Информация(И), ее свойства, единицы измерения.
Понятие И – первичное, фундаментальное (лежащее в основе всего) также как в-во(масса), энергия, пространство, время и т.д. Этому понятию, как первичному, нельзя дать точного прямого определения, его можно только пояснить.
Св-ва информации:
ценность(считается ценной, если она неизвестна ранее, интересна);
достоверность;
объективность(или субъективность);
полнота(антипод-недостаточность информации);
актуальность(антипод-неактуальный, устар.);
ясность, четкость(антипод-расплывчвтость).
Эти свойства тоже требуют измерений, это и есть передовой фронт науки, т.к. не все св-ва на данный момент можно измерить.
Количество информации: 1. I(t)=H(0) — H(t)
2. Если к моменту времени t H снята полностью, то за это время получено max кол-во информации: I(t)=H(0)
3. Прошло время t H(t)=H(0): I(t)=0
Количество информации измеряется в битах – единицах неопределенности.
Кол-во информации определяется по формуле Хартли: I= , где N – элемент множества.
Понятие алгоритма(А). Св-ва алгоритмов.
1. Слово А – латинское написание имени велич. средневек. Математика Мухаммеда бен Муса аль-Хорезми
2. А – точное описание способа решения задачи в виде точной последовательности действий.
3. А дает ответ на ?: что и в какой последовательности нужно делать, чтобы достичь цели?
Св-ва А:
1. Дискретность — прерывность, раздельность-алгоритм состоит из отдельных шагов, каждый из которых выполняется после окончания предыдущего шага.
2. Детерменированность – любое действие определено однозначно, т.е. не требует дополнительных объяснений.
3. Результативность – не должно быть аварийных остановок.
4. Конечность – цель должна достигаться за конечное число шагов(отсутствие бесконечного зацикливания).
5. Массовость – применимость алгоритма для всей области допустимых данных.
Способы описания алгоритмов: словесно-формульный(естественный язык+арифметич. формулы), структурный(блок-схема), с использованием специализир. ялгоритмич. языков(программирование).
Типовые конструкции алгоритмов: линейный(нет разветвителей, типа 5), разветвляющийся алг(есть хотя бы 1 разветвитель), циклический(наличие замкнутых участков пути на блок-схемах).
Понятие блок-схемы(БС) алгоритма.
1.БС – структура, состоящая из : а) множества вершин и б) соединяющих их дуг
2.Виды вершин
Вершина Дуги
входящие выходящие
Начало 0 1(ввиду св-в алг.(св-во детерм.)должны иметь однознач.указание)
Конец ? 0
Ввод/вывод ? 1
Блок ? 1
Условие ? 2
Узлы
Формула информационной энтропии и ее максимальное значение.
1.Американский математик Шеннон обобщил формулу Хартли при помощи учета вероятности ( ) выбора элемента с номером i
2. Формула Шеннона:
Н(неопределенность) = — * – формула полной неопределенности(энтропии). Минус ставится потому что
3. Принцип максимума энтропии
= — неопределенность принимает максимум(H=Hmax)
Подпрограмма, определяемая операторами GoSub-Return
Задает переход в подпрограмму(GoSub) и возвращение из нее в процедуру(Return).
GoSub строка
…
строка
…
Return
Параметры
строка
Аргумент строка может быть любой меткой строки или номером строки.
Замечания
Допускается использование инструкций GoSub и Return в любом месте процедуры, но GoSub и соответствующая инструкция Return должны находиться в одной процедуре. Подпрограмма может содержать несколько инструкций Return. Первая обнаруженная инструкция Return приводит к передаче управления назад к инструкции, непосредственно следующей за последней выполненной инструкцией GoSub.
Невозможен вызов или завершение процедур Sub с помощью GoSub…Return.
Методология структурного программирования.
1. Если некот фрагмент программы повторяется больше 1 раза, то его надо оформить отдельным модулем.
2. Как следствие – структура программы
1) Головной модуль
Sub Main(1)
…
End Sub
2) n х вспомогательный или подчиненный модуль
Sub M1(…)
…
End Sub
3) n х
Function F(…)
…
End Function
3. Типы модулей
1) Модуль «Функция»
А)
На входе n аргум, на выходе 1 результат
Б) модули функции используются в арифметических выражениях
2) Модуль «Подпрограмма»
А)
Б)описание модуля «подпрограмма»
В) вызов подпрограммы
Call P(x1, x2, y1, y2)
Вычислительные сети: технология «клиент-сервер».
Технология клиент-сервер — это особый способ взаимодействия компьютеров в локальной сети, когда один из компьютеров (сервер) предоставляет свои ресурсы другому компьютеру (клиенту). Согласно этим различают одноранговые и серверные сети.
В одноранговых сетях нет выделенных серверов, каждый компьютер может выполнять функции и клиента, и сервера. Компьютер, который в настоящее время выполняет функции сервера, выделяет часть своих ресурсов в общее пользование всем остальным компьютерам сети. Обычно, одноранговые сети создаются на базе компьютеров с одинаковыми параметрами. Одноранговые сети являются достаточно простыми в настройке и эксплуатации. Поэтому в случае, когда сеть состоит из небольшого количества компьютеров и ее основной функцией является обмен информацией между абонентскими системами, предпочтение отдают одноранговой архитектуре.
Сетевой сервер — это специализированный компьютер, ориентированный на выполнение основного объема вычислительных работ и функций по управлению компьютерной сетью. Этот сервер содержит ядро сетевой операционной системы, под управлением которой осуществляется работа всей локальной сети. Сетевой сервер имеет достаточно высокое быстродействие и большой объем памяти. При такой организации сети функции абонентской системы сводятся к ввода- вывода информации и обмена ею с сетевым сервером.
Файловым сервером называется компьютер, основной функцией которого является сохранение массивов данных, больших по объему, и организация эффективного доступа к ним. Он не обрабатывает и не вносит изменений в файлы, которые он хранит и передает. Сервер вообще может « не знать », содержащий файл: текстовый документ, графическое изображение или электронную таблицу. Всего на файловом сервере даже может не быть клавиатуры и монитора. Все изменения в файлах данных осуществляются с клиентских абонентских систем. Для этого клиенты считывают файлы данных с файлового сервера, вносят в данные необходимые изменения и возвращают файлы данных на файловый сервер. Такая организация является эффективной при работе большого количества пользователей с общей базой данных. В больших сетях может одновременно использоваться несколько файловых серверов.
Сервер печати (принт- сервер) — это печатающее устройство, которое работает независимо от других сетевых устройств. К среде передачи информации сервер печати подключается с помощью сетевого адаптера. Сервер печати обслуживает заявки на печать от других серверов и абонентских систем. Специальные высокопроизводительные принтеры используются в качестве серверов печати.
При интенсивном обмене почтовыми сообщениями в рамках компьютерной сети выделяется почтовый сервер, с помощью которого обрабатываются сообщения. Для эффективного взаимодействия с сетью Интернет могут использоваться веб -серверы.