Жанровая система русского классицизма. анализ одного произведения по выбору.

Русский классицизм: персоналии, поэтика. Анализ творчества одного автора по выбору.

Жанровая система русского классицизма. Анализ одного произведения по выбору.

Классицизм — особый тип образного конструирования худ. модели мира, отражающий специфическую концепцию человека и мира.

Любой худ. метод характеризуется общими принципами худ. отбора и худ. обобщения, эстетической оценки действительности и худ. воплощения.

К (от лат. classicus — образцовый) в европейской литературе сложился к 17 веку (Корнель, Мольер, Расин).

Классицисты признавали античное искусство в качестве высшего образца, идеала, а в качестве нормы — произведения античности (отсюда переработка сюжетов).

В основе сюжетов лежат принципы жизнеподражания и рационализма. Отсюда дидактические установки К. Культ разума (напр., построение конфликта: между чувством и долгом нужно выбрать долг), апелляция к разуму читателя. Цель искусства видели в нравственном воздействии на воспитание благородных чувств. Добивались гармонии содержания и формы, при этом худ. произведение организовывалось как искусственное целое, основанное на жёсткой логике. Это выражалось в том, что авторы следовали строгой логике и пытались так преобразовать жизненные явления, чтобы, избегая нюансов, выявить и запечатлеть родовые, существенные черты действительности и характера. Поэтому узостью К можно считать прямолинейную обрисовку характеров, изображение конфликта не как внутреннего, а как возникающего из противопоставления характеров. Герои, как правило, являются носителями одной черты: они однополюсны, лишены противоречий (– возможность именования говорящими фамилиями). Существует идеализация героев, абсолютизация идеи.

Классицисты активно обращаются к гражданской общественной проблематике, стараясь подчеркнуть объективность повествования, стремясь к каноничности, простоте и строгости. Классицисты вводят строгие структурные правила. (в драматургии — триединство). Новаторство Фонвизина: сумел показать характеры. В чистом К отсутствует принцип детерминизма. К — язык формул.

В К присутствует строгая иерархия стилей на высокие и низкие. В высоких осваивается общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи (эпическая поэма, ода). В низких — повседневная жизнь обычных людей (комедия, сатира, басня). Сатиру иногда относят к «средним» жанрам, дидактическую поэзию тоже. На почве русского К говорить о том, что смешение высокого и низкого не допускается, не вполне корректно.

Появление и развитие К в России связывается с 30-ми гг. 18 в. Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов.

Особенности русского К:

активное развитие низких жанров, связанных с сатирической направленностью;

преобладание национально-исторической тематики (трагедии Сумарокова, Княжнина)

преимущественное развитие на первом этапе жанра оды.

РК заявил о себе во всех литературных родах. Эпос: эпические поэмы (Херасков «Чесменский бой», Тредиаковский «Феоктия»), басня — короткий рассказ в стихах/прозе с прямо сформированной моралью (Херасков, Сумароков, Дмитриев). Лирика: ода (Ломоносов, Державин), сатира (обличительный жанр) (Державин «Властителям и судьям»), эпиграмма (Державин). Драматургия: трагедии (Сумароков «Дмитрий Самозванец», В. Княжнин), комедии (Фонвизин «Бригадир», «Недоросль»)

Формирование художественной системы К на Западе совпало с эпохой господства метафизики. И именно метафизический способ мышления определил особенности художественного мышления писателей-классицистов. Явления природы и общественной жизни изображались отдельно друг от друга, вне связей, развития и движения. Это обусловило деление «природы» (в широком смысле) в К на явления возвышенные и низменные, добродетельные и порочные, трагические и смешные. Отсюда и строгая система жанров, основанная на противопоставлении: трагедия и комедия, ода и сатира, поэма и басня и т.д. К каждому жанру был отнесён определённый круг явлений, из которого нельзя было выйти: «высокое» и «низкое» никогда не соединялись в одном произведении.

К оказывал предпочтение поэтическим жанрам по сравнению с прозаическими, т.к. прозаическая речь — это речь практически ориентированная, в которой многое зависит от случайного, не предусмотренного разумом. Проза занимала ограниченное и подчинённое место: считаясь средством публицистики и научной речи, она, по сути дела, выпадала из литературного ряда.

Классицисты стремились к созданию произведений монументальных, с проблематикой большого общественного звучания, к изображению героев действенных, энергичных и способных решать сложные, трагические конфликты.

Жанровое деление иерархично и еще по одной причине. Эпическая поэма обладает наибольшей ценностью, т.к. обращаясь к далёкому прошлому, поэт в этом роде творчества мог воссоздать наиболее отвлечённые ситуации, что позволяло придать вымыслу наиболее правдоподобную форму. В эпической форме по сравнению с трагедией больше возможностей для достижения совершенного идеала — героического характера. Поскольку в основе эпической поэмы лежит, как правило, легендарная истина, обладающая самой высокой степенью поэтической истинности, то для достижения правдоподобия достаточно лишь внутренней непротиворечивости поступков героев и изображаемых событий. Область трагедии — историческая эпоха, обладающая меньшей степенью истинности, т.к. в ней может встретиться непреднамеренное, случайное событие, нарушающее стройность поэтического вымысла и требование правдоподобия. Именно поэтому истинность трагедии оказывается менее основательной, чем в эпической поэме. Комедия оказывается ещё ниже эп. поэмы и трагедии, т.к. в ней ещё труднее достичь правдоподобия. Простой опыт публики, хорошее знание современных нравов может раскрыть неосновательность сюжета комедии с позиций правдоподобия.

Определяющее место в литературной системе К заняли «высокие» и «низкие» жанры. В них ставились и решались одни и те же задачи — утверждение идеала человека-гражданина и патриота, но способы его утверждения были разными: в высоких жанрах — прямое воспевание идеала, в низких — осмеяние людей недостойных. «Средние» жанры оказались на периферии литературной системы К. Здесь следует сказать о таких жанрах, как элегия, послание, песня. Обращённые к изображению внутреннего мира отдельного человека, всецело взывающие к воображению и индивидуальному опыту, они не заняли в литературе К периода его расцвета ведущего положения. Но в последней трети века в связи с изменением общей ситуации в литературе интерес к этим жанрам растёт.

В развитии русской жанровой теории К выделяют два периода. Первый период, связанный с именами Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова — это время создания четкой и организованной системы жанров, учитывающей как достижения французской жанровой теории, так и состояние национальной русской литературы. Второй период связан с деятельностью Державина, Хераскова, Лукина и Плавильщикова. Он ознаменован началом разрушения строгих жанрово-типологических характеристик, становлением жанров, рождавшихся на стыке традиционных, что создавало предпосылки для выхода в другую литературную эпоху.

Русские писатели оказались верны основному принципу К — изображать события отдаленных эпох, но, в противоположность европейскому, в частности, французскому К, обратились главным образом к отечественной истории. Именно там они находят образы людей, деятельность которых была одушевлена любовью к отечеству, заботой об освобождении его от исконных врагов, об усилении могущества Русского государства: Вадим Новгородский, Рюрик, Святослав, Владимир Мономах, Александр Невский, Димитрий Донской, Петр I и др.

Достаточно широкими и разнообразными были связи русских писателей-классицистов с древнерусской и устно-поэтической традициями. В русле героической традиции создавался образ положительного героя, воплощавшего идеал гражданственного служения Родине. Основой для большинства русских трагедий послужил летописный материал. Народные источники (песни) использовались Херасковым при написании героической поэмы «Россиада». Влияние народной сатиры и русской литературы второй половины XVII в. сказалось на таких жанрах, как стихотворная сатира, комедия, басня. На основе соединения народной и книжной традиции были осуществлены знаменитые реформы стиха Тредиаковского-Ломоносова и языка Ломоносова. В низких жанрах писатели широко использовали русские пословицы и поговорки.

Регламентация жанровой системы была осуществлена А. П. Сумароковым («Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», 1748). Он опирался на традиции эстетического послания Горация «К Пизонам (Об искусстве поэзии)» и дидактической поэмы Н. Буало «Поэтическое искусство».

Жанровая система литературы представлялась Сумарокову чётко иерархически организованной: в теоретическом аспекте он выдвинул общеклассицистическое положение о недопустимости смешения высокого и низкого стилей, но на практике его собственные высокие и низкие жанровые модели находились в постоянном взаимодействии.

Более всего ориентация Сумарокова на национальные тенденции литературного развития заметна в составе жанров, которым он даёт характеристики в своих эпистолах. Так, например, самому высокому жанру европейского классицизма — эпической поэме — он практически не уделил места, бегло упомянув о самом факте существования литературного эпоса. Исключительно подробно и полно охарактеризованы те жанры, которые в русской литературе приняли в себя заряд сатирического обличения и дидактики — сатира как таковая, ирои-комическая поэма (пародия эпоса), басня и комедия, причем сама характеристика комедии тоже весьма оригинальна. Если Буало, описывая комедию, бегло перечисляет комедийные типы характеров и сосредоточивается в основном на сюжете, интриге, остроумном и блестящем стиле, то вся сумароковская характеристика жанра сводится именно к характерологии: русская комедия, которой ещё только предстоит появиться в литературе, отличается от западноевропейской комедии именно по этому признаку: французская комедия — в основном комедия интриги, русская — комедия характера.

Мулан | сказки на ночь | русский сказки


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: