Современные концепции досуга и и досуговой деятельности

В современной социально-культурной теории и практике существуют различные досуговые концепции – точки зрения, трактовки, способы понимания досуга как досуговой (рекреационной) деятельности. Они отражают разные подходы к досугу как жизненно важной сфере человеческого бытия. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиций не только культурологии, но и других наук: медицины, экологии, социологии, культуры, экономики, педагогики, психологии.

Остановимся на основных концепциях досуга, которые в нашем курсе являются базовыми, наиболее существенными, помогают познать суть данного социального явления.

К ним прежде всего относится деятельностная концепция досуга, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. Мы уже говорили о том, что с древних времен до наших дней сфера труда и сфера досуга остаются исторически сложившимися и тесно взаимосвязанными сферами жизнедеятельности человека. Трудовая деятельность связана с затратой жизненных сил личности, а досуговая — с их восстановлением.

Исходя из действительно непреложного факта, что без восстановления (рекреации) сил не может быть и их затрат, некоторые теоретики рассматривают досуговую деятельность только с производственных позиций – лишь как условие для нормального функционирования производства. Но это чересчур упрощенный подход: на самом деле по мере усложнения производственных процессов существенно возрастает и усложняется социальная роль досуга. Его назначение состоит не только в восстановлении физических и психических сил работника, но и в крайне необходимом повышении его образовательного и духовного потенциала.

Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей. Во-первых, в отличие от трудовой деятельности, которая осуществляется в рабочее время и связана с жесткой организацией и обязательной регламентацией, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности. Этим родом деятельности в свое свободное время человек волен заниматься или не заниматься по своему собственному усмотрению. Во-вторых, если цель трудовой деятельности состоит прежде всего в производстве необходимых средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятельности такой конечный результат не имеет для человека принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия. В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других – его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других – может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.

Деятельная концепция досуга дает основание сделать несколько выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она отличается огромным разнообразием, осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности.

К довольно ранним и устойчиво сложившимся относятся медико-биологические (курортологические, оздоровительные) концепции досуга. Основу этих концепций составляет разработка механизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми, естественно, возможен лишь в нерабочее, свободное время. Целям использования досугового времени как способа оздоровления, адаптации человека к неизвестным условиям природной и социальной среды, снятия стрессов служит расширение сети исторически сложившихся и вновь осваиваемых курортно-рекреационных центров и зон как в России, так и за рубежом. К ним относятся, например, побережья теплых морей – Черного и Азовского, Прибалтика (Юрмала, Паланга, Пярну), Карпаты, Кавказские Минеральные Воды. В последние десятилетия была предпринята попытка освоения новых курортных центров: Иссык-Кульского в Киргизии, побережья Каспийского моря в Азербайджане, горных районов Северного Кавказа, Средней Азии, Сибири. К широко известным в мире традиционным средиземноморским курортам на юге Франции (Ницца, Канны и др.) в настоящее время прибавились Балеарские и Канарские острова в Атлантике, Мальта и Сардиния на Средиземном море, прибрежные территории Италии, Испании, Греции Египта и других стран.

К особенностям лечебно-профилактических центров относится то, что в отличие от больниц и поликлиник лечение в них осуществляется в благоприятных природных и климатических условиях, используются лечебные грязи и минеральные воды, купания и ходьба на свежем воздухе, соблюдается санаторный режим, проводится гигиеническая и лечебная гимнастика, а также то, что эти центры носят многопрофильный характер либо специализируются на лечении определенных болезней; одни из них функционируют в течение всего года, хотя численность отдыхающих связана с сезоном, деятельность других зависит от сезонных условий. Лечебно-профилактическое обслуживание, как правило, рассчитано на отпускной период, реже – на конец рабочей недели и конец рабочего дня (профилактории).

Отдельную группу составляют культурологические и социально-культурные концепции досуга. Во главу угла они ставят содержательное наполнение свободного времени. Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями, наследием каждого народа.

Основную ставку эти концепции досуга делают на многофункциональное использование культурного комплекса как средства рекреации и отдыха людей. Культурный комплекс в данном случае представляет собой совокупность множества объектов материальной и духовной культуры. Так, например, в обобщенное понятие культурного комплекса в целом России, ее столицы Москвы, одной из московских улиц – Арбата или типичного российского малого города Суздаля включается огромное число элементов. Это их история, памятники архитектуры и архитектурные ансамбли, музеи, где хранятся произведения изобразительного искусства, скульптуры и продукция прикладных ремесел, – словом, все культурные ценности, несущие в себе определенные стиль и вкусы людей, и сами люди с их обычаями, традициями, языком, особенностями хозяйственной деятельности и быта. Кроме социокультурной среды, в культурный комплекс входит и природа. Музеи и усадьбы не воспринимаются вне окружающего их ландшафта, полей и лугов, лесов, парков, естественных и искусственных водохранилищ.

В процессе социологических исследований установлено, что на содержание и формы культурной деятельности в сфере досуга существенное влияние оказывают принадлежность человека к определенной социальной и национально-этнической группе, его культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт досуговой деятельности, информация о возможности удовлетворения досуговых потребностей. Национальные особенности и элементы этнической культуры накладывают отпечаток на досуговое поведение людей. Например, жители Средней Азии из числа коренного населения свободное время проводят преимущественно в своем жилище, в гостях у соседей или в чайхане, их не особенно привлекают поездки за город, на природу. И наоборот, люди, проживающие в новых городских кварталах, особенно приехавшие в Среднюю Азию из европейских частей России или Сибири, более подвижны, чаще посещают другие районы города, выезжают в пригородные зоны отдыха.

Существуют определенные различия между традиционной сельской досуговой культурой и содержанием социально-культурной деятельности городских жителей. Культура досуга в селе формировалась под влиянием устойчивого ритма трудовых процессов, зависящих, в свою очередь, от природных ритмов, смены времен года. Перерывы в труде, как правило, были связаны с праздниками, многие из которых вошли в жизнь с христианской культурой. Городской досуг слабо связан с природными ритмами и в большей степени зависит от организации производства, транспорта, быта. Работа в разных сменах, ежедневно или через сутки, напряженный темп жизни, автоматизация труда, значительная анонимность общения заставляют горожанина искать более доступные для него циклы и виды социально-культурной деятельности в сфере досуга. Правда, сегодня, когда средства массовой информации, мода, музыка и другие «городские ценности» глубоко проникли в село, различия в досуговых потребностях и культурных предпочтениях жителей села и города ощутимо исчезают.

В содержании досуга и досуговой деятельности населения всегда было велико влияние возрастных и сословных субкультур – подростковой, молодежной, дворянской, купеческой, студенческой, гусарской, аристократической и т.д. Каждая из этих субкультур привносила свои характерные черты в систему досуговых ценностей, досуговых традиций и обычаев.

Местом реализации социально-культурных, досуговых инициатив постоянно выступали и выступают музеи-заповедники и монастырские комплексы, театры и выставочные залы, дворянские и офицерские собрания, парки и бульвары, кафе и рестораны, микрорайонные клубы, дискотеки, библиотеки, видеосалоны.

С культурологическими концепциями досуга тесно связаны и его экологические, природоориентированные концепции. Они выдвигают на первый план роль природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности, использование природных компонентов (климата, растительности, водоемов, рельефа и т.д.) для культурно-лечебного, оздоровительного и спортивного отдыха детей, молодежи и взрослых.

Основу экологических концепций составляют два типа отношений человека к окружающей природной среде в процессе его досуга и досуговой деятельности. К первому типу относится максимальная приспособленность, адаптация ребенка, взрослого к существующему вокруг природному комплексу, стремление людей сохранить уникальные по своему физическому и эстетическому воздействию природные элементы: чистоту воздуха, лесных массивов, воды и мест купания и рыбной ловли, разнообразие фауны и флоры. Несмотря на неуклонно растущую популярность отдыха «на природе», реальная площадь естественной природной среды из-за разрушительных действий человека существенно сокращается. Вот почему усилился общественный интерес к организации национальных парков, заповедников, природоохранных зон, к благоустройству и восстановлению разрушенных участков живой природы.

Второй тип отношений состоит в преобразовании природы в места массового отдыха в соответствии с требованиями и нуждами населения, размещения в зеленых зонах многочисленного контингента отдыхающих. По существу, природа превращается в природно-технический комплекс со специально проложенными дорогами, оборудованными пляжами, местами для катания на лодке и ловли рыбы, павильонами, скамьями и беседками, инженерными коммуникациями. Эти и другие технические элементы (спортивные, игровые площадки, кемпинги, автостоянки и т.д.) улучшают комфортность условий отдыха и намного увеличивают пропускную способность комплексов. Острейшей проблемой в связи с этим является предотвращение деградации природы от воздействия технических систем, борьба с загрязнением воздуха и воды коммунальными отходами, стоками с сельхозугодий, выхлопными газами от автомашин и т.д.

В экологических концепциях досуговая деятельность рассматривается как гарант и средство охраны природы. Всегда считалось, что уже сам процесс досугового освоения территории, превращения лесных угодий и водоемов в места массового отдыха должен служить надежной гарантией максимального сохранения живой природы.

Некоторые авторы выдвигали предложения, чтобы территории курортов и санаториев, зоны массового отдыха, национальные парки, историко-культурные и природные комплексы считались частью заповедного фонда России. Забота об экологической чистоте досугово-оздоровительных и культурных центров закономерна и с социальной точки зрения оправданна. Требования к природоохранной и досугово-оздоровительной (рекреационной) деятельности во многом, естественно, совпадают. Но явно заблуждаются те, кто хочет полностью отождествить эти виды деятельности: они не являются стопроцентными аналогами. Любая рекреационная деятельность, даже в местах кратковременного размещения отдыхающих, например на лесных туристских стоянках, там, где исключено использование моторных средств передвижения (автомашины, мотоциклы, лодочные моторы и т.д.), в современном виде является хозяйственной деятельностью и не может не оказывать существенного, чаще всего отрицательного, воздействия на природу. Речь, следовательно, может идти о жестком ограничении способов использования земельных и водных угодий, ухудшающих условия сохранения основных природных ценностей, ведущих к утрате ими своих лечебных и оздоровительных свойств.

Interactive museums in the context of contemporary life: Lubov’ Evtihova at TEDxTurgenevLibrary


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: