Разбор темы предопределения салихом али шейхом.

[Примечание от редактора стенограммы]:

Шейх Салих ибн Абдуль-‘Азиз али Шейх говорит в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад в этом разделе:

Шестой столп из столпов веры — это вера в предопределение /къадар/ всего добра и зла.

Что касается двух слов, которые часто приходят в книгах ?????? /аль-къада/ и ????? /аль-къадар/, есть ли между ними разница? Некоторые учёные сказали, что между ними никакой разницы нет.

Другие ученые сказали, что есть разница между /аль-къада/ и /аль-къадар/.

/Аль-къадар/ – это то, что просходит до того, как появится какая-то вещь. А если случилось то, что предопределено, то это уже /аль-къада/.То, что бывает до того, как появится что-то, что мы увидим (Желания и Писание) — это /аль-къадар/. А если же это случится, то оно будет /аль-къада/.

Эти слова отличаются друг от друга в языковом значении. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ???? ?? ?? ????
Упаси меня от зла того, что Ты предопределил. Абу Давуд (1425), ат-Тирмизи (464) и другие.

То, что предопределил Аллах, является тем, что случается обязательно. И поэтому человек просит у Аллаха защиты от зла того, что Он создал.

Многие из учёных, в числе них Ибн аль-Къаийм, говорили, что нет разницы между /аль-къада/ и /аль-къадар/.

Вера в предопределение имеет две ступени:
1 — ?? ???? ???? ?????? — то, что случается перед тем, как случится какая-то вещь.
Эта степень содержит в себе две степени:
А — ????? — Знание.
Всевышний Аллах знает все, что случится до Судного Дня и после него. Его знанию нет начала и нет конца.

Б — ??????? — Написание в Хранимой скрижали.
И Всевышний Аллах записал то, что будут делать Его рабы в Хранимой Скрижали за 50 тысяч лет до создания небес и земли. Написал о том, что будут делать Его создания, каким путем они пойдут, кто пойдет по прямому пути, а кто заблудится. Написал о куфре неверующего человека, а также о грехах грешников и подчинении праведников. Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко».(Сура аль-Хадж, аят 70).

Всевышний Аллах рассказал об этих двух степенях. Нет ничего такого о чем бы Аллах не знал, а потом узнал. Всевышний Аллах знает каждую вещь до того, как она произойдет. И после этого Он записал все дела творений в Хранимой скрижали /ляфх аль-махфуз/. И они не перейдут за границы того, что им предписано.

2 — ?? ???? ??? ???? ?????? — то, что случается во время, когда случается эта вещь.

А — Поистине, желание Всевышнего Аллаха действует на всех Его рабов. То, что Аллах пожелает, оно будет, а то, что не пожелает — не будет. Все, что происходит среди Его созданий, это только с Его дозволения. Всевышний Аллах сказал: «Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый».(Сура аль-Инсан, аят 30).
Желание раба зависит от желания Всевышнего.

Б — Поистине, Он — Создатель каждой вещи. Как сказал Всевышний: «Аллах — Творец всякой вещи. Он — Попечитель и Хранитель всякой вещи».(Сура аз-Зумар, аят 62).

Аллах создал каждую вещь. Будь это подчинение подчиняющегося или неподчинение грешника. Аллах создал действия рабов, создал несчастия и блага. Всё, что творится в творениях, только Он является Создателем этой вещи.

Эти две степени соответствуют появлению предопределённой вещи. Если случается что-то предопределённое, и Аллах захочет, чтобы оно было, и оно соответствует тому, что написано в Хранимой Скрижали, и предшествовало этому Знание Всевышнего Аллаха, и ничего не будет, кроме как с дозволения Аллаха. И если эта предопределённая вещь случится, то Аллах является Творцом этой вещи. Эти четыре степени и есть убеждения ахли Сунна уаль Джама’а. /Аль-Къадар/ — это знание Аллаха о каждой вещи до того, как она случается, и то, что Аллах написал о каждой вещи до того, как создал небеса и землю. Потом Аллах захотел эту вещь и создал ее. Это и есть понимание предопределения у приверженцев сунны.

Некоторые нововведенцы не последовали за убеждениями ахлю сунна уаль-джама’а. Они сказали: Аллах не является Создателем каждой вещи. Раб сам создает свое действие. Это слова къадаритов, которые отрицают предопределение. Но Всевышний Аллах сказал:

«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете».(Сура ас-Саффаат, аят 96).

Всевышний Аллах создал рабов и их дела. Действия раба, будь это подчинение или ослушание, являются созданиями Всевышнего Аллаха. И Аллах не доволен ослушанием, но позволил его из-за мудрости, которая известна только Ему.

Аш’ариты говорят о том, что внешне у человека есть выбор, однако на самом деле он является принужденным. Поэтому они придумали термин ????? (Аль-Касб).

Их ученые разделились в понимании этого термина на 12 течений. Нет необходимости перечислять эти группы. Потому что в этом термине нет никакого смысла.

Поэтому некоторые ученые сказали:
Из тех вещей, которые люди говорят и нет в них истины,
Слова, которые не понимают разумные:
Аль-касб у аш’аритов,
Аль-халь у бахшами (одна из групп му’тазилитов)
Тафрату у назами (одна из групп му’тазилитов).

Во всех этих словах нет смысла. Термин ????? (Аль-Касб)не имеет смысла и аш’ариты не могут его объяснить одинаково, так как они сами разделились в его понимании на 12 групп.

И поэтому, когда один из их ученых, который делал шарх на аш’аритский матн по вероубежднию, написал: Мы должны признаться, что мы джабриты. Однако мы скрываем это. Мы не являемся крайними джабритами. Мы говорим, что у человека внешне есть выбор, но однако он принужден на самом деле. Раб подобен ножу. Мы не говорим, что нож режет, однако мы говорим, что мы порезали с помощью ножа. Также и рабы. Они были принуждены к деяниям.

Аш’ариты являются одним из течений джабритов, а му’тазилиты — одна из групп къадаритов.
Мы уже понимаем то, что связано с предопределением. Поистине, Аллах предопределил все вещи до того, как они были созданы. Он знал об этом, и написал об этом в Хранимой Скрижали /ляфх аль-махфуз/. Его предопределение распространяется на всех Его рабов. Ничто не выходит за пределы предопределения. И это ни в коем случае не указывает на принуждение раба. Раб сам совершает деяние и будет рассчитан за него. Когда речь идет о предопределении, мы не говорим о том, что мы принуждены делать наши дела. И мы не можем заявлять о том, что предопределение Аллаха является оправданием для нас. Ученые говорят о том, что нельзя оправдываться предопределением в грехах, однако можно оправдываться в горе и в печали.

Если случится несчастие с рабом, то он скажет: Так захотел Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно.

Тут ибн Къудама привел термин ????? (Аль-Касб), и за это ученые порицали его. Потому что это слово, которое используют аш’ариты, также пришло в Коране: «Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел».(Сура аль-Бакара, аят 286).

Однако, если мы говорим о вероубеждении, то нельзя использовать слова, которые используют нововведенцы, не разъясняя их смысл. Под словом ????? (Аль-Касб)в Коране подразумевается дело. Но аш’ариты и им подобные нововведенцы понимают под этим совсем другой смысл.

Тебе становятся ясными убеждения приверженцев сунны в вопросе предопределения. И это очень важный вопрос. Али ибн Аби Талиб сказал: Предопределение — это секрет Аллаха, потому не обременяйте себя этим. Если раб придет и начнет ковыряться в этом вопросе, то он не достигнет желаемого, если только он не будет следовать Корану и Сунне.

Пришло в некоторых хадисах: Если говорится о предопределении, то молчите. См. Сахих аль-Джами’, 545; Ибн Хаджар в Фатх уль-Бари, 11/476.

Потому что, если раб начнет говорить о предопределении без знаний, то он войдет в заблуждение.

Поэтому шейх уль-ислам Ибн Теймия сказал в своем ответе одному иудею, который сеял сомнения в вопросах предопределения:
И основой заблуждений созданий из всех течений
Является то, что они лезут в дела Аллаха и ищут причины.
Поистине, они не поняли мудрости Его
И тем самым погрязли в невежестве.

Очень красивые слова сказал ибн Уазир:
«Забудь о понимании, ведь наш Господь рассказал нам о споре ангелов из-за незнания,
А также почетный Хидр и Муса, когда они собрались.
Помутнела чистота их сбора несколько раз, и Хидр
Оставил Мусу с разбитым сердцем, и много раз Муса порицал Хидра.
И причиной разногласия является различие в знаниях.
Отсюда следует, что Господь полностью противоречит Своим созданиям»

(Примерный смысл, может на русском не так красиво звучит как на арабском).

И далее он говорит:
«И причина разногласий только в различии знаний,
Отсюда следует, что Господь полностью противоречит Своим созданиям.
Оцени это завещание и возьми его, благодаря Того, Кто воскрешает».

Если бы наше знание было подобно знанию Аллаха, лишь тогда мы бы могли понять все секреты, однако наши знания малы. И мы отсюда видим, что верующий раб должен задумываться об истории Мусы. И Муса порицал некоторые действия Хидра, так как не знал мудрости Хидра. Хидр убил мальчика и Муса (мир ему) начал порицать Хидра, так как в этих вопросах Муса (мир ему) знал меньше, чем Хидр. Что же тогда сказать о знании Всевышнего Аллаха по сравнению со знаниями созданий? Поэтому, в вопросах предопределения от нас требуется полная покорность Всевышнему Аллаху. И нам необходимо выполнять приказы Аллаха.

[Конец примечания].

Вопросы к 14 уроку:

102. Как мы доказываем то, что предопределение не является оправданием грешнику на совершение греха?

103. Ученые критиковали имама Ибн Кудаму за выражение: И это указывает на то, что человеку принадлежит его действие и то, что он заработал (касб) – в чем суть критики?

104. Как собрать между тем, что действие человека сотворено Аллахом, но произведено человеком?

105. Воля Аллаха делится на два вида – бытовую и шариатскую. Упомяни доводы на оба вида и разъясни разницу между ними.

Ответ на вопросы:

102. Тем, что Всевышний приписал деяния людей к людям, что указывает на то, что у человека есть выбор в совершении или несовершении своих деяний. Также тем, что Аллах сообщил в Своей Книге, что не накладывает на человека невозможное, а если бы человек был принужден к совершению греха, то запрет на совершение этого греха был бы невозможной ношей.

103. В том, что слово касб используется в этих вопросах аш’аритами.

104. Действия человека являются его качествами, а человек и его качества созданы Аллахом. К тому же, человек совершает действие только в том случае, если он пожелает его совершить и будет иметь на это способность, а желания и способности человека созданы Аллахом. Поэтому дело приписывается к человеку как к непосредственному исполнителю, а к Аллаху как к Создателю всего сущего.

105. 1. Воля Аллаха в бытие: Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо. (6: 125). 2. Воля Аллаха в шариате: Аллах желает дать вам разъяснения, повести вас путями ваших предшественников и принять ваши покаяния, ведь Аллах – Знающий, Мудрый. (4: 26). Разница между двумя этими видами Воли: 1. То, что пожелал Аллах в бытие непременно сбывается, и не обязательно, чтобы Всевышний любил то, происхождение чего Он желает в бытие. 2. То, что желает Аллах в шариате – может произойти, а может и нет, но все, чего желает Аллах в шариате – любимо Ему.

Жертвоприношение для того, чтобы устранить вред. Ответ Шейха Салиха Али Шейха


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: