Отрицание–атака аргументов оппонентов (почему это нет так?).
Методы отрицания:
- Оспаривать анализ оппонентов (не доказаны вольные суждения);
- Принижение значения аргументов оппонентов («не так все плохо»);
- Оспаривать статистику или «авторитетные суждения»;
- Отрицание противоположностью («напротив…»);
- Найти логические ошибки в аргументации оппонента (индукция, дедукция, аналогии, причинно – следственной связи);
- Особые методы (довести аргументы оппонента до абсурда; использовать аргументы и доказательства оппонентов в своих целях; найти противоречие).
Опровержение – восстановление аргументов своей команды; «отрицание отрицания».
Методы опровержения:
- Расширение первоначальной аргументации (привести дополнительные доказательства из новых источников или новое обосновании первоначально заявленных аргументов; приведение новых аргументов во вторых речах);
- Атаковать отрицание (ответить на возражение оппонентов);
- Сравнивать сильные и слабые стороны своих аргументов (показать преобладание первых).
Словарь участника дебатов.
Аргумент –истинное суждение, приводимое для обоснования или логичности высказанного положения (тезиса). Аргумент является неотъемлемой частью веского доказательства. Для создания аргумента: тезис аргумента выдвигается – объясняется – обосновывается (с помощью доказательств, поддержек и рассуждений) – делается заключение.
Вопрос – логическая форма, заключающая информацию, а также указание на ее недостаточность.
Дискуссия – спор, обсуждение какого – либо вопроса на собрании, в печати, в беседе; публичный спор с целью выяснения истины, нахождения правильного решения спорного вопроса.
Доказательность – обоснованность тезиса аргументации; важнейшее свойство правильного рассуждения.
Корректность – вежливость, тактичность. В это понятие включаются все аспекты, связанные с поведением спикеров во время дебатов, в частности по отношению к оппонентам. Типичные ошибки спикеров: разговоры во время выступления других спикеров, пренебрежительное отношение (высказывания, жесты) к оппонентам, судьям, небрежное поведение и т.д.
Критерий – связь между обсуждаемой темой и аргументацией команды, он задает общее направление дебатов. Критерий может рассматриваться как средство оценки.
Культура речи – в данное понятие включатся все аспекты, связанные с языком, его доступностью.
Типичные ошибки выступающих: неправильное использование культуры языка, слов – паразитов, излишнее использование сленга, длинные паузы в речи, монотонная речь и т.п.
Логическая ошибка – неправильность хода рассуждений, умозаключений.
«Мозговой штурм» — метод генерирования идей.
Несколько правил проведения «мозгового штурма»: никакой критики идей в тот момент, когда их высказывают (чтобы провести одну хорошую идею), необходимо пройти через поток плохих); не останавливайтесь на 3 – 4 идеях, чем их больше, тем более законченным будет анализ; необходимо обмениваться идеями, перестраивать и комбинировать их.
Определение –устанавливает ограничения и определяет правильность темы.
Оппонент – лицо, возражающее кому – либо в дебатах, диспуте, публичной беседе; противник в дебатах, представитель противоположной команды.
Перекрестные вопросы – раунд вопросов выступающего одной команды и ответов выступающего другой.
Поддержка – свидетельство (цитата, факт, пример, статистические данные, мнение авторитетных людей, поддерживающее аргумент, позицию).
Рассуждение – умозаключение, ряд мнений, изложенных в логической последовательной форме; высказывание, обсуждение.
Регламент – правила, регулирующие порядок игры, продолжительность речей спикеров.
Выступающий– лицо, участвующее в дебатах.
Тайм – аут – промежуток времени, который каждая команда имеет право взять на протяжении игры для подготовки к выступлению и перекрестным вопросам.
Тема дебатов – утверждение, для которого не существует абсолютной истины.
Формат дебатов – вид дебатов, характеризующийся присущими ему правилами, ролями спикеров, регламентов.
Литература
1. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г. Павлова – М., 1995 г.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко – М.: народное образование, 1998 г.
3. Христенко В.Б. Деловые игры в учебном процессе / В.Б. Христенко — Челябинск 1983 г.
4. Якиманская Н.С. Технология личности ориентированого образования / Н.С. Якиманская – М.: Сентябрь, 2001 г.
5.