Неуверенность | Агрессивность |
Бегство, отказ от выражения чувств По разным соображениям человек, у которого партнер вызвал сильные позитивные или негативные чувства, не проявляет их ни в речи (вербально), ни в поведении (невербально). Чувства скрываются и (или) маскируются. Иногда проявляется в том, что серьёзный разговор оттягивается так долго, что партнер забывает о сути событий, которые вызвали чувства. | Насилие, барьеры общения Чувства, которые вызвал близкий человек, выражаются немедленно, очень бурно — в форме барьеров общения или же в насильственной форме. |
Кратковременные последствия | |
Экономия сил. | Партнер под нашим нажимом либо делает то, что нам нужно, либо начинает войну. |
Долговременные последствия | |
В реальных отношениях ничего не меняется. Партнер считает, что он нас ничем не задел, что его действия нам безразличны. Мы сами продолжаем переживать ситуацию, вызвавшую чувства, внутри самих себя. | Партнер злится на нас, ведь его заставили что-то делать насильно, не по его воле. Он начинает саботировать наши желания. Наступает адаптация к уровню агрессивности, в итоге агрессия в отношениях растет. Рано или поздно отношения разрушаются. Мы сами переживаем стресс, что сказывается на нашем здоровье. |
129
Альтернативу неуверенности и агрессивности в выражении чувств составляет уверенное, открытое, истинное и спонтанное выражение (отражение) чувств. Именно этот навык поведения тренируется в последующих упражнениях и ролевых играх.
Содержательно мы различаем позитивные и негативные чувства, ситуационно — выражение и отражение чувств.
Деление чувств на позитивные и негативные очень условно, однако оно помогает лучше структурировать программу тренинга и учит участников ценить и поддерживать именно позитивные чувства. Под позитивными (приятными, положительными чувствами) мы понимаем чувства, которые в данный момент времени и в данной ситуации человеку хочется продолжать испытывать.
Под негативными (неприятными, отрицательными) мы понимаем чувства, которые в данной ситуации и в данный момент времени хочется как можно быстрее прекратить испытывать.
В работе со многими группами я замечал, что неуверенные в себе клиенты очень хорошо умеют замечать чувства негативные, зато с большим трудом замечают и формулируют чувства позитивные. Именно поэтому тренировку открытого выражения чувств мы начинаем с выражения чувств позитивных.
Далее, в разговоре можно говорить о чувствах своих собственных (выражение чувств), а можно говорить о чувствах партнера (отражение чувств). И то и другое — формы проявления одного и того же навыка. Однако имеются некоторые существенные различия в индивидуальной степени легкости каждого из этих навыков для каждого участника группы.
Рисунок 1. Формы открытого выражения (отражения) чувств
130
Чтобы определить уровень сложности отдельных навыков для группы в целом, мы обычно проводим следующее упражнение.
Упражнение 34. ЧТО СЛОЖНЕЕ? ‘
Материалы Время Инструкция Обсуждение | Лист ватмана с подготовленными для оценки категориями • Выражение позитивных чувств • Отражение позитивных чувств • Выражение негативных чувств • Отражение негативных чувств Схема «Формы открытого выражения чувств». Упражнение — 15 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, подойдите к ватману и дайте по 10-бальной шкале оценку степени сложности навыка для вас лично и определите частоту его использования. Для оценки используйте, пожалуйста, следующие шкалы: Сложность: 1 — нет ничего проще, 5 — средняя степень сложности, 10 — почти невозможно для меня. Частота использования: отметьте, в сколь-ки процентах случаев используется этот навык при возникновении соответствующего сильного чувства». Тренер подводит краткий итог получившейся картины. |
Комментарии
При выполнении этого упражнения обычно не возникает никаких затруднений, а получившаяся картина обычно очень хорошо иллюстрирует тот факт, что позитивные чувства находят меньшее выражение в речи и поведении.
131
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Для того чтобы научиться открытости желаний и чувств, необходимо обладать несколькими простыми элементарными навыками.
Выражение чувств предполагает, что человек умеет чувствовать, что у него бывают разнообразные чувства, а не одна большая злость или тоска, например. Далее, он должен уметь эти чувства в себе замечать, знать, как они называются, уметь подбирать подходящие слова для их выражения. Наконец, человек должен уметь выражать чувства в диалоге с партнером и добиваться конгруэнтности (соответствия) вербальных и невербальных средств выражения чувств.
Все это в полной мере касается и желаний — как личных, так и желаний партнера.
Прежде чем перейти к ролевым играм, мы выполняем несколько упражнений на тренировку этих элементарных навыков.
Следующие упражнения позволят участникам прислушаться к своим чувствам и найти им наименование.
Упражнение 35. ЧУВСТВА БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
Материалы Время Инструкция Обсуждение | Лист ватмана и разноцветные фломастеры. Техническая возможность быстро подготовить текст на компьютере и размножить его по числу участников. Упражнение —¦ 15 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника. «Ваша задача состоит в том, чтобы назвать каждому по пять наименований чувств, безразлично, позитивных или негативных. Я буду записывать эти наименования на ватмане. Следите, пожалуйста, насколько точно я определю характер чувства». «Что вы думаете по поводу получившегося списка? |
132
Нужно ли произвести какие-либо изменения или дополнения?
Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?»
Комментарии
Обычно группа придумывает 40-50 наименований.
Тренер вертикальной чертой делит лист пополам, слева пишет большой знак плюс, справа знак минус. Положительные чувства записываются слева, отрицательные — справа. Чувства, характер которых меняется в зависимости от ситуации, записываются ближе к черте.
Если у участника возникает вопрос, является ли чувством то, что он назвал (например, агрессия или застенчивость), то вопрос адресуется группе.
Страховка
Получается примерно следующая картина:
Скорее позитивные | Неоднозначные | Скорее негативные |
Любовь | Грусть | Злость |
Радость | Азарт | Горе |
Воодушевление | Возбуждение | Вина |
Веселье | Желание | Стыд |
Гордость | Опасение | Антипатия |
Симпатия | Тоска | Зависть |
Расположение | Ностальгия | Ревность |
Удовлетворение | Скука | Отвращение |
Счастье | Апатия | Презрение |
Удовольствие | Сомнение | Горечь |
Уверенность | Боль | |
Спокойствие | Недовольство | |
Восхищение | Голод | |
Кайф | Жадность | |
Экстаз | Брезгливость | |
Интерес | Страх | |
Смелость | Ужас | |
Вдохновение | Паника |
133
Нежность | Неуверенность | |
Умиротворенность | Нерешительность | |
Решимость | Сожаление | |
Уважение | Обида | |
Интерес | Раздражительность | |
Внимание | Недоверие Боязнь Уныние Угнетенность Разочарование Одиночество Отчаяние |
Дома поработайте, пожалуйста, со словарем и художественной литературой и дополните наш список новыми словами.
Упражнение 36. ОТГАДАЙ ЧУВСТВО_________________________
Материалы Время Инструкция | Тот же лист ватмана, что и в предыдущем упражнении. Фломастеры. Карточки с наименованиями чувств. Упражнение — 15 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. «Сейчас каждый из вас получит карточку, на которой будет написано наименование одного из чувств. По очереди один из вас постарается изобразить без слов, как выглядит человек, испытывающий это чувство. Задача остальных — назвать испытываемое чувство „по имени. Как только прозвучит наименование чувства, написанного на карточке, изображать свое чувство начинает следующий участник — по часовой стрелке. Вы очень поможете друг другу, если будете называть как можно больше вариантов». |
134
Обсуждение | «Что было легче — изображать или отгадывать чувства? Какие чувства изображать легче — положительные или отрицательные?» |
Комментарии
Тренер следит за порядком, ко-тренер записывает на лист ватмана наименования чувств, которых еще нет в списке. В такой форме участники часто вспоминают значительно больше названий чувств.
На карточках лучше записать чувства, которые в предыдущем упражнении назвали сами участники. Это помогает избежать возражения, что такого чувства вообще нет в природе.