Примерный образец протокола пульсометрии

ПУЛЬСОМЕТРИЯ УРОКА

Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физической культуры. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока. В последнем случае вычерчивается кривая нагрузки.

Частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица, в разное время и при разных обстоятельствах — не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращений лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе Примечания.

Содержание и порядок записей уясняются из названия отдельных граф протокола. Форма протокола и образец выполнения этого задания приводятся ниже.

Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующее:

1) своевременно подготовить часы (с сек. стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);

2) подготовить протокол записи показателей;

3) заблаговременно выбрать объект наблюдения — по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть средний ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.

При возможности ведется наблюдение за работой одновременно нескольких разнотипных представителей класса и затем подсчитывается у них пульс: девочки и мальчика: сильного, среднего, слабого по подготовленности ученика, старательного и нерадивого и т.д. В этом случае каждого ученика наблюдают разные студенты. Анализ и обобщение всех исследовательских данных можно поручить одному студенту, который оформляет соответствующие документы, материалы и докладывает их при обсуждении урока бригадой.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс сразу после окончания упражнения или серии упражнений и перед выполнением. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить в одной и той же стойке.

Важно получить исходные показатели пульса до начала урока. Далее пульс подсчитывается при входе ученика в зал, по звонку и т.д.

После окончания урока полученные показатели пульса (за 10 сек.) переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока — его кривая.

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте кривой условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площадки между кривой и проекцией от исходного пульса — о ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того, чтобы анализ полученных данных был достаточно убедителен, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ УРОКА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Контроль расхода времени занимающихся на различные элементы учебно-воспитательной работы с целью определения плотности урока как косвенного показателя его полноценности осуществляется с помощью хронометрирования. Для удобства все действия занимающихся объединяют по сходным признакам в самостоятельные виды.

1. Умственные — по преимуществу действия (слушание педагога, наблюдение, осмысливание воспринимаемого, проектирование предстоящих действий, взаимоконтроль, взаимооценивание, обсуждение вопросов).

2. Двигательные — по преимуществу действия (выполнение физических упражнений, перемещение и установка снарядов, взаимопомощь и др.).

3. Отдых — учитываются и оцениваются целесообразные и нецелесообразные затраты времени.

Суммирование полученных данных позволяет определить процентное соотношение расхода времени на все действия занимающихся и плотность урока.

Различают общую и двигательную (моторную) плотность.

Общая плотность урока является обобщенным показателем рационального использования времени. Она определяется отношением суммы всех необходимых затрат времен (на умственные и физические действия, а также оправданные паузы в работе) ко всей продолжительности урока и выражается в процентах. Например, если в школьном уроке эта сумма составила 41 минуту, то общая плотность урока будет равна 91,1 % (сумма рационально затраченного времени на все виды деятельности умножается на 100 и делится на 45).

Двигательная плотность определяется отношением суммы показателей времени, использованного на физические действия занимающихся, к общей продолжительности урока. Например, если в школьном уроке на физические действия затрачено 29 мин, то двигательная плотность урока будет равна 64,5% (29 ? 100 :45= 64,5%).

При анализе полученных материалов следует заметить, что общая плотность урока должна приближаться к 100 %.

Что же касается двигательной плотности, то в зависимости от типа урока ее показатель может измениться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, на уроках совершенствования техники движения и физических качеств, она может достигать 70-80 %. На уроке же с образовательной направленностью, где предусмотрено разучивание сложного двигательного действия и решение соответствующих задач (например, обучения знаниям), требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в пределах 50% и ниже.

Анализ хронометрических данных должен способствовать правильной оценке умения организовать учебно-воспитательную работу и продуктивно расходовать время урока.

Для достижения объективности суждений и рекомендаций необходимо учесть тип урока, задачи, специфику учебного материала, состояние и работоспособность учеников, материально-технические возможности и другие условия, определяющие особенности урока. На основании анализа должны быть сформулированы выводы и кратко изложены конкретные предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на уроке.

Для выполнению этого задания студент должен заблаговременно подготовиться:

1) изучить конспект урока, на котором предлагается хронометрирование;

2) определить тип урока;

3) изучить соответствующую литературу (материал учебника, методические пособия);

4) своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока;

5) наметить объект наблюдения — это должен быть средний ученик, которого не предупреждают о предстоящем наблюдении:

6) подготовить протокол для записи соответствующей информации.

Образец выполнения данного задания, то есть содержание и порядок записей хронометрирования, а также примерный анализ, приведены в приложении 3.

В графе действия занимающихся лаконично и последовательно записывается содержание каждого действия, например: слушание задач урока, ходьба, бег, упражнения в движении, обдумывание задания, участие в установке снарядов, пассивный отдых и т.д.

В следующей графе записывается время окончания действий занимающихся. Если разные действия одного и того же вида деятельности следует одно за другим, то по скользящему секундомеру фиксируется время окончания последнего. Например, ходьба, бег, упражнения в движении — все они относятся к физической по преимуществу работе. Поэтому нет смысла осложнять записи и последующие расчеты определением времени каждого из них. Но если после ходьбы ученики слушали объяснения или предварительные указания педагога относительно предстоящего бега, то фиксируется время окончания ходьбы, затем — слушание педагога (это умственная работа).

Дальнейшие расчеты и записи продолжительности действий по видам деятельности, а также обработка данных хронометрирования должны производиться после окончания урока.

Путем вычета предыдущего показателя времени от очередного определяется продолжительность действия и заносится в соответствующую графу. Например, построение и рапорт длился 2′ 45», это время записывается в графу двигательная по преимуществу работа. А слушание задач урока закончилось на 3’05». От этого времени отнимаем предыдущие 2’45», полученные 20» с записываем в графу умственная по преимуществу работа.

В зависимости от деятельности педагога умственные и двигательные действия занимающихся, а также паузы их отдыха могут быть целесообразными и нецелесообразными, эффективными и неэффективными. Например, используя в уроке хорошо известные ученикам, несложные упражнения, педагог неоднократно их показывал. Естественно, ученики нецелесообразно затратили определенное время на наблюдение того, что могли выполнить сразу. Или — для выполнения смешанных висов на брусьях педагог вызывал по одному ученику, вместо того, чтобы использовать имеющиеся возможности выполнения по три сразу. Во втором случае пауза отдыха и ожидания очереди значительно сократились бы. Поскольку упражнения в смешанном висе не сопровождаются значительными нагрузками, паузы отдыха должны быть минимальными, остальное время оценивается как нецелесообразное.

Все нецелесообразные затраты времени на умственную и двигательную работу, а также на отдых определяются сразу, по ходу хронометрирования и записываются в графу со знаком -.

Для вычисления общей плотности суммируются показатели рациональных затрат времени (+) на все виды деятельности. Полученную сумму следует умножить на 100, а полученное произведение поделить на время урока.

Для вычисления двигательной плотности суммируются показатели времени, затраченного на двигательные действия (+, -). Полученную сумму необходимо умножить на 100 и поделить на время урока.

Попутные записи в графе примечания позволяют более всесторонне осмыслить и оценить наблюдаемое. Они будут касаться тех учеников, которые не заняты выполнением упражнений.

Изменения плотности урока, зависящие от таких отклонений, будут касаться только данного ученика и должны быть оговорены специально при анализе плотности урока в целом.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ПУЛЬСОМЕТРИИ

от _______________ 200__года.

Предмет наблюдения — изменение пульса учащихся_______класса

в процессе урока физической культуры в классе, проведенного практикантом_______________________________________________________ Задачи урока:

1. Совершенствовать технику упора стоя согнувшись, подводящего к кувырку вперед.

2. Развить функцию вестибулярного аппарата.

3. Добиваться внимательного отношения к требованиям педагога.

Запись наблюдений

№№ Наименование действий, предшествующих подсчету пульса Время подсчета пульса от начала урока Частота пульса Примечание
за 10 сек За 1 мин
1. В покое, после предыдущего урока 10’45»
2. За 5 мин до звонка 10’55»
3. По звонку, в начале урока 11’00»
4. Слушала описание строевых заданий 7’00»
5. Бег 7’30»
6. Замечание по дисциплине классу 11’00»
7. Описание упражнения, выполнение перекатов. 13’00» Выполнено указанное кол-во раз
8. Замечание классу по поводу дисциплины 15’00»
9. Описание упражнения подводящие к выполнению кувырка вперед, выполнение задание 17’00» Задание выполнялось тщательно
10. Наблюдение за показом упражнения 18’30»
11. Выполнение задание 21’00»
12. Выполнение задания 23’00»
13. Замечания по дисциплине классу 25’00»
14. Построение 27’30
15. Бездействие, простой 30’00»
16. Перестроение, объяснение задания 33’00»
17. Ожидание очереди 35’00»
18. Выполнение упражнения,5 раз 38’00»
19. Ожидание очереди, построение 45’00»
20. Выход из спорт. зала 11ч 50′

Примерный образец протокола пульсометрии

Примеры разговора обученного и не обученного администраторов клиники и салона красоты


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: