Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Биолого-географический факультет
Реферат на тему:
Синтаксические нормы
Выполнил: Раднаев Ч.Д.
Студ-т 4 курса, гр. 01200(а)
Проверила: Бохиева М. В.
Улан — Удэ
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………….………3
Глава 1. Основные синтаксические ошибки и пути их преодоления………………..…….5
1.1 Синтаксические нормы в простом предложении………………………………….……5
1.2 Синтаксические нормы в сложном предложении………………………………………9
Глава 2. Синтаксические особенности выступления……………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………..………13
Список использованной литературы
Введение
Одна из основных задач культуры речи — сохранение и совершенствование литературного языка. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего.
Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего — свести к минимуму затруднения при восприятии речи. Прежде всего нужно научиться правильно говорить, то есть соблюдать нормы языка.
Синтаксические нормы — это сфера речевой культуры, регламентирующая построение и использование в речи синтаксических конструкций, предусмотренных системой языка.
Начальное понятие о синтаксических нормах дают примеры их нарушения. Приведем наиболее простые примеры: отзыв на статью; рецензия о спектакле; характеристика на ученика. Во всех трех словосочетаниях наблюдаем неправильное управление: существительное отзыв должно управлять не винительным падежом с предлогом на, а предложным с предлогом о (отзыв о статье), а существительное рецензия — наоборот (рецензия на спектакль); существительное характеристика должно управлять родительным падежом без предлога (характеристика ученика).
Каждый взрослый человек, для которого русский язык — родной, как правило, вполне удовлетворительно владеет законами построения словосочетания и предложения и не допускает, в частности, ошибок в управлении (например, он не скажет садитесь за машину вместо садитесь в машину, не напишет книга под жизнь художника вместо книга о жизни художника и т. п.). Но в строе языка есть такие участки, где разные — иногда близкие, даже синонимичные — модели синтаксических конструкций вступают в отношения конкуренции, и часто одна модель, стремясь вытеснить другую, встречается с серьезным сопротивлением. В результате возникают колебания, и говорящий (пишущий) испытывает трудность: он не знает, какой из двух — а иногда и больше — вариантов ему выбрать.
Однако не следует думать, будто синтаксические нормы — это всего лишь правила построения предложений и словосочетаний в сложных, вариантных случаях. Ведь можно построить множество предложений, не нарушив ни одного закона синтаксической системы, но при этом явно отступив от норм и вызвав незапланированный эффект — чаще всего комический, хотя бывает и так, что фраза против воли автора становится двусмысленной, неудобоваримой или даже бессмысленной. В подобных случаях также приходится говорить о нарушении синтаксических норм.
Чтобы овладеть синтаксическими нормами, недостаточно просто научиться правильно строить словосочетания и предложения; необходимо учитывать значение конструкции, связи синтаксиса и лексики, синтаксиса и морфологии. Очень часто, разбирая то или иное нарушение синтаксических норм, приходится убеждаться в том, что в неудачной фразе не столько нарушены законы синтаксиса, сколько не учтено его взаимодействие с лексикой и морфологией. А взаимодействие это бесконечно многообразно, потому что лексика языка практически неисчерпаема, да и разнообразие морфологических форм и синтаксических моделей в русском языке весьма велико.
Таким образом, целью реферата является дать общее представление о синтаксических нормах русского литературного языка, правилах построения словосочетаний и предложений, а также выявить синтаксические особенности публичной речи.
Глава 1. Основные синтаксические ошибки и пути их преодоления
Синтаксические нормы в простом предложении
1. При выражении квалификации субъекта конструкции кто-что, кто-что (это), кто-что был (будет), кем-чем употребляются во всех стилях речи: Репин — крупнейший русский художник.
В прошлом веке атомистика была лишь научной гипотезой. Конструкции кто-что являются кем-чем, что будем считать чем используются чаще в научном и публицистическом стилях: Материя является философской категорией.
Точку А будем считать началом движения.
2. Употребление порядкового числительного среднего рода в именительном падеже для называния даты, выступающей в роли подлежащего, например, при вопросе «Какое сегодня число?» — «Сегодня первое января» следует отличать от употребления порядкового числительного в родительном падеже для указания на дату, выступающую в роли обстоятельства при сказуемом (например, «Какого числа вы родились?» — «Я родился первого января»).
3. При существительных мужского рода, называющих профессию, должность, звание, но обозначающих женщину, сказуемое в книжных стилях чаще ставится в форме мужского рода, а в разговорном — чаще в женском роде: Ректор университета регулярно выступал(а) перед сотрудниками.
4. При подлежащем, выраженном неизменяемой частью речи (наречием, союзом, частицей, междометием), сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени — среднего рода: «Э-э-э» часто слышится в ответах интервьюируемых. «Зачем» звучало чаще всего в его вопросах.
5. При подлежащем, выраженном сложным существительным типа кресло-кровать, роман-газета, сказуемое согласуется со словом, обозначающим более широкое понятие: В магазине продавалось кресло-кровать новой модели. Роман-газета распространялась через киоски.
6. При вопросительных, отрицательных и неопределенных местоимениях типа кто (никто, некто) сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода, даже если речь идет о многих лицах или лице женского пола: Кто из них (женщин) первым поднял вопрос о равноправии? Некто в черной шляпе заглянул в кабинет.
При местоимении типа что (ничто, нечто) сказуемое в прошедшем времени ставится в форме единственного числа среднего рода, даже если речь идет о многих предметах или названии определенного рода (мужского или женского): «Что случилось? — Что-то (чашка или блюдце) упало с палки.
7. При подлежащем, выраженном сочетанием числительного с существительным в родительном падеже, сказуемое употребляется во множественном числе, если надо подчеркнуть активность каждого субъекта (В тренировке участвовали 22 футболиста), и в единственном числе, если надо подчеркнуть нерасчлененность, цельность всех субъектов, безличность всего высказывания (В тренировке участвовало 22 футболиста).
8. При подлежащем, выраженном сочетанием существительного или местоимения в именительном падеже с существительным или местоимением в творительном падеже, сказуемое всегда стоит во множественном числе: Тренер со своим подопечным проводили на стадионе целые дни.
9. Во многих случаях возможна взаимозамена кратких и полных прилагательных в именной части составного сказуемого: Ваше предложение заманчивое (заманчиво).
И все же краткая форма обычно более выразительна, экспрессивна, более свойственна книжным стилям речи, в то время как полные прилагательные более присущи разговорному стилю.
Полное прилагательное обязательно употребляется в сказуемом тогда, когда в предложении имеется глагол-связка: Прошедшая презентация оказалась успешной. Книга представляется занимательной.
Различия между полными и краткими прилагательными могут быть стилистического характера; ср.: Ты, Ира, ветреная (смягченность окраски) и Ты, Ира, ветрена (категоричность оценки).
10. При характеристике субъекта действия употребляются конструкции что обладает чем и что имеет что. При этом первая употребляется при описании положительных свойств предмета или лица: Многие артисты обладают чудесным даром перевоплощения.
11. При переходных глаголах, которые употреблены с отрицанием не, прямое дополнение может выражаться не только винительным падежом, но и родительным. В винительном падеже чаще употребляются существительные, обозначающие конкретные предметы (не вскрывайте письмо, не читайте телеграмму), а в родительном — существительные, обозначающие отвлеченные понятия (не обращайте внимания, не бойтесь угроз).
12. Если сказуемое выражено сочетанием личной формы глагола и инфинитива, отрицание не может стоять и перед личной формой, и перед инфинитивом без потери общего смысла. Ср.: При исследовании Арктики не следует игнорировать опыт предшественников. — При исследовании Арктики следует не игнорировать опыт предшественников.
13. Следует различать в употреблении некоторые предлоги с пространственным значением, например, около, у, рядом с, вблизи, возле. Предлог около указывает на место, близко к которому что-то расположено или происходит, отвечает на вопросы где? около чего? около кого? и требует родительного падежа: около театра, около рассказчика. Предлог у указывает: 1) на место около чего-либо, но употребляется только с родительным падежом неодушевленных существительных, отвечая на вопрос где? — у (около) рассказчика; 2) на место, где кто-то живет, работает, учится, отвечая на вопросы где? у кого? — собираться у рассказчика». Предлог рядом с обозначает место в непосредственной близости от кого-, чего-либо и отвечает на вопрос где? — рядом с рассказчиком. Конструкция рядом с кем-, чем-либо используется, если говорится об однородных понятиях: человеке и человеке, предмете и предмете, сходных между собой по роду занятий, типу, размерам и т.п: Рядом со слушателем сидел сам рассказчик. Автобусная станция находилась рядом с железнодорожной станцией. Предлоги вблизи, возле синонимичны предлогу около, отвечая на вопрос где? — вблизи, возле (около) театра, рассказчика.
14. Различие предлогов среди (посреди) и между состоит в том, что первый указывает на место в центре какого-либо пространства, на нахождение в числе других аналогичных предметов и требует после себя родительного падежа: среди (посреди) поляны, среди людей. Предлог между указывает положение предмета посреди чего-либо и требует творительного падежа: между палатками, между людьми.
15. В научном стиле при обозначении места и направления движения используются следующие предложно-именные словосочетания: двигаться, перемещаться в направлении Марса, по направлению к Венере, относительно Земли, по отношению к Земле.
16. Следует различать в употреблении некоторые предлоги с причинным значением.
Различие предлогов благодаря + дательный падеж и из-за + родительный падеж заключается в том, что первый используется для обозначения причины, положительно влияющей на что-либо (Благодаря помощи населения последствия аварии были быстро ликвидированы), а второй — для указания причины, отрицательно влияющей на что-либо (Из-за отсутствия помощи населения последствия аварии не могли быть ликвидированы быстро).
Предлоги из + родительный падеж и по + дательный падеж обычно отличаются тем, что первый используется при указании на причину, которая поддается контролю, а второй — при его отсутствии. Ср.: Поступил так из неосторожности — по неосторожности.
Предлоги из + родительный падеж и от + родительный падеж отличаются, как правило, тем, что первый используется при глаголах, обозначающих статическое состояние (хранил молчание из страха), а второй — при глаголах, обозначающих изменение состояния действующего лица (убежал от страха).
Различие предлогов по и из-за состоит в том, что предлог по обозначает причину, которая связана с поведением, действием кого-либо, а предлог из-за — причину, не связанную с этим. Ср.: По рассеянности я забыл взять студенческий билет и Из-за отсутствия комплектующих многие станки не работали. В отличие от них предлог за употребляется после глаголов, обозначающих отношение к кому-, чему-либо, для указания на причину того или иного отношения: Сотрудники уважали руководителя за справедливость.
Предлоги вследствие, в результате, в связи с, а также предложные сочетания под действием (воздействием), под влиянием носят книжный характер: Вследствие неплатежей финансовое положение многих предприятий ухудшилось. В связи с финансовым кризисом правительство прибегло к внешним займам.
17. Необходимо различать некоторые предлоги, выражающие условие. Так, предлог при употребляется с существительными наличие или отсутствие: При наличии (отсутствии) серьезных аргументов предложенный тезис трудно доказать. Предлог в случае употребляется с существительными, называющими неожиданное действие: В случае дорожного происшествия вызовите машину технической помощи. Предлог в зависимости употребляется с существительными, называющими какой-либо обусловливающий фактор: В зависимости от погоды урожай будет собран или не собран вовремя». Предлог с используется с отглагольными существительными: С усилением мороза в доме становилось прохладнее.
18. Имеются различия и при употреблении целевых предлогов. В нейтральной речи употребляются предлоги для, за: Для реализации программы необходимы соответствующие ресурсы. Зайди в библиотеку за книгами. Последний предлог используется только после глаголов движения (ходить, сбегать т.п.).
19. Предлоги от, у и из в сочетании с родительным падежом существительных обозначают источник информации. Предлог от употребляется для обозначения активного отношения действующего лица к источнику информации (узнать от отца), предлог у — при пассивном (узнать у отца), а предлог из — при неодушевленных существительных (узнать из беседы с отцом).
20. Предлоги о + предложный падеж, относительно + родительный падеж, про + винительный падеж имеют объектное значение, т.е. указывают на объект речи или мысли. Однако первый из них носит нейтральней характер, второй — книжный, третий — разговорный: В прессе неоднократно высказывались соображения о роли (относительно роли) России в современной Европе. Мы наслышались в детстве сказок про волшебников.
21. Предлоги на + винительный падеж (на что?) или предложный (на чём?) употребляются при указании на транспорт как средство передвижения. Однако, если указывается не на вид транспорта, а только направление внутрь чего-либо или местонахождение внутри чего-либо, употребляется по общему правилу предлог в + соответственно винительный падеж (во что?) и предложный (в чем?): Туристы сели в автобус, а в автобусе им был не страшен ни дождь, ни ветер».
22. Отличаются конструкция с предлогом с + творительный падеж и конструкция с творительным падежом без предлога. Первая может обозначать действие, сопровождающее другое действие: С принятием поправок оппозиции не осталось оснований заблокировать закон в Думе. Вторая конструкция обозначает действие, с помощью которого осуществляется основное действие: Принятием поправок оппозиции было снято последнее препятствие к принятию закона в Думе.
23. При изменении прямого порядка слов чаще всего переносится составное сказуемое в начало предложения. Этим достигается и перенос логического ударения на сказуемое: Чудесна, проникновенна была эта песня гор. Стилистический эффект достигается говорящим и при употреблении определений после определяемого слова: Эта встреча чудесная до сих пор хранится в моей памяти.
24. Определенно-личные предложения со сказуемым-глаголом 1-го или 2-го лица распространены в разговорной речи: Иду по знакомой тропинке. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.
25. Деепричастия всегда обозначают действие того же лица, которое совершает главное действие.
Нарушение этого правила приводит к нарушению логики изложения. Как избавиться от такой ситуации?
Исправлять ошибку, заменяя деепричастный оборот придаточным предложением или существительным. Например: Закончив экскурсию в ресторане, нас ждал обед (непр.). — По окончании экскурсии в ресторане нас ждал обед (пр.).
26. Причастие — это именная форма глагола, она не имеет наклонения, поэтому при причастии не может употребляться частица бы.
Недопустимо включение в состав причастного оборота союзов и союзных слов: Так как кот, удивлённый случившимся, он перестал красть. Нормой предусматривается расположение причастного оборота непосредственно перед определяемым словом (приехавшие в лагерь студенты) или после него (студенты, приехавшие в лагерь).