Роман Александрович Насонов
01.04.2015
Пифагор по легенде изобрел музыку, проходя мимо кузницы. Он стал изучать акустические закономерности музыки, услышав гармонию стучания.
Молотки – 2 к 1, образуют интервал октаву.
В музыке важна созвучность и гармония.
Фортепиано — в октаве 12 полутонов, 5 черных клавишей и 7 белых, диотоники.
От «до» до «до» будет октава.
На расстоянии октавы звуки максимально сливаются друг с другом. И мы отождествляем звуки на расстоянии октавы одинаковыми. Это один «пич класс» — который обозначен как «ноль».
12 – исходит из окустических закономерностей.
Тон.
Есть звучащее тело – оно колеблется. Может быть разной длины, частота волн будет разной – слышим разные звуки.
Есть звучащая среда.
Перед концертом происходит настройка.
4 струны у скрипки. Играют звук «ля», открытая 3-я струна. Для настройки. 440 ГЦ
Обертон. Призвук, который выше тона.
Обертоновый резонанс.
Струна скрипки колеблется не только целиком, но и своими половинками, третями, четвертями и тд
Монохорд – струна с порожкем, который двигался. Под него медитировали древние, на нем изучали пропорции.
Пропорции – основа обертонового звукоряда.
Умение настраивать свой инструмент было главным для музыкантов прошлого. Отсюда учения о соразмерности и тд.
Обертоны по-разному выражены у разных инструментов.
Большой барабан звучит ниже, тк колебания идут дольше.
Шум – это негармонические колебания, которые не укладываются в числовые ряды.
Музыкальные звуки – звучащие тела колеблются размеренными частями.
У скрипки сильнее выражены обертоны и меньше всего шумовых призвуков. Самый ровный и наиболее музыкальный звук. Способность скрипок петь. Как и в целом струнной группы.
Строй.
Звуки заставляют колебаться барабанные перепонки.
Естественный способ восприятия музыки – это реальное участие в музицировании (подпевать, подтанцовывать).
Институт современного концерта, где все молчат, – возник в 19 век. Это явление позднее, когда идет рефлексия, это высокая степень развития человеческой культуры.
Еще в 18 веке в Италии в опере – балаган и шум, все кричат, чуть ли не ставки делают, перепоет ли кто-то что-то.
Вечерня венецианской церкви тогда – тоже сопровождают участники кашлем или сморканием – выразить одобрение.
Вокал – это естественный инструмент. Человек – инструмент. Аналог струны – воздушный столб. Мышцы гортани – аналог левой руки скрипача, регулируют длину струны. Аналог язычка (габоя , кларнета, фагота) – голосовые связки, приводят в движение воздушный столб. Резонатор – человеческое тело (корпус музыкального инструмента).
—начинается резонирование, сильное психосоматическое влияние.
Звук «М» — сонорный звук, резонатор – в голове. Поэтому медитируют на «оммммм»
«мусике» и «гимнастике» — основы воспитания («пайдэя») в греческой культуре, тк воздействуют на душу и тело. Музыка воспитывает душу через внутреннее движение.
Музыка неслучайно идет в паре с танцами, тк это внутреннее и внешнее движение.
А душа есть способность человека к движению.
Все понятия стиха пришли из танца. Стопа, строфа (движение в определенную сторону).
Все это пришло из музыкальной магии.
Акмэ – наивысшая степень расцвета, в ней находится скульптура.
Скульптура и архитектура – застывшая музыка.
Магизм – в возможности воздействовать, на человека и на природу.
В архаическом обряде происходит объединение и самозабвение. Идет приобщение к космосу , который прекрасен и бессмертен, в отличие от человека.
Экзамен – 3 части. 1)реферат (темы и литература по списку) 2)[email protected] слуховая викторина 3) свободная беседа
03.04.15
Цель реферата – чтобы читатель реферата получил достаточно полное представление о книги, на кого она рассчитана, какие основные идеи, что хотел сказать автор, чтобы понять, нужно ли читать то есть преподнести мысль, структуру, особенности разделов. Логика и пересказ. Цитаты – не более 40% текста.
Можно привлекать дополнительные источники.
Введение и заключение – что за книга и резюме реферирования.
Можно высказывать свое отношение и идеи.
Типы музыкального творчества.
1)Фольклор.
-Непрофессиональное искусство или самодеятельное (деятельность, которая имеет цель в себе – не профессия, достижение утилитарной магической выгоды или личного чего-то)
— Бесплатное, опирается на обычай, а не на правило. На природу, а не на искусство. Это те приемы и обычаи петь и играть, которые сложились на протяжении многих веков. Обучение происходит в процессе музицирования
-Устная традиция
Искусство которое не предполагает исторического развития. Он консервативен. Представляет собой «машину по перерабатыванию историй».
Чтобы все сохранялось все, как есть и как было.
Зачем нужен фольклор? Можем заметить, что фольклор существует в единстве с жизнью человека. Это бытовая музыка.
Жизнь фольклорного человека – цельная. То что излучает смысл, святое, не отделено от быта, оно является частью, которая поддерживает стабильность этого быта. Изнутри происходит осмысление.
Как живет – так и поет. Условия жизни оказывают прямое влияние. Среда, акустические параметры среды (горы-лес-поле). Разный фольклор у кочевых и оседлых народов. Разное еще ощущение времени.
Структура мира. Наделяются смыслом разные части пространства.
Время – важный фактор оседлых народов. Форма циклического времени меняет характер обрядов. Они направлены ни на сиюминутные потребности, а на игру со временем. Поддержание вращения солнечного круга и других природных сил, поддержание времени.
Быт вписывается в движение природы. Включение возникает одновременно с культивацией .
Магия фольклорной музыки держится на репетитивности (повторы с варьированием акцентов)
«Веснянка» — олиготонность (главный устой с опевающими звуками). Весь эффект достигается за счет темброво-динамического пространства. Посылают как можно больше энергии к солнцу – повышают тон.
Серьезность и развлекательность слиты – это понятие игры.
Медиации – крайности некой дихотонической пары – заменяются другой парой.
Мышление через оппозиции (жизнь-смерть, старость-молодость и тд).
Система фольклора – с оседлой жизнью или при кочевой жизни с определенной картой миграции.
Есть календарь – земледельческий или кочевой, когда фольклор соотносися со временем определнным, праздниками и тд.
Поздний фольклор – который находится под влиянием городской развлекательной культуры. Гоодской образ жизни предполагает четкое разделение на труд и отдых, труд и развлечение. Плясовые песни возникают, танцы без пения, частушки, лирические песни, близкие к городскому романсу.
Вырождение фольклора – из-за городской культуры.
Физиологическое начало отделяется от смыслового.
Обряд утилитарен.
2) Профессиональное творчество.
-Принадлежит к искусству импровизации. Пение согласно канону. Складывание музыклаьного текста непредусмотренным образом.
-Импровизация тоже регламентирована. Строжайшее правило регулирует и импровизационный материал, и формы, и порядок, в котором располагается материал, смысл и характер частей. Без специальной договоренности между участниками импровизации быть ничего. Особенно актуально в религиозной импровизации. В 20 веке – джаз.
-Европейская музыка с 18 в о начала 20 в – упадок импровизации в европейской культуре.
-Существуют свои нотные записи. То есть устная и письменная формы.
3)Академическая музыка западного типа. Культура музыкального произведения. Opus music/
-В Европе первые зачатки – с 9 в., развитые формы – 12 в., само понятие – 16 в. Культура произведения и культура концерта постепенно складывается в 17 в и окончательно развивается в 18 в. Высшее развитие – 19-20 вв.
-Есть готовый нотный текст и профессия человека, который этот нотный текст создает (композитор).
-Культура исполнения предполагает высокую степень точности при передаче. Вместе с тем – пространство для интерпретации. Можно вносить смысловые оттенки.
-Велика роль интерпретатора. Возникает конкуренция среди исполнителей. Новаторство – высшая ценность. Новизна – реанжировка существующего материала ( в развлекательной музыке). А в опусной – принципиальная новизна (такая индивидуализация смысла). Шедевр в новом смысле – не сделанный по всем правилам образец, выполненные нормативы, как в средние века, а откровение, выражение первичного смысла, исходящего непосредственно от авторов. Параллельно – имитация шедевров – эпигонство. Деление композиторов на 1, 2 ряд, непрофессионалов.
Сакральное искусство более канонично, развлекательное поощряет новизну.
Некий мастер из основателей традиции объявляется великим. На него потом и ссылаются.
Здесь принципиально новый характер новизны.
15.04.15
Индия
Рага – индийская музыкальная импровизация.
Живое сущ-во у кот-рого есть гарем по верованиям индусов.
-Поддержание в одном состоянии
-Нет модуляции
Плывущий, а не вибрирующий звук, звуки переплывают друг в дргуга. Тембр звукового пространства предельно слит.
Свары – (сияющие) – градации
Гаммы почти что четырехтоновые, существовали издревле.
Европейский танец – это переключение тела из одной позиции в другую.
Индийский танец – тело становится максимально пластичным, не должно быть ощущения угловатости, тело не застывает ни на секунду, надо постоянно менять положение в пространстве. Какая музыка, такие и танцы.
Психосоматическая техника, внимание к своему телу.
Нет того, что можно посчитать (типа 1 –я позиция, 2 – я позиция и т.д.)
Они это осмысливают, не абстрагируясь от тела. В процессе ощущения тела и мыслят его.
Раги исполняются в определенное время суток, времени года. Отсюда мнение о их магических свойствах. Совпадение с природными ритмами и стихиями.
У индусов есть своя троица – которая управляет временами года и тд.
Языческий культ чувственности, телесности при высоком развитии культуры и религии.
Музыка описывается в пантеистических традициях. Буйство индуистской природы, гроза, – танец Кришны между пастушками. Боги наслаждаются этим, смотря с небес. Из этого действа – музыка.
Япония
Кото – струнно-щипковый инструмент.
Резкий щипок, сильная вибрация. Насыщенный внутренними колебаниями звук. Но не ударный, тк мало шумовых призвуков. Быстро затухает. Между этими звуками образуется пустота, тишина.
Лес и снег. Изобразительность. Акустические параметры. Передача пустоты между деревьями.
Вдохновился Дебюсси на «Шаги на снегу».
Душераздирательный характер. О крайних страданиях человека. Но это не искусство сочувствия. Учат самурайскому мужеству.
Искусство не утешает, но учит знанию и пониманию сложностей жизни. Это отрезвляющее искусство.
Звук несет информацию о культуре народа.