Технологии совершенствования навыков чтения

Навыки чтения различны у разных людей. Это зависит прежде всего от уровня образования человека. Для переработки большого количества информации и экономии времени необходимо развивать навыки чтения. Особенно это необходимо студентам высших учебных заведений.

Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью букв. Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) графических символов и переводе их в мыслительные образы. В соответствии с этим процесс чтения складывается из 2-х этапов: этапа зрительного восприятия и этапа осмысления прочитанного.

На этапе зрительного восприятия важную роль играют следующие понятия. Фиксация взгляда – остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного. Движение глаз – передвижение взгляда с одного участка текста на другой. Поле зрения – участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. Обычно поле зрения человека составляет 1,5-2 слова (10-15 букв) за одну фиксацию.

На этапе осмысления (интерпретации) прочитанного происходит понимание смысла отдельных слов, предложений, всего текста. Иногда это происходит последовательно, а в отдельных случаях – одновременно.

Основными показателями уровня владения навыками чтения являются общий уровень чтения и скорость чтения.

Скорость чтения это показатель, который характеризует не только количество слов, прочитанных в минуту, но и качество усвоения прочитанного. Скорость чтения определяется по следующей формуле:

Технологии совершенствования навыков чтения ,

где Q – объем текста в словах;

T – время чтения в минутах;

K – коэффициент понимания (или усвоения прочитанного).

K определяется следующим соотношением:

Технологии совершенствования навыков чтения ,

где N – количество правильных ответов по содержанию прочитанного;

M — общее количество вопросов по содержанию прочитанного текста.

В учебных пособиях по чтению приводится следующая шкала скорости чтения:

150 слов/мин и менее очень медленная
200 слов/мин медленная
250 слов/мин средняя
300 слов/мин выше средней
450 слов/мин быстрая
550 слов/мин очень быстрая
650 слов/мин и более сверхбыстрая

Цифры приведены для чтения «про себя» и служат оценкой скорости чтения взрослых людей.

Для успешной учебной и профессиональной деятельности необходимо работать над собственными навыками чтения, над устранением недостатков традиционного чтения.

Выделяют следующие основные особенности чтения, которые препятствуют эффективному и быстрому восприятию прочитанного:

1. Регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному. При традиционном чтении количество регрессий составляет 10-15 на каждые 100 слов.

2. Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста. Движения губ, языка и других органов речи при чтении «про себя» затормаживаются лишь внешне. На самом деле они постоянно скрыто осуществляются. Внутреннее проговаривание тормозит скорость чтения, поскольку скорость говорения в 4 раза меньше скорости работы мысли.

3. Малое поле зрения. При традиционном чтении, когда за одну фиксацию взгляда воспринимается одно-два слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, поэтому процесс чтения более эффективен.

4. Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки называют явлением антиципации. При отсутствии такого умения человек вынужден прочитывать каждое слово, слог, букву, хотя иногда при прочтении лишь первых 2-3 букв смысл слова становится достаточно ясным. Точно так же по сочетаниям слов в предложении часто можно судить о том, какое слово будет написано дальше.

5. Низкий уровень организации внимания. Внимание называют катализатором процесса чтения. Скорость чтения большинства людей намного ниже той, которую бы они могли бы иметь без ущерба для понимания, если бы могли контролировать свое внимание. Умение управлять своим вниманием – важнейшее свойство, которое необходимо тренировать для совершенствования навыков чтения.

6. Отсутствие гибкой стратегии чтения. Обычно люди, начиная читать, не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. Многие не помнят название книги или статьи, автора, не могут выделить основные идеи, сжато изложить содержание прочитанного. Одним из важнейших приемов чтения является использование различных программ чтения, т.е. алгоритмов чтения.

Прежде чем начать чтение, необходимо выбрать определенный режим, в котором вы будете читать. Этот режим зависит от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения. В этой связи выделяют следующие способы или виды чтения:

1. Углубленное чтение. При таком чтении обращается внимание на детали текста, производится их анализ и оценка. Иногда такой способ чтения называется аналитическим, изучающим, творческим. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Вы не просто читаете текст и выясняете непонятные места, а, основываясь на своем знании, опыте, рассматриваете вопрос критически, творчески, находите сильные и слабые стороны в объяснениях, даете самостоятельное толкование положениям и выводам, что позволяет легче запомнить прочитанный материал. Таким образом читаются учебники, тексты по незнакомой, сложной тематике.

2. Ознакомительное чтение. Цель такого способа чтения – общее знакомство с содержанием текста, выявление его основной идеи и проблем, затрагиваемых в нем. Здесь необходимо уделять внимание только основной информации, пренебрегая второстепенными деталями. Такой способ чтения обычно используется при чтении текстов публицистического стиля.

3. Чтение-просмотр. Такой способ чтения используется для предварительного ознакомления с книгой. Он заключается в том, что читается оглавление книги, предисловие, по оглавлению выбираются наиболее важные положения автора, читается заключение для того, чтобы определить, нужно ли читать эту книгу; если нужно, то каким способом и т.п.

4. Сканирование. Сканирование – это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, факта. Человек, обученный этому способу (как правило, владеющий навыками скорочтения), может усваивать его в 2-3 раза быстрее, чем читающий традиционно.

5. Быстрое чтение. Этот способ чтения требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных правилах и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению. Выделяют: панорамное быстрое чтение и выборочное чтение. Панорамное быстрое чтение основывается на увеличении оперативного поля зрения, что достигается путем тренировки. Выборочное чтение – чтение, при котором избирательно читаются отдельные разделы текста. Такой метод часто используется при повторном чтении книги после ее предварительного просмотра.

Основными приемами техники рационального чтения являются так называемые алгоритмы чтения, которые содержат правила обработки текста в соответствии с поставленной целью.

Алгоритм чтения – последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Использование алгоритмов при чтении организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают творческого толкования текста, допускают некоторые изменения в зависимости от жанра текста и цели.

Интегральный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным. Этот алгоритм назван интегральным, так как его действие распространяется на весь текст в целом. Цель интегрального алгоритма – защита мозга от избыточной информации.

Лингвисты установили, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает иногда 75 %. Эта избыточность возникает, с одной стороны, по объективным причинам – она заложена в самой структуре языка. Например, окончания слов иногда избыточны. С другой стороны, избыточность часто возникает из-за склонности людей к многословию, из-за стремления придать своей речи наукообразный стиль.

Использование интегрального алгоритма чтения позволяет извлечь из текста действительно полезную информацию. Полезной информацией, содержащейся в тексте, является: название текста (статьи, книги и т.п.), имя и фамилия автора, выходные данные текста, его тема и рассмотренные в нем проблемы, фактографические данные, собственная оценка прочитанного с точки зрения новизны содержания и возможности использования на практике.

Методика освоения интегрального алгоритма чтения заключается в выполнении следующих упражнений.

1. Ежедневно медленно читайте одну-две интересные для вас статьи в газете, держа листок с нарисованным алгоритмом перед собой. В процессе чтения «укладывайте» информацию в блоки. По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех блоков алгоритма.

2. Ежедневно читайте одну-две статьи как можно быстрее, уже не глядя на рисунок алгоритма, но представляя его себе мысленно. Излагайте содержание статей в соответствии с алгоритмом.

Эти упражнения надо выполнять регулярно в течение 2-3 недель. Когда чтение по интегральному алгоритму станет привычным, оно будет протекать почти незаметно для человека.

Дифференциальный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содержания текста. Суть алгоритма заключается в выделении основного смысла текста или его отрезка. Необходимость использования такого алгоритма также обусловлена избыточностью информации.

Умение отделять основную информацию от второстепенной является одним из условий эффективности чтения. Главная информация содержится в ключевых словах текста, которые называются так именно потому, что несут основную смысловую нагрузку. При чтении текста мозг человека дает свою трактовку содержания, опираясь на ключевые слова. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. В итоге мозг выделяет основной смысл, доминанту текста.

Дифференцированный алгоритм чтения содержит следующие блоки:

1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста. Ключевые слова обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и часто местоимения.

2. Составление смысловых рядов. Смысловые ряды – это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию – как бы сжимается, прессуется.

3. Выявление доминанты. Доминанта – это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста.

Блоки алгоритма составляют основу логико-семантического анализа текста, который наш мозг выполняет в процессе чтения почти бессознательно. Знание алгоритма еще не означает умения им пользоваться. Задача заключается в том, чтобы сформировать навык чтения по заданному алгоритму, то есть доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст.

Осваивая технику дифференцированного алгоритма, следует читать текст с карандашом в руках три раза. При первом прочтении надо подчеркнуть только ключевые слова. Второе чтение – построение смысловых рядов, которые удобнее записывать на отдельном листочке. В третий раз читаются смысловые ряды, на основе которых выявляется основное значение текста – доминанта.

Смысловое чтение – способ формирования УУД обучающихся


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: