В какой работе о. шпенглера цивилизация трактуется как фаза заката культурно-исторического типа, его разложение?

Задания для самостоятельной работы по разделу.

В рабочей тетради выполните следующие задания.

1. Ответьте на вопросы теста:

1. Какие существуют подходы к соотношению культуры и цивилизации?

а) термины «культура» и «цивилизация» тождественны;

б) цивилизация – уровень социокультурного развития;

в) цивилизация – период деградации, упадка культуры, набор технико-механических средств;

г) все перечисленное.

Кто из ученых считал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки?

а) Л. Мечников;

б) Н. Данилевский;

в) Д. Сахаров.

Назовите эпоху, когда было зафиксировано соотношение культуры и цивилизации: культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, цивилизация – с историческим процессом гражданского общества?

а) античность;

б) средневековье;

в) Возрождение.

Каким образом интерпретировалось понятие «цивилизация» в эпоху Просвещения?

а) культура и процесс цивилизационного развития наложились друг на друга, культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни;

б) термин «цивилизация» был введен французскими просветителями для обозначения гражданского общества, некоторой качественной его характеристики, уровня развития с господством свободы, справедливости, правового устройства;

в) все перечисленное.

Какие ученые рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую вслед за дикостью и варварством?

а) Л. Морган и Ф. Энгельс;

б) О. Шпенглер и В. Соловьев;

в) А. Тойнби и Л. Гумилев.

6. Н.А. Бердяев считал, что:

а) культура символична по своей природе;

б) цивилизация – смерть духа культуры;

в) цивилизация подменяет цель жизни средствами, орудиями жизни;

г) все перечисленное.

По какому основанию осуществляется типологизация цивилизаций на земледельческие и индустриальные?

а) по господствующему типу хозяйственной деятельности;

б) по принципу естественно-географической среды;

в) по степени взаимодействия с другими цивилизациями.

8. Основу западноевропейской культуры и техногенный характер современной цивилизации определяют следующие черты: 1) «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник»; 2) человек рассматривается как активное существо, призванное совершенствовать мир; 3) … . Вставьте пропущенную позицию:

а) деятельность человека направлена на самого себя;

б) деятельность человека направлена вовне, на преобразование предметов;

в) деятельность человека нейтральна по отношению к природе.

В какой работе О. Шпенглера цивилизация трактуется как фаза заката культурно-исторического типа, его разложение?

а) «Закат Европы»;

б) «Постижение истории»;

в) «Кризис нашего времени».

10. Переходный период при смене цивилизаций характеризуется:

а) разрушением целостности ценностного ядра культуры;

б) формированием основ культурного ядра будущей цивилизации;

в) все перечисленное.

11. П. Сорокин трактовал культуру как духовную наполненность цивилизации. Уберите лишнюю позицию, не соответствующую этой трактовке:

а) утрата, обнищание, смерть культуры ведут к существованию без духовной цивилизации;

б) цивилизация включает в себя только позитивные культурные достижения;

в) цивилизация понимается как историческая стадия общественного развития или как тип общественного устройства.

12. Преодоление кризиса техногенной цивилизации возможно через:

а) осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры;

б) смену принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в системы этих оценок социокультурного, собственно человеческого измерения;

в) все перечисленное.

2. Изучите тексты и выполните задания к ним:

Текст 1.Академик РАН В. С. Степин о культуре.

КУЛЬТУРА(от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценностных ориентации и т. д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (передает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества.

В ходе исторического развития общества постепенно формируется сложная иерархия программ деятельности, поведения и общения, представленных различными социокодами, которые непосредственно или опосредованно управляют поступками и действиями людей.

В сложном исторически развивающемся многообразии надбиологических программ можно выделить три уровня. Первый — это реликтовые программы, осколки прошлых культур, которые живут в современном мире, оказывая на человека определенное воздействие. Люди часто бессознательно действуют в соответствии с программами поведения, которые сложились еще в первобытную эпоху и которые утратили свою ценность в качестве регулятива, обеспечивающего успех практических действий. Сюда относятся многие суеверия…

Второй уровень — это слой программ поведения, деятельности, общения, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества. И наконец, третий уровень культурных феноменов образуют программы социальной жизни, адресованные в будущее. Их культура генерирует (т. е. преобразует. — Ред.) за счет внутреннего оперирования знаковыми системами.

Образцами программ будущей деятельности как предпосылкой изменения существующих форм социальной жизни могут служить вырабатываемое в науке теоретическое знание, вызывающее перевороты в технике и технологии последующих эпох; идеалы будущего социального устройства, которые еще не стали господствующей идеологией; новые нравственные принципы, возникающие в рамках философско-этических учений и часто опережающие свой век, и т. д.

Многообразие культурных феноменов всех уровней, несмотря на их динамичность и относительную самостоятельность, организовано в целостную систему. Их системообразующим фактором выступают предельные основания каждой исторически определенной культуры. Они представлены мировоззренческими универсалиями (категориями культуры), которые в своем взаимодействии создают целостный обобщенный образ человеческого мира.

Мировоззренческие универсалии — это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. — М., 2001. — Т. 2. — С. 341—343.

Вопросы и задания.1) Каковы особенности освещения учёным феномена культуры? 2) Насколько обоснованным представляется вам авторское определение культуры как системы исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности?

3) Прокомментируйте и проиллюстрируйте примерами каждый из трех уровней надбиологических программ, выделенных академиком В. С. Степиным. Покажите на конкретных примерах взаимосвязь культурных образований различных уровней и возможность их перехода с одного уровня на другой. 4) Объясните ваше понимание универсалий культуры. Почему они названы автором мировоззренческими? 5) В рабочей тетради составьте перечень известных вам универсалий, характеризующих: а) место человека в мире; б) природный мир и его объекты; в) социальные отношения; г) духовный мир человека и высшие ценности человечества.

Текст 2.Автор текста — современный российский философ, профессор Валентин Иванович Толстых.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ(от лат. civis — гражданин, civilis — гражданский, государственный) — понятие, известное со времен Античности, где оно как некая форма и порядок жизни противопоставлялось варварству, а в качестве самостоятельного термина, соотнесенного с понятием культура,вошло в словоупотребление и научное обращение в XVIII в. Именно в это время оно приобрело широкий социально-философский смысл для обозначения определенной стадии всемирно-исторического процесса и ценностей гражданского общества,основанного на началах разума, справедливости и законности (Вольтер, В. Р. Мирабо, А. Фергюсон, И. Г. Гердери др.). Входе эволюции термина обнаружились его многозначность, смысловой плюрализм, сохраняемые до наших дней. Понятие «цивилизация» часто трактуется как синоним культуры, по существу совпадая с одним из ее значений — как некоей системы ценностей, традиций, символов, ментальности и образа жизни данного социума или целой эпохи (напр., у A.Тойнби);либо используется для обозначения совершенно определенной стадии развития и состояния локальных культур — их деградации и упадка (как у О. Шпенглера и Н. А. Бердяева).
Следует особо выделить трактовку цивилизации как более высокой ступени развития человечества, пришедшей на смену дикости и варварству, в систематическом виде представленную в работах Л. Г. Моргана, Ф. Энгельсаи других исследователей.
В качестве типологической единицы измерения прогресса человеческой истории это понятие широко применяется для характеристики уровня, периода и особенностей развития отдельного ре
гиона или суперэтноса…

Новая философская энциклопедия. В 4 т. — М., 2001.— Т. 4. — С. 332.

Вопросы и задания.1)Чем, по вашему мнению, объясняется устойчивая многозначность и смысловое разнообразие термина «цивилизация»? 2) Сопоставьте тексты В. С. Степина и B. И. Толстых. Пользуясь ключевыми понятиями этих текстов, выявите то общее содержание, которое имеют понятия «культура» и «цивилизация». В чем, по вашему мнению, состоят различия между этими понятиями? Почему недостаточно одного понятия («культура» или «цивилизация») для описания процессов, развертывающихся в жизни культуры?

3.Дайте оценку следующим суждениям о соотношении цивилизации и культуры.

• Понятия «цивилизация» и «культура» являются синонимами.

• Цивилизация является базой для развития культуры.

• Цивилизация и культура имеют много общего и много существенных отличий.

• Культура не имеет ничего общего с цивилизацией.

• Цивилизация — это культура, прошедшая стадию своей зрелости.

4. Опираясь на справочную литературу, укажите наиболее важные особенности некоторых цивилизаций, описанных в современной науке. Есть ли между цивилизациями общие признаки? Или же каждая из них является, как полагал известный немецкий мыслитель и философ
О. Шпенглер (1880—1936), целостным и автономным структурным образованием, независимым от других и развивающимся на своей собственной основе?

5. Можно ли утверждать, что культура составляет творческую сторону цивилизации, а цивилизация является системой стандартных навыков и технологий деятельности, подготовленных предыдущими этапами общественного развития? Дайте развернутый ответ.

6.Темы рефератов и творческих заданий:

1. Техника, цивилизация, культура.

2. Прогресс и культура.

3. Проблема соотношения культуры и цивилизации в концепциях О. Шпенглера и Н. Бердяева.

4. Концепция цивилизации А. Тойнби.

5. Концепция цивилизации П.Сорокина.

6. Типология цивилизаций.

7. Коэволюция и проблема устойчивого развития.

8. Природный фактор и кризисы цивилизации.

9. Природа и общество: единство процессов самоорганизации.

10. Тенденции и перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.

Освальд Шпенглер: цивилизация — смерть культуры. Беседа пятая.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: