1. Взаимоотношения отцов и детей:
- проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?);
- проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;
- проблема предательства детьми своих родителей.
- Проблема отцов и детей
- Проблема отношения к пожилым людям
- Проблема вины и раскаяния за причинённое близким зло
- Проблема воспитания подрастающего поколения
- Проблема воспитания сострадания
- Проблема сравнения современных подростков и подростков прошлых времён
- Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения
- Проблема восприятия мира детства взрослыми людьми
- Проблема роли детства в становлении личности человека
- Проблема детских воспоминаний
- Проблема воспитания умения противостоять трудностям
- Проблема влияния эпохи на формирование нравственных ориентиров и основных жизненных установок молодого поколения
2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:
- проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;
- проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);
- проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:
- проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека;
- проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?);
- проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
4. Сложность и противоречивость человеческих поступков:
- проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?);
- проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;
- проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
5. Человеческое благородство:
- проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека;
- проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?);
- проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;
- проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?).
6. Честь и человеческое достоинство:
- проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?);
- проблема защиты чести и собственного достоинства;
- проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
7. Отношения человека с другими людьми:
- проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;
- проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;
- проблема истинной дружбы;
- проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?);
- проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);
- проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
8. Восприятие человеком окружающего мира:
- проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;
- проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
9. Одиночество человека:
- проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);
- проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?);
- проблема одинокой старости.
10. Человек и искусство:
- проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);
- проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);
- проблема восприятия музыки человеком.
- Проблема роли русской классической литературы в духовной жизни современного общества
- Проблема нравственного долга писателя
- Проблема ответственности писателя перед соотечественниками
- Проблема эмиграции деятелей культуры
- Проблема соотношения человеческих качеств и творческой одержимости
- Проблема восприятия ребёнка мастерами старой школы живописи
- Проблема роли книги в становлении личности ребёнка
- Проблема назначения книги
- Проблема бережного отношения к книгам.
- Проблема вытеснения литературы другими видами искусства.
- Проблема сохранения культуры и духовной свободы общества
- Проблема цели и задач поэтического (писательского) творчества
- Проблема сохранения человеческой культуры и духовной свободы общества
11. Отношение человека к миру природы:
- проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы;
- проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;
- проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;
- проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);
- проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?).
- Проблема воздействия природы на человеческую натуру
- Проблема взаимопонимания человека и животных
- Проблема взаимоотношений человека и мира
12. Бережное отношение человека к языку:
- проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).
13. Человек и власть:
- проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
14. Сострадание окружающим:
- проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);
- проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.
15. Отношение человека к войне:
- проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);
- проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);
- проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?);
- проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?);
- проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях.
16. Философские проблемы:
- Проблема добра и зла
- Проблема активной жизненной позиции
- Проблема истинных ценностей
- Проблема выбора, который приходится делать человеку
- Проблема человеческой памяти
- Проблема самооценки личности
- Проблема места человека в мире
- Проблема значимости человеческой личности
- Проблема силы человеческого духа
- Проблема памяти о пережитых испытаниях
- Проблема смысла жизни
- Проблема радостного мировосприятия
- Проблема формирования гармонического мировосприятия
- Проблема определения жизненных приоритетов
- Проблема взаимоотношений человека и мира
- Проблема влияния времени на характер ценностей
- Проблема понимания истинных человеческих ценностей
- Проблема возмездия
- Проблема существования вечных ценностей в контексте времени
- Проблема манипуляции общечеловеческими ценностями
- Проблема возможности сопоставления добра и зла
- Проблема личностной ценности
- Проблема памяти
17. Нравственно-этические проблемы:
- Проблема чести и совести
- Проблема непобедимости хамства
- Проблема проявления наглости, нахальства, грубости людей по отношению друг к другу
- Проблема определения сущности хамства
- Проблема чуткости и бездушия
- Проблема совести и ответственности человека за свои поступки
- Проблема чести и достоинства
- Проблема самоуважения
- Проблема активной жизненной позиции
- Проблема истинной любви и дружбы
- Проблема самоотдачи в отношениях с любимым человеком
- Проблема героизма и самопожертвования
- Проблема отношения человека к своему делу
- Проблема отношений с другими людьми
- Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми
- Проблема формальных связей
- Проблема человеческой памяти
- Проблема подвига
- Проблема долга и ответственности за жизнь другого человека
- Проблема самооценки личности
- Проблема силы человеческого духа
- Проблема отношения общества к знаменитостям
- Проблема национального характера
- Проблема памяти о прожитых испытаниях
- Проблема способности человека к сочувствию
- Проблема взаимосвязи сочувствия и активной помощи человеку
- Проблема человеческих взаимоотношений
- Проблема определения сущности ревности
- Проблема соотношения любви и ревности
- Проблема преодоления ревности
- Проблема становления и крушения любви
- Проблема трагического одиночества человека, избравшего для себя путь беззаветного служения делу»
- Проблема верности долгу
- Проблема нравственных возможностей человека
- Проблема взаимоотношений личности и коллектива
- Проблема истинной дружбы
- Проблема нравственного выбора человека
- Проблема ценности личности
- Проблема любви
- Проблема памяти
18. Патриотические (образ Родины, героическое прошлое России):
- Проблема отношения к родине
- Проблема определения героического
- Проблема героизма и лжегероизма
- Проблема определения критериев героического
- Проблема сохранения мира на Земле
- Проблема противостояния злу и человеконенавистничеству в эпоху глобализма
- Проблема героической личности
- Проблема роли личности в истории
- Проблема выдающейся личности и масс
- Проблема исторической памяти
- Проблема закономерностей исторического развития государства
- Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний
- Проблема чувства долга и чувства самосохранения в годы войны
- Проблема любви к родине
- Проблема истинных ценностей на войне
- Проблема нравственной оценки факта войны
- Проблема войны и сохранения человеческого в человеке
- Проблема объективной оценки исторических событий и личности
- Проблема патриотизма как общезначимой ценности
- Проблема отношения к прошлому своей родины
- Проблема патриотизма