Тебе для ориентирования тоже понадобится указатель севера. Он поможет совместить карту с местностью. Фактически этого достаточно, чтобы точно идти в желаемом направлении. Другими словами, нет необходимости брать азимут. Ты убедишься в этом, проделав несколько упражнений на карте. Действуй как указано ниже.
1. Положи карту перед собой и правильно сориентируй — север карты по северу местности. Пусть карта в течение всего упражнения остается на месте. Можешь приклеить ее к столу липкой лентой, а сам будешь ходить вокруг стола (рисунок справа).
2. Представь себе, что находишься на С (старт) на углу поля у Турсбю.
3. Встань на С так, чтобы смотреть на первый контрольный пункт (КП 1)
4. Ты уже знаешь направление, не беря его по компасу. Твой путь — продолжение мысленной линии между С и КП 1.
5. Итак, компас (северная стрелка) дает тебе направление по карте.
6. Проделай то же самое между КП 1 и КП 2. Север карты — по северу местности.
7. Представь себе, что стоишь на КП 2 и должен прийти на Ф(финиш).
8. Встань на КП 2 так, чтобы смотреть на Ф.
9. Здесь возникает проблема выбора пути. Ее мы рассмотрим в следующим разделе. Путь по компасу, напрямую, через лес, очевидно, и есть наилучший? Нет! Карта подсказывает тебе, что лес можно обойти справа по дорогам. Этот путь и будет наилучшим, так что воспользуемся им, встав так, как показано на рисунке.
Возьми за правило сначала ориентировать карту, а потом определять свой маршрут. Тем самым уменьшается вероятность ошибок.
Теперь ты знаешь как надо действовать, но ведь это было теоретическое упражнение. По-настоящему освоишь технику ориентирования только в ходе практических тренировок. Ведь нельзя же стать хорошим слаломистом, тренируясь в комнате или читая учебник. То же самое относится и к ориентированию.
Выбор пути
Понятие выбор пути вовсе не означает, что надо выбирать между лесной дорогой и шоссе. Трасса спортивного ориентирования всегда состоит из определенного числа контрольных пунктов, которые надо пройти. Основная идея — каждый сам определяет свой путь от одного КП до другого. Ведь решаешь же ты, какой путь предпочесть, когда идешь в лес по грибы или ягоды, совершаешь длинный лыжный переход или отправляешься летом в поход на велосипедах. Участвуешь ли ты в автоэкскурсии, или ходишь по незнакомому городу с планом в руках — в каждом случае тебе надо решать, какой путь выбрать, чтобы быстрее и лучше добраться до цели.
На рисунке приведен пример выбора пути. Изучи варианты А, Б и В между контрольными пунктами 1 и 2.
Какой из вариантов, на твой взгляд, лучше? Почему? Подумай и обсуди с товарищем.
Самостоятельное задание
В этом задании тебе надо изучить три предложенных варианта путей на каждый КП и выбрать один из них.
1. Изучи карты на рисунках ниже. Внимательно прочти легенды контрольных пунктов и описания вариантов пути.
2. При выборе пути ты должен учитывать три фактора:
— путь должен быть надежным — путь должен быть самым быстрым — постарайся найти надежную привязку как можно ближе к очередному КП; назовем эту точку последней надежной привязкой.
3. Выбранный путь должен по возможности удовлетворять этим трем требованиям.
Когда спортсмены после соревнования обсуждают выбранные пути на различных этапах, они не ходят вокруг карты, но непременно поворачивают ее так, чтобы этап читался правильно.
Варианты ответов: А — в обход проселку слева Б — напрямую по азимуту В — вдоль подвесной дороги до тропы, по ней на север до развилки, далее по тропе на КП | |
Варианты ответов: А — слева по лесной дороге до развилки и затем по азимуту Б — напрямую по азимуту В — вправо по шоссе, вдоль подвесной дороги, топой до поворота лесной дороги, далее по компасу на КП | |
Варианты ответов: А — слева лесной дорогой в обход Б — напрямую по азимуту В — вправо по шоссе до тропы и по ней на КП | |
Варианты ответов: А — напрямую по азимуту Б — по ручью В — вправо в обход по дороге |
:Примечание CRAZY SHTURMAN: Бегать одно, а ездить другое. Хоть мы и называем свои машины внедорожниками, но ездить все же лучше по дорогам. Для бегуна все равно где бежать — по дороге или по лугу. А для машины нет. В траве могут быть бревна, ямы, кочки, мусор. И водителю приходится сильно снижать скорость. На дороге же, какой бы она ни была, хотя бы видно куда ехать. Поэтому главным критерием при выборе пути является наличие дорог, троп, просек, различных колей и их проходимость. Конечно можно, иногда, срезать через поле, лес, болото и даже через реку. Но перед этим десять раз подумайте: А стоит ли?. Помните: самый короткий путь не всегда самый быстрый.
Масштаб
Масштаб 1:100 000 что это значит? Это значит, что один сантиметр на карте соответствует 100 000 сантиметрам на местности. Так как 100 000см = 1км, значит один сантиметр на карте соответствует одному километру на местности. В этом масштабе рисуются атласы областей (например Московской). Чем подробнее карта, тем лучше.
Измерение расстояний
Вообще-то расстояния меряются шагами. А на машине? На то есть одометр, ?????????, GPS и другие хитрые приборы. А можно просто следить за картой, считать перекрестки и сворачивать на нужном. Или умножать скорость на время. Кто как хочет и кто как может.