Происхождение бумаги. происхождение бумаги

IРабота с бумагой и картоном

Происхождение бумаги. происхождение бумаги Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.

Но это еще не была бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука.

Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.

Состав бумаги

В качестве основных компонентов композиционного состава бумаги используют волокна растительного происхождения, выделяемые из древесины хвойных и лиственных пород, из стеблей однолетних растений, семенных коробочек и листьев некоторых растений. В зависимости от метода производства, выхода гемицеллюлоз (веществ, сходных с целлюлозой, но с меньшей молекулярной массой) и лигнина (инкрустирующего вещества), получают различные полуфабрикаты: древесную массу, полухимическую массу (полуцеллюлозу), небеленую, беленую и облагороженную целлюлозу.

Производство бумаги

Основными операциями при изготовлении бумаги ранее были варка, промывка и измельчение бумажной массы, которое производилось вначале молотками в ручных ступах, затем в ножных толчеях. В 13-15 вв. появились механические толчеи. В конце 17 в. в Голландии бумажную массу стали измельчать ножами, насаженными на металлические валы (роллы), заключенные в чане.

Измельченную бумажную массу вместе с водой загружали в подогреваемые чаны, из которых ее затем черпали формой, состоящей из прямоугольной рамки с прикрепленной к ней сеткой из проволоки. После того, как лишняя вода стекала сквозь сетку, массу выкладывали на листы грубого сукна или войлока. Стопу листов войлока с бумажной массой пропускали через пресс для удаления остатков влаги. Затем листы проклеивали, сушили, обрабатывали молотами, лощили и упаковывали.

Происхождение бумаги. происхождение бумаги

Сказка о том, как делают бумагу.

Жил-был Фантик. Он был очень красивый. Раньше в него была завёрнута вкусная карамелька, но её съели, и Фантика положили в книжку. Грустно стало Фантику: не с кем поиграть, поспорить, особенно о том, кто красивее.
Лежит Фантик, скучает. И вдруг кто-то спрашивает:
— Ну, что вздыхаешь, братишка?
Встрепенулся Фантик, стал оглядываться. Никого нет, только книжка листочками шелестит:
— Это мы тебя позвали, ты же бумажный, как и мы.
— Ничего себе родственники, — отвечает фантик, — вы вот просто белые, в закорючках каких-то, а я красавец!
— Ах ты, Фантик-хвастунишка, да знаешь ли ты, что это за закорючки? Кто читать умеет, тот узнает, почему мы родственники и почему ты тоненький и пёстрый. А есть бумажки

Происхождение бумаги. происхождение бумаги

белые и блестящие, есть совсем прозрачные, есть шершавые, будто песком посыпанные, а есть волшебные — над ними фотограф поколдует, и вдруг на белом листе появятся деревья, цветы, а может, и ты. Фантик. Эту твою родственницу-волшебницу зовут фотобумага.

Происхождение бумаги. происхождение бумаги

Происхождение бумаги. происхождение бумаги

Смутился Фантик, вот, оказывается, какие у него замечательные родственники. И говорит робко:
— А скажи мне, пожалуйста, уважаемая книжечка, почему это мы все родственники, ведь мы такие разные!
И решила книжечка рассказать Фантику, откуда он взялся.
— Лежи тихо, Фантик, закрой глазки и слушай. Далеко-далеко растёт дремучий лес. Стоят старые и могучие деревья, рядом кудрявятся молоденькие деревца. Тесно в тесу, темно. Как пройдет буря, падают одряхлевшие великаны, ломают молодой лес. И придумали люди лес прореживать. Ты ведь слыхал, что если дерево спилить и очистить от сучьев, то из бревна можно сделать очень много полезных вещей: и мебель, и посуду, и дом, и многое-многое другое.

Происхождение бумаги. происхождение бумаги

Происхождение бумаги. происхождение бумаги

А если дерево размолоть в крошку и хорошенько её проварить, получится целлюлоза, из которой потом сделают специальную «кашу» — бумагу. Вместо соли, сахара и масла в эту «кашу» добавят клей, мел и другие нужные вещества И еще раз проварят. Потом специальные машины воду отцедят, «кашку» размажут тонким слоем, высушат, выгладят, и получится длинная белая лента — бумага.

Происхождение бумаги. происхождение бумаги

Происхождение бумаги. происхождение бумаги

А чтобы бумага получилась разная, всякий раз в древесную «кашку» подмешивают разные добавки. Подольют краски — вот и цветная бумага, добавят побольше мела и клея — белоснежная, блестит.
— Послушай, книжечка, — перебил Фантик, — а как же это получается, что у меня только с одной стороны картинки, почему они насквозь не проварились?

Происхождение бумаги. происхождение бумаги

— Какой ты нетерпеливый. Фантик! Сейчас дойдем и до этого. Слушай дальше. Вот сварили белую бумагу. Высушили. Выгладили, длинную ленту скатали в толстый рулон — рол называется. От него потом будут отрезать, сколько нужно. Нарежут листов, а уж на них и картинки нарисовать можно, и сказку про тебя напечатать.
— Замечательно, — говорит Фантик, — значит, от большого рола будем отрезать кусочки: из одного Фантики сделаем, из другого — пакеты для молока, из третьего книжку.
— Остановись, Фантик, ты всё перепутал. Давай разберёмся. Сварили, например, «кашку» для толстой белой бумаги, чтобы на ней ребята акварельными красками лес нарисовали. Получился большой рол такой бумаги. Как же от него можно отрезать кусочек для Фантика, если ты тоненький, почти прозрачный?

Происхождение бумаги. происхождение бумаги

— Понял, — отвечает Фантик, — нужно другую «кашку» варить, специально для тонкой прозрачной бумаги.
— Вот теперь правильно. Для каждого вида бумаги варят «кашку» по своему рецепту, а уж потом на одной бумаге печатают красивые картинки и заворачивают в неё конфеты, а к другой, например, приклеивают металлическую фольгу — получается упаковка для чая.
Так что родственников у тебя, Фантик, очень много. Если хочешь с ними познакомиться поближе, надо отправиться в путешествие в страну «Коллекция». Там узнаешь, почему одни толстые и матовые, другие тонкие и блестящие: одни легко гнутся и размокают в воде, а другие совсем воду не пропускают и согнуть их очень трудно.
Но это уже другая история.

Происхождение бумаги. происхождение бумаги

С. Михалков «Лист бумаги»

1-й ребенок: простой бумаги свежий лист!

Ты бел, как мел. Не смят и чист,

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука.

2-й ребенок: Чем станешь ты?

Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

3-й ребенок: Однажды карандаш цветной

Пройдется по всему листу,

Его заполнив пустоту.

4-й ребенок: И синим будет небосвод,

И красным будет пароход.

И черным будет в небе дым,

И солнце будет золотым!

Оригами.

2) О таком виде искусства, как оригами, слышал, наверняка, каждый современный человек. Однако часто даже тот, кто любит проводить свое свободное время, складывая всевозможные фигурки из бумаги, не знает, какой является история оригами, когда и где зародилось это искусство. Где и когда зародилось искусство оригами Обязательным материалом для данного вида искусства является, естественно, бумага. И хотя первый станок по производству бумаги был изобретен в Китае, история оригами берет свое начало в Японии. Именно японцы в начале 8 века начали складывать различные фигурки. Кстати, в японском языке слово «оригами» означает «сложенная бумага». Стоит отметить, что в те времена бумага являлась очень дорогим материалом, поэтому доступна она была только храмам и монастырям. Монахи делали специальные бумажные коробочки под названием «санбо», в которых приносили жертвы богам. Эти первые поделки оригами изготовлялись без использования каких-либо инструментов, а материалом являлась исключительно бумага.Немного позже каждый японский аристократ умел делать подобные коробочки для преподнесения подарка дорогому человеку или дани богу. А спустя 600 лет бумага перестала быть столь ценным ресурсом, что позволило данному искусству развиваться большими темпами. История возникновения оригами, наверное, уже давно забыта японцами, однако подаренная ими техника складывания первых самолетиков, фигурок животных и удивительных цветов радует весь мир и сегодня. Самые древние поделки оригами Как уже упоминалось выше, первыми изделиями, изготовленными в технике оригами, были коробочки. Но поскольку они изготовлялись исключительно в практических, а не декоративных целях, их нельзя назвать настоящими произведениями искусства. Журавлик – именно с этой фигурки началась история оригами, как вида искусства. В первом японском издании по оригами под названием «Семба — цуруориката», что в переводе означает «Как сложить тысячу журавлей», были описаны особенности складывания из бумаги 49 моделей журавликов. Это была достаточно подробная инструкция оригами, хотя и с минимальным количеством графических иллюстраций. Выпущена эта книга была в 1797 году настоятелем храма Рокан. -Стоит отметить, что в книгу вошли инструкции по складыванию не только отдельных журавликов, но и различных сочетаний их между собой. Например, фигуркам могла быть придана форма гирлянды, которая получалась путем соединения нескольких журавликов за кончики крыльев или клювы. Развитие искусства оригами в мире Наиболее активно искусство оригами в Японии начало развиваться после Второй мировой войны. Многим история оригами обязана японскому мастеру АкироЙошизаву. Именно он начал складывать первые, до того времени неизвестные, фигурки из бумаги, среди которых были лягушки, рыбки, журавлики, цветки ириса и многие другие. Что касается стран Европы, то многое приверженцы этого искусства, живущие на их территории, почерпнули из Японии. Однако нельзя утверждать, что история возникновения оригами в Европе связана исключительно со страной Восходящего Солнца. Так, некоторые фигурки были сложены испанскими мастерами, а символом оригами в этой стране являются бумажные птички – «пахариты». Существует предположение, что впервые эта фигурка была сложена в Толедо в XII веке. В 1937 году в Лондоне была издана первая в Европе книга по оригами «Изготовление бумажных игрушек». Ее автором стала Маргарет Кемпбелл. Благодаря ей стало легче складывать такие поделки оригами, как «птица», «водяная бомбочка» и «лягушка». А в 1946 году в английском детском журнале была опубликована схема складывания журавлика.Развитие искусства оригами в России В России развитие данного вида искусства уходит своим корнями в глубокую древность, однако дать точный ответ на вопрос, когда и как впервые появилось первое оригами из бумаги на территории нашей страны, пока что невозможно. Существуют достоверные данные о том, что Лев Толстой умел складывать различные фигурки из бумаги и посвящал этому немало времени. Найдена его рукопись, где он упоминает о том, что одна женщина научила его делать петушков из бумаги, родиной которых является Япония. Эти «создания» очень забавно махали крыльями, когда их дергали за хвост. Толстой писал, что в дальнейшем все, кому он показывал, как складывать эту фигурку, приходили в восторг от увиденного. Если говорить о более позднем времени, то развитие оригами в России шло настолько стремительно, что уже в период Советского Союза не было ни одного школьника, которые не умел бы складывать бумажный кораблик, самолетик, стаканчик и многие другие предметы.

Переплетные работы

С момента появления книги стали играть огромную роль в духовной жизни людей. Высоко ценимые, книги бережно сохранялись, передавались по наследству, собирались в обширные библиотеки.
Впервые этот материал по переплетно-реставрационным работам был опубликован в газете «Книжное обозрение». Публикация представляла собой обобщение практического опыта большого числа переплетчиков-любителей с разных концов нашей страны. Учтя критические замечания читателей и их пожелания, авторы переработали ранее опубликованные материалы и предлагают читателям, желающимсамостоятельно освоить переплетное дело, этот труд.

Строение книги
Начиная с древних рукописных книг и заканчивая современными подарочными изданиями, структура и основные ее элементы остались неизменными.
Книгой называют непериодическое издание, состоящее из скрепленного с одной стороны и обрезанного с трех сторон книжного блока, переплетной крышки/обложки, в которую заключен блок, и форзацев, служащих для скрепления блока с переплетной крышкой.

Происхождение бумаги. происхождение бумаги

Структура книги

Книжный блок состоит из отпечатанных бумажных листов, сфальцованных (сложенных) в тетради, подобранных в последовательном порядке и скрепленных между собой.
Место сгиба и скрепления тетрадей (листов) между собой, а также соответствующие места в отдельной тетради или готовой книге называется корешком; плоскость, противоположная ему, — передним обрезом, верхняя и нижняя плоскости, соответственно, — верхним и нижним обрезами блока (книги).
Обрезкнижного блока может быть закрашен, кроплен либо украшен золочением, цветной печатью, тиснением. Сверху и снизу корешок блока украшается капталом. В некоторых изданиях к корешку блока крепится ленточка — ляссе, исполняющая роль закладки.
Книжный блок и переплетная крышка соединяются между собой форзацами, выполненными из плотной бумаги. Переплет- это все элементы скрепления книжного блока, крышки с блоком и переплетная крышка.
Переплетная крышка книги, составленная из толстого картона, может быть покрыта одним материалом, либо комбинацией материалов. Для покрытия используются натуральная кожа, искусственные материалы, ткани, бумага, матовая и глянцевая пленки. Тексты и изображения на переплетную крышку наносятся с помощью печати красками, тиснения фольгой, рельефного тиснения, использования наклеек.
Корешок переплетной крышки может быть прямым или закругленным, с использованием специальных рельефных украшений — бинтов.
В качестве защиты переплетной крышки и дополнительного украшения издания нередко используется суперобложка. Она представляет собой покрышку из бумаги или синтетической пленки, которая одевается на переплетную крышку.

Элементы книги

Первая тетрадь книжного блока всегда начинается с титульных элементов.
Авантитул, первая страница, содержит, как правило, некоторые сведения о книге — это может быть название серии, название издательства и т.д.
Вторая страница — контртитул — может остаться незаполненной, либо представлять название книги на языке оригинала. В массовых изданиях авантитул и контртитул могут отсутствовать, в то время как в элитных, подарочных изданиях эти части присутствуют почти всегда.
Титульный лист содержит основные данные о книге: фамилию автора, название, жанр произведения, фамилию переводчика, название издательства, год издания. На обороте титульного листа размещают менее значимые сведения о книге: краткую аннотацию, знаки охраны авторского права, библиографические индексы. К авантитулу или титульному листу может быть приклеен фронтиспис, на котором часто помещают портрет автора.
Элементы книги могут отделяться друг от друга шмуцтитулами — страницами с названиями частей. Каждая новая часть начинается со спусковой полосы, которая может быть украшена заставкой, буквицей.
Иллюстрации в книге могут печататься на той же бумаге, что и текст, но часто их печатают на бумаге другого вида и располагают в книге в виде вклеек и вкладок.
Страницы для удобства поиска обычно пронумерованы. В конце книги помещают содержание или оглавление, исключением могут быть справочные и учебные издания, где содержание или оглавление помещают в начале книги, после титульных элементов.
На последней странице располагаются выходные данные книги: фамилия автора, название книги, фамилии и должности лиц, принимавших участие в создании книги, адрес издательства и типографии, где книга была напечатана.
Использование тех или иных элементов книги обусловлено структурой, содержанием и назначением книжного издания.
Различают несколько видов книг в зависимости от их оформления.

Происхождение бумаги. происхождение бумаги Происхождение бумаги. происхождение бумаги

Рис 7. Схемы шитья тетрадей в книжный блок: а — шитье на шнуры; б — шитье на тесьму; в — шитье на марлю; г — шитье с последующей оклейкой марлей; д — шитье втачку; е — сшивка отдельных тетрадей и разметочный шаблон

Книги, имеющие широкие поля, а также комплекты газет или листы машинописи, можно переплести методом шитья втачку (то есть вдоль корешковой части блока), как это показало на рис. 7, д. Выровняв блок по корешку и верхнему обрезу, его проклеивают по корешку и запрессовывают до полной просушки. Желательно оклеить корешок тканевой или марлевой лентой с заходом на первую и последнюю тетради блока лент ткани шириной около 10 мм. Отступив 5 мм от корешковой части блока на линии, параллельной корешку, сверлят нечетное число отверстий диаметром около 2 мм (или прокалывают их шилом), равномерно расположенных на расстоянии 25–30 мм друг от друга по всей высоте блока. Сверление лучше производить, зажав корешковую часть блока между двумя фанерками, что убережет блок от вырывов бумаги при выходе сверла из толщи блока. Через полученные отверстия прошейте суровой ниткой блок (рис. 7, д), а концы нити, натянув ее, свяжите между собой.

Следует предупредить, что сшитый таким образом блок неудобен для пользования: он плохо раскрывается.

История бумаги


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: