Лексико-грамматические сказки
(Из книги Е.Г. Карельской «Растим говорунов» изд. «Дрофа» М. 2007 г.)
Наличие аграмматизмов – характерная особенность детей собщим недоразвитием речи(ОНР). Таким малышам не удаётся правильно согласовать прилагательное (или числительное) с существительным, употребить нужное окончание слов в единственном и множественном числе. Их словарь (лексика) беден и не отвечает возрастным нормам. Аграмматизмы таких детей из устной речи впоследствии переходят в письменную. В этом случае приходится говорить уже не только об ОНР, но и о дисграфии (нарушение письменной речи).
Помощь детям с ОНР, оказанная своевременно (в логопедических группах детских садов, на логопедических пунктах, в домашних условиях) даёт хороший результат. А если в работе над лексико-грамматическим строем речи использовать игровые приёмы, иллюстрации, инсценировки сказок, то трудный материал будет осваиваться ребёнком намного легче.
Ниже приводятся сказочные истории, которые помогут ребёнку с ОНР (да и любому ребёнку без речевой патологии!) на практике овладеть лексикой и грамматикой родного языка. В процессе подобных речевых игр пополняется словарь дошкольника, активизируется его воображение, мыслительная деятельность и память. История (сказка) сначала озвучивается педагогом (или родителем), затем – самим ребёнком. При этом используются игрушки, фланелеграф, сюжетные картинки, теневой и пальчиковый театры.
Сказка «Жадный медвежонок»
Жил в лесу жадный медвежонок. Никто с ним не дружил, потому что самыми любимыми его словами были: «Мой!», «Моя!», «Моё!» и «Мои!»
Однажды, шел он по лесу. А навстречу ежик бежит, на спине у ёжика — грибок. «Мой!» — заявил медвежонок и отнял гриб. Ежик заплакал, свернулся клубочком и покатился по тропинке. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «Бедная МОЯ лапа!» — заревел он.
Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку малины в лапках несёт. «Моя!» — закричал медвежонок и отобрал у белочки ягоды вместе с корзинкой. Белочка не стала спорить. Прыгнула на сосну. Сидит там, лапкой слезы утирает.
Дальше идет медвежонок. Лакомится малиной из корзинки. Вдруг, из кустов выпрыгивает зайчонок. Сел на задние лапки, стал яблочко грызть. Не успел и пару раз откусить, как медвежонок с криком: «Моё!», выхватил яблоко. Струсил зайчишка, шмыгнул снова в кусты.
Бурундучок с полным мешком лесных орехов тоже оказался на пути жадного медвежонка. «Мои!» — безо всяких объяснений заявил жадина и взвалил мешок с орехами себе на спину.
Все лесные звери, завидев жадного медвежонка, разбегались врассыпную, лишь бы ему на глаза не попадаться! А он всё ходил по лесу и кричал: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!».
(После чтения этой сказки педагог или родитель спрашивает у ребёнка: «Как ты думаешь, о чём ещё медвежонок говорил: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!»? Ребёнок подбирает предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений.)
Сказка «Красавица, рыцарь и чудовище»
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были красавица принцесса, храбрый рыцарь, брат принцессы, и страшное чудовище.
Принцесса, как и полагалось, жила в башне, рыцарь, – в замке, а чудовище – в болоте.
А ещё в этом царстве-государстве жил бедный пастух, который очень любим принцессу, но не мог даже мечтать о том, что когда-нибудь она станет его женой.
Каждый год король, отец принцессы, устраивал смотр женихов для своей дочери. Он собирал всех претендентов и давал им задания, которые надо было быстро и верно выполнить. Но, то ли задания были слишком трудные, то ли женихи – глупыми, только никто из них мужем принцессы так и не стал. Кого-то за неправильные ответы заточили в подвал башни, иных женихов рыцарь победил на турнире, и те с позором были выдворены за пределы государства. А некоторых бедолаг забрало в плен чудовище.
И вот настал день, когда ни в самом государстве, ни за его пределами не осталось ни одного потенциального жениха для принцессы.… Один пастух только был жив — здоров и ещё гулял на свободе. И решил он попытать своё счастье.
(Педагог (родитель) спрашивает у ребёнка: «Ты хочешь, чтобы пастух взял принцессу себе в жёны? Тогда давай поможем ему выполнить задания короля».)
Первое задание. О чём из трёх предметов: башне, замке или болоте можно сказать:
холоднЫЙ … мрачнАЯ … ужаснОЕ … страшнЫЙ … дальнЕЕ … неприступнЫЙ… | холоднОЕ … тёмнАЯ … страшнОЕ … высокАЯ … мрачнЫЙ … неприступнАЯ … | мрачнОЕ … ужаснЫЙ … страшАЯ … гнилОЕ … холоднАЯ … непроходимОЕ … |
Второе задание. О ком из персонажей сказки: рыцаре, принцессе или чудовище можно сказать:
жестокИЙ … злАЯ … суровОЕ … гордЫЙ … бессердечнАЯ … | холоднАЯ … злОЕ … суровЫЙ … гордАЯ … бессердечнОЕ | жестокОЕ … злОЙ … суровАЯ … гордОЕ … бессердечнЫЙ … |
Конечно же, в итоге, пастух должен одержать победу и ответить на все вопросы короля (с помощью ребёнка)!
Кто при этом ОГОРЧИЛАСЯ? И почему?
ОГОРЧИЛОСЬ? Это о ком? Почему?
А кто ОБРАДОВАЛАСЬ? И почему?
(За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку.)