Сказка «красавица, рыцарь и чудовище»

Лексико-грамматические сказки

(Из книги Е.Г. Карельской «Растим говорунов» изд. «Дрофа» М. 2007 г.)

Наличие аграмматизмов – характерная особенность детей собщим недоразвитием речи(ОНР). Таким малышам не удаётся правильно согласовать прилагательное (или числительное) с существительным, употребить нужное окончание слов в единственном и множественном числе. Их словарь (лексика) беден и не отвечает возрастным нормам. Аграмматизмы таких детей из устной речи впоследствии переходят в письменную. В этом случае приходится говорить уже не только об ОНР, но и о дисграфии (нарушение письменной речи).

Помощь детям с ОНР, оказанная своевременно (в логопедических группах детских садов, на логопедических пунктах, в домашних условиях) даёт хороший результат. А если в работе над лексико-грамматическим строем речи использовать игровые приёмы, иллюстрации, инсценировки сказок, то трудный материал будет осваиваться ребёнком намного легче.

Ниже приводятся сказочные истории, которые помогут ребёнку с ОНР (да и любому ребёнку без речевой патологии!) на практике овладеть лексикой и грамматикой родного языка. В процессе подобных речевых игр пополняется словарь дошкольника, активизируется его воображение, мыслительная деятельность и память. История (сказка) сначала озвучивается педагогом (или родителем), затем – самим ребёнком. При этом используются игрушки, фланелеграф, сюжетные картинки, теневой и пальчиковый театры.

Сказка «Жадный медвежонок»

Сказка «красавица, рыцарь и чудовище» Жил в лесу жадный медвежонок. Никто с ним не дружил, потому что самыми любимыми его словами были: «Мой!», «Моя!», «Моё!» и «Мои!»

Сказка «красавица, рыцарь и чудовище» Однажды, шел он по лесу. А навстречу ежик бежит, на спине у ёжика — грибок. «Мой!» — заявил медвежонок и отнял гриб. Ежик заплакал, свернулся клубочком и покатился по тропинке. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «Бедная МОЯ лапа!» — заревел он.

Сказка «красавица, рыцарь и чудовище» Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку малины в лапках несёт. «Моя!» — закричал медвежонок и отобрал у белочки ягоды вместе с корзинкой. Белочка не стала спорить. Прыгнула на сосну. Сидит там, лапкой слезы утирает.

Сказка «красавица, рыцарь и чудовище» Дальше идет медвежонок. Лакомится малиной из корзинки. Вдруг, из кустов выпрыгивает зайчонок. Сел на задние лапки, стал яблочко грызть. Не успел и пару раз откусить, как медвежонок с криком: «Моё!», выхватил яблоко. Струсил зайчишка, шмыгнул снова в кусты.

Сказка «красавица, рыцарь и чудовище» Бурундучок с полным мешком лесных орехов тоже оказался на пути жадного медвежонка. «Мои!» — безо всяких объяснений заявил жадина и взвалил мешок с орехами себе на спину.

Все лесные звери, завидев жадного медвежонка, разбегались врассыпную, лишь бы ему на глаза не попадаться! А он всё ходил по лесу и кричал: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!».

(После чтения этой сказки педагог или родитель спрашивает у ребёнка: «Как ты думаешь, о чём ещё медвежонок говорил: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!»? Ребёнок подбирает предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений.)

Сказка «Красавица, рыцарь и чудовище»

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были красавица принцесса, храбрый рыцарь, брат принцессы, и страшное чудовище.

Сказка «красавица, рыцарь и чудовище» Сказка «красавица, рыцарь и чудовище» Сказка «красавица, рыцарь и чудовище»

Принцесса, как и полагалось, жила в башне, рыцарь, – в замке, а чудовище – в болоте.

А ещё в этом царстве-государстве жил бедный пастух, который очень любим принцессу, но не мог даже мечтать о том, что когда-нибудь она станет его женой.

Каждый год король, отец принцессы, устраивал смотр женихов для своей дочери. Он собирал всех претендентов и давал им задания, которые надо было быстро и верно выполнить. Но, то ли задания были слишком трудные, то ли женихи – глупыми, только никто из них мужем принцессы так и не стал. Кого-то за неправильные ответы заточили в подвал башни, иных женихов рыцарь победил на турнире, и те с позором были выдворены за пределы государства. А некоторых бедолаг забрало в плен чудовище.

И вот настал день, когда ни в самом государстве, ни за его пределами не осталось ни одного потенциального жениха для принцессы.… Один пастух только был жив — здоров и ещё гулял на свободе. И решил он попытать своё счастье.

(Педагог (родитель) спрашивает у ребёнка: «Ты хочешь, чтобы пастух взял принцессу себе в жёны? Тогда давай поможем ему выполнить задания короля».)

Первое задание. О чём из трёх предметов: башне, замке или болоте можно сказать:

холоднЫЙ … мрачнАЯ … ужаснОЕ … страшнЫЙ … дальнЕЕ … неприступнЫЙ… холоднОЕ … тёмнАЯ … страшнОЕ … высокАЯ … мрачнЫЙ … неприступнАЯ … мрачнОЕ … ужаснЫЙ … страшАЯ … гнилОЕ … холоднАЯ … непроходимОЕ …

Второе задание. О ком из персонажей сказки: рыцаре, принцессе или чудовище можно сказать:

жестокИЙ … злАЯ … суровОЕ … гордЫЙ … бессердечнАЯ … холоднАЯ … злОЕ … суровЫЙ … гордАЯ … бессердечнОЕ жестокОЕ … злОЙ … суровАЯ … гордОЕ … бессердечнЫЙ …

Конечно же, в итоге, пастух должен одержать победу и ответить на все вопросы короля (с помощью ребёнка)!

Кто при этом ОГОРЧИЛАСЯ? И почему?

ОГОРЧИЛОСЬ? Это о ком? Почему?

А кто ОБРАДОВАЛАСЬ? И почему?

(За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку.)

Красавица и чудовище — Мультфильм — сказки для детей — сказка


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: