрок передает мяч среднему, тот направляет его через голову на партнера, стоящего сзади, и поворачивается кругом, снова получает мяч и снова передает назад через голову и т. д.

3. Занимающиеся располагаются в шеренге около сетки, спиной к ней. Один из волейболистов, перемещаясь вдоль шеренги, поочередно набрасывает мяч каждому игроку. Мяч посылают двумя руками сверху назад через голову на противоположную сторону площадки (рис.21).

4. Занимающиеся располагаются в колоннах в зоне 3 правым боком к сетке. Преподаватель из зоны 4 передает мяч в зону 3, откуда игроки поочередно передают его назад через голову в зону 2 на стоящего там партнера (рис. 22), который передает мяч в зону 4.

50

5. То же, что упр. 4, но преподаватель с мячом стоит в зоне 2, а передача мяча из зоны 3 адресуется назад через голову в зону 4.

Перебивание мяча кулаком через сетку в стойке и прыжке

Как правило, новички еще не обладают достаточной подвижностью, поэтому им трудно вовремя занять исходное положение для передачи мяча около сетки, особенно когда мяч передают из глубины площадки или вдоль сетки. Начинающие часто допускают ошибки при попытке перебить мяч, летящий в сетку,— касаются ее.

Во избежание ошибок целесообразно обучить занимающихся перебиванию мяча кулаком через сетку в стойке и прыжке. Для этого рекомендуются следующие упражнения:

1. Один занимающийся стоит на стуле около сетки и держит мяч в вытянутой вперед руке. Игроки из колонны поочередно после разбега в два-три шага выпрыгивают вверх и ударяют по мячу кулаком, перебивая его через сетку. Юные волейболисты должны научиться прыгать вверх после разбега и приземляться на одну или обе ноги, не продвигаясь дальше по ходу разбега.

2. Занимающиеся построены в колонну по одному в зоне 4. Преподаватель из зоны 6 набрасывает мяч на верхний трос сетки между зонами 4 и 3, а игроки поочередно перебивают его кулаком через сетку в прыжке.

3. То же, что упр. 2, но колонна расположена в зоне 2, а преподаватель набрасывает мяч на верхний трос сетки между зонами 3 и 2.

4. В парах с противоположных сторон сетки. Один игрок перебрасывает мяч через сетку (близко к ней), другой, отбивая кулаком в прыжке, возвращает его на противоположную сторону.

Прием мяча двумя руками снизу

Прием мяча двумя руками снизу используют при приеме подачи, при игре в защите, в том числе и при страховке и перебивании через сетку мячей, летящих далеко за пределами площадки. Техника выполнения его заключается в следующем.

Находясь в положении готовности (рис. 23, кадр 1) —

51

Подготовительные упражнения

Рис. 23

ноги на ширине плеч или шире, параллельны или одна впереди другой, согнуты в коленях, руки выпрямлены и направлены вперед-вниз, локти приближены друг к другу, предплечья супинированы, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед (кадр 2). Осуществляя прием, игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним (кадр 3). Мяч принимают на предплечья, ближе к кистям рук (кадр 4). Движение прямыми руками вперед-вверх производят только в плечевых суставах. Туловище выпрямляют, ноги активно разгибают. Движение, сопровождающее мяч, выполняют дальнейшим разгибанием ног и туловища, а также плавным смещением рук вперед-вверх вслед за мячом (кадр 5).

Техника выполнения этого приема различна в зависимости от скорости полета мяча и высоты его траектории по отношению к игроку. Когда мяч летит выше уровня пояса с незначительной скоростью, игрок принимает его двумя руками снизу, находясь в устойчивом положении средней стойки, плавным встречным движением выпрямленных вперед-вверх рук, выпрямлением туловища и заключительным активным разгибанием ног.

Техника приема мяча двумя руками снизу, летящего с большой скоростью на уровне пояса, отличается более высоким исходным положением волейболиста. Наклон туловища вперед менее значителен; отсутствует также активное встречное движение руками. В фазе амортизации и отскока мяча от рук туловище игрока незначительно смещается назад-вверх, о. ц. т. тела находится за площадью опоры. Скорость движения рук становится минимальной, что способствует смягчению удара и снижению скорости полета мяча после соприкосновения его с руками.

Техника приема мяча двумя руками снизу, летящего с большой скоростью (18—20 м/сек) ниже уровня пояса, отличается большим сгибанием ног в коленях в исходном положении и тем, что после соприкосновения рук с мячом о. ц. т. продолжает понижаться в результате увеличения сгибания ног. Незначительно выпрямляя туловище, волейболист амортизирует удар, смещая руки назад-вниз.

После приема мяча скорость движения рук увеличивается, а движение их направлено вверх. Это связано в данном случае не с активным движением в суставах, а с разгибанием ног, последующим отталкиванием ими от опоры, выпрямлением туловища и перемещением о. ц. т. игрока назад-вверх.

Прежде чем приступить к освоению этого приема, занимающиеся должны усвоить следующее:

необходимо перемещаться так, чтобы к моменту приема мяча находиться в исходном положении;

мяч принимают на предплечья, ближе к кистям; если предплечья не образуют ровную площадку или находятся в разновысоком положении, то качество приема и точность передачи ухудшаются;

при приеме мяча, летящего с небольшой скоростью, ноги и туловище разгибают активно; руки плавно сопровождают мяч вперед-вверх;

скорость смещения рук вперед-вверх в момент приема мяча тем больше, чем меньше скорость полета мяча, и наоборот;

после приема мяча занимающийся должен принять положение готовности.

Для обеспечения качественного приема мяча двумя руками снизу занимающийся должен уметь:

принимать положение готовности;

перед приемом мяча правильно располагать руки — предплечья супинированы и находятся на одном уровне, кисти соединены;

быстро перемещаться вперед, назад, в стороны на 5— 7 м и после перемещения принимать исходное положение.

Прием мяча двумя руками снизу целесообразно включать в каждое занятие в виде эстафет у стены, встречных передач, чтобы постоянно закреплять навыки игроков.

При совершенствовании этого приема не следует забывать и о выполнении передачи мяча двумя руками

сверху. Применять его нужно в зависимости от обстановки.

Ошибки, встречающиеся при выполнении приема мяча двумя руками снизу:

1. Несвоевременный выход к мячу.

2. Неправильное положение и движение рук:

расположены несимметрично;

предплечья не супинированы и недостаточно сведены;

руки согнуты в локтевых суставах.

3. Несоответствие скорости движения рук встречной скорости полета мяча.

4. Отсутствие согласованности в движении рук, туловища и ног.

Подготовительные упражнения

Комплекс подготовительных упражнений для обучения приему мяча двумя руками снизу включает: упражнения для развития подвижности в кистевых и плечевых суставах; броски набивных мячей двумя руками снизу;

перемещения вперед, в стороны, назад; ускорения из различных исходных положений; упражнения на расслабление.

Подводящие упражнения

1. Имитация приема мяча—находясь в исходном положении, юный волейболист выполняет серии движений, имитирующих прием мяча. Основное внимание следует обращать на согласованность в работе рук, туловища и ног, на правильное положение предплечий (параллельность и супинирование).

2. Прием мяча, подвешенного к щиту, на месте. Обратить внимание на положение рук, туловища, ног.

3. Прием мяча, подвешенного к щиту, после выпада.

4. То же, что упр. 3, но после перемещений.

5. В парах. Один учащийся набрасывает мяч, другой, приняв исходное положение, подводит руки под мяч снизу и ловит его.

6. То же, что упр. 5, но после выпада.

7. То же, что упр. 5, но после перемещений,

Специальные упражнения

1. Прием мяча от партнера. Расстояние между занимающимися около 4 м. Партнер набрасывает мяч передающему игроку так, чтобы тому было удобно принять его двумя руками снизу. Передающий, приняв мяч, из исходного положения направляет его партнеру.

2. В парах. Партнер набрасывает мяч в 1—1,5 м левее, правее, ближе принимающего. Игрок принимает мяч вы-радом в стороны, вперед, назад. Обратить внимание занимающихся на своевременное выполнение выпада.

3. В парах. Занимающиеся располагаются на расстоянии 5—6 м друг от друга. Поочередные передачи мяча по низкой, средней и высокой траектории. Обратить внимание занимающихся на изменение угла наклона рук при приеме в зависимости от траектории полета мяча: чем ниже траектория, тем больше угол наклона рук.

4. В парах. Учащиеся располагаются на расстоянии 5—6 м друг от друга. Поочередные передачи мячей, летящих с различной скоростью. Обратить внимание занимающихся на необходимость выполнять быстрое встречное движение руками к мячу, летящему с незначительной скоростью, и относительно медленно смещать их вперед-вверх при увеличении скорости полета мяча. В том случае, когда мяч летит с большой скоростью, т. е. после удара занимающегося, следует снижать скорость полета мяча—в момент приема туловище несколько приподнимать, а руки незначительно смещать вверх-назад.

5. Занимающиеся располагаются на расстоянии 2—3 м от стенки. Передачи мяча с ударом о стенку двумя руками снизу на максимальное количество раз.

6. Трое занимающихся располагаются треугольником на расстоянии 3 м друг от друга. Передача мяча слева направо в средней стойке. Обратить внимание занимающихся на необходимость выполнять движение руками в направлении вперед-вверх-вправо. После соприкосновения с мячом левую ногу разгибают активно, тяжесть тела переносят на правую ногу.

То же в другую сторону. Руки после соприкосновения с мячом движутся в направлении вперед-вверх-влево, правую ногу разгибают активно, тяжесть тела переносят на левую ногу (рис. 24).

7. Занимающиеся по одному располагаются в зонах 4 и 3, а колонна—в зоне 5. Передача мяча из зоны 4 в

Подготовительные упражнения

Рис. 24

зону 5, а оттуда приемом снизу в зону 3 и возвращение в зону 4 ударом руками сверху. Основное внимание следует уделить точности передачи мяча из зоны 5 в зону 3 (рис. 25).

8. Занимающиеся по одному располагаются в зонах 2 и 3, а колонна— в зоне 1. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, а оттуда приемом снизу в зону 3 и возвращение в зону 2 двумя руками сверху. Основное внимание

уделить точности направления мяча из зоны 1 в зону 3 (рис. 26).

9. Занимающиеся по одному располагаются в зонах 4 и 2, а колонна—в зоне 6. Игроки из зоны 6 поочередно приемом снизу направляют мяч в зону 2, получают его обратно, затем передают в зону 4 и уходят в конец колонны. Основное внимание следует уделить точности направления мяча из зоны 6 в зоны 4 и 2 (рис. 27).

10. Занимающиеся в колоннах располагаются в зонах 4 и по одному игроку в зонах 6 и 3.

Подготовительные упражнения Рис. 25

Приемом снизу мяч направляют из зоны 5 в зону 3, оттуда в зону 4, из зоны 4 через сетку в зону 6 (рис. 28). Игрок, перебивший мяч через сетку, перемещается в конец колонны.

11. То же, что упр. 10, но колонны занимающихся расположены в зонах 6, 3, 2.

12. Занимающиеся в колоннах расположены в зоне 4

Подготовительные упражнения

рис. 26 рис 27

в 3 м от сетки, лицом к ней. Один игрок с мячом стоит в 3—4 м от сетки и бросает мяч в сетку; его поочередно после выхода вперед принимают занимающиеся, стоящие в колонне (рис. 29). После приема мяча, отскочившего от сетки, игрок перемещается в конец колонны.

13. То же, что упр. 12, но колонны занимающихся расположены в зонах 2.

14. В парах. Занимающиеся располагаются на расстоянии 4 м друг от друга. Один игрок несильным ударом направляет мяч партнеру на метр ближе, левее или правее его.

15. Занимающиеся в колонне располагаются в зоне 6, преподаватель с мячом—в зоне 3. Несильным ударом преподаватель направляет мяч то в зону 5, то в зону 1. Игроки, перемещаясь в сторону, поочередно принимают мяч и направляют его в зону 3.

Подготовительные упражнения

Рис. 28

Рис. 29

16. Занимающиеся построены в колонну в зоне 6. Преподаватель с мячом стоит на стуле в зоне 3 на противоположной стороне площадки. Несильным ударом он направляет мяч через сетку; игроки, поочередно выходя под мяч, принимают его и направляют в зоны 2, 3.

Прием подачи

Прием подачи—технический прием, от которого зависит дальнейший ход игрового эпизода. Ошибки, допущенные здесь, немедленно приводят к потере очка. Плохой прием затрудняет развитие атаки. Из-за сложности выполнения прием подачи требует особого подхода при обучении и должен занять одно из главных мест в тренировочной работе. Техника выполнения приема подачи заключается в следующем.

Подготовительные упражнения

Рис. 30

Определив способ подачи соперника, волейболист принимает положение готовности—ноги на ширине плеч, одна на 20—30 см впереди другой, незначительно согнуты в коленях, туловище чуть наклонено вперед, руки согнуты в локтях, взгляд направлен на подающего игрока (рис. 30, кадр 1). После подачи, определив направление, траекторию и скорость полета мяча, волейболист, принимающий подачу, быстро перемещается к месту падения мяча и принимает исходное положение—руки, туловище и ноги расположены в зависимости от избранного способа приема мяча. Игрокам, перед приемом подачи стоящим в зонах 4 и 5, рекомендуется занимать положение—левая нога выдвинута несколько вперед, а игроки, стоящие в зонах 2 и 1, выдвигают несколько вперед правую ногу.

При приеме подачи двумя руками сверху, когда мяч движется со средней скоростью, сгибание ног в голеностопных и коленных суставах, а туловища — в тазобедренном суставе увеличивается. Угол между туловищем и плечом уменьшается, предплечья опускают несколько ниже. Такое расположение рук обусловлено более пологой траекторией полета мяча после подачи (кадр 2). При большой скорости полета мяча или при планирующей подаче волейболист еще больше сгибает ноги, туловище несколько отклоняет назад (о. ц. т. тела находится за опорой—кадр 3) и, выполнив передачу, приседая, перекатывается на спину.

При приеме подачи двумя руками снизу в исходном положении ноги согнуты в коленных и голеностопных суставах, туловище незначительно наклонено вперед, руки выпрямлены и направлены вперед-вниз, предплечья супи-нированы (кадр 4). Мяч принимают на предплечья, ближе к кистям, ноги и туловище выпрямляют. С увеличе-

нием скорости полета мяча встречное движение рук замедляется.

Поскольку прием подачи — сложный элемент техники, способ выполнения которого может меняться в зависимости от способа подачи и ее тактической направленности, то занимающийся должен усвоить следующее:

чем быстрее принимающий подачу игрок определит способ ее выполнения, тем скорее он сможет принять правильное положение готовности;

чем раньше будут определены направление, траектория и скорость полета мяча после подачи, тем больше будет времени на перемещение навстречу мячу, принятие исходного положения и выбор способа приема подачи;

игрок, принимающий подачу, заранее предполагает направление передачи мяча;

качество передачи мяча после подачи зависит от своевременного и правильного принятия исходного положения;

когда мяч летит с малой скоростью по высокой траектории, целесообразнее принимать и передавать его двумя руками сверху—тогда передача точнее;

когда мяч летит с большой скоростью на уровне пояса, то лучше принимать его двумя руками снизу; этот прием позволяет игроку оставаться в опорном положении, что дает возможность быстро включаться в игровые действия, однако точность передачи, как правило, несколько снижается;

при приеме подачи двумя руками сверху следует согнуть ноги в коленных и голеностопных суставах больше, чем при выполнении второй передачи, пальцы рук несколько напряжены. Если мяч летит быстро, то можно принять подачу с падением-перекатом на спину. Для этого волейболист выходит под мяч, тазобедренный сустав находится на уровне коленного, о. ц. т. тяжести тела опущен вниз и смещен за опору. Мяч принимают в безопорном положении, туловище несколько отклоняют назад, активным движением руками направляя мяч вперед-вверх, после чего следует группировка и падение-перекат на таз — спину. Во избежание травм при перекате на спину руки в стороны-назад для упора выставлять не рекомендуется, голову следует наклонять вперед;

при приеме подачи двумя руками снизу следует принимать более низкую стойку. Руки при приеме подачи опущены несколько ниже, чем обычно. Сгибание рук в

Подготовительные упражнения

Рис. 31 Рис. 32

локтевых суставах не допускается. Движение рук навстречу мячу минимально и уменьшается по мере увеличения скорости полета мяча. К стремительно летящему мячу выставляют предплечья и в момент касания его руки чуть отводят назад, амортизируя удар.

Для того чтобы успешно принять подачу, учащийся должен уметь:

Подготовительные упражнения ЧЮЦ — Мастер Сюй Минтан


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: