А давай, как будто мы были…..

Как лучше взаимодействовать с ребенком?

u Дети обожают всё весёлое, шутливое, игривое, неожиданное.

u Дети ведут себя лучше, когда чувствуют, что их понимают.

u Мы слишком серьёзно подходим к процессу воспитания

u Нам нужно чаще говорить с ребёнком на его языке — языке игры и веселья.

u Нам нужно чаще взаимодействовать с ребёнком исходя из нашей «детской» части собственного «Я». Это называется «Эго состояние «Ребёнок»

u Дети с радостью откликаются, когда мы пытаемся отойти от привычных шаблонов воспитания.

u Чем больше мы ругаем и критикуем ребёнка, тем хуже он становится.

u Наилучшая позиция родителя – это настрой на сотрудничество с ребёнком и желание договориться с ним.

O Говорите с ребёнком, глядя ему в глаза, на одном уровне с ним.

O Присутствуйте целостно и эмоционально с ним, когда разговаривайте.

O Помогайте ребёнку делать то, о чём Вы его просите.

O Делайте комплименты, поощряйте и подбадривайте добрым словом.

O Основывайте свои отношения с детьми на любви, доверии и уважении.

O Шутите! Делайте неожиданные и весёлые вещи! Ребёнок это оценит J

Приемы и способы договариваться с ребенкомJ

№1 Предлагаемые обстоятельства (от 1,5 до 5 лет)

1) А давай, как будто …

А давай, как будто мы были…..

Предложите ребёнку какие-то предлагаемые обстоятельства: а давай, как будто пошел дождь, стало холодно, жарко, мы заблудились, мы ищем клад, мы потерялись в лесу, нам нужно выполнить супер задание от Лунтика и т.д. Либо, предложите вам обоим какую-то роль: «мы – пираты», «мы – медвежата», «мы – сыщики», «мы – принцессы», «мы – супергерои», «мы – тачки» и т.д. И, начните делать с ребенком то, что нужно делать, исходя из этих предлагаемых обстоятельств, либо из этой роли.

Примеры:

Ребёнок медленно идёт, Вам нужно, чтобы он шел быстро:

— А давай, как будто бы мы были два самолёта, и мы летим, летим домой!

— А давай, как будто бы пошёл дождь, а мы забыли зонтики, и спешим домой.

Ребёнок не хочет убирать игрушки:

— А давай, как будто мы были два пылесоса, и загребали игрушки, ты туда, я сюда.

— А давай, как будто мы были две белочки, а игрушки – наши запасы, я запасаю в эту коробку, ты запасаешь в эту.

Ребёнок не хочет вставать с постели:

— А давай, как будто бы мы были пиратами, а нам нужно было выполнить супер-задание – поискать в ванной клад, и мы пойдём его сейчас там искать!

Ребёнок не хочет чистить зубы:

— А давай, как будто бы я был маленький, а ты мой старший друг, и ты учил меня чистить зубы, потому что я не умел.

— А давай как будто мы мышки и тихонько крадёмся в ванную, чтобы не спугнуть кота, и тихо-тихо почистить зубки?

№ 2 Перегонки (от 2 до 8 лет)

Предложите ребёнку соревнование, и сразу начните делать что-то быстро, показывая ему пример. Обязательно дайте ребенку возможность выиграть в этом соревновании.

— Спорим, я соберу синие машинки быстрее, чем ты красные!

— Давай, кто быстрее соберёт игрушки!

— Давай, кто больше соберёт в свою коробку!

— Давай, кто быстрее добежит до нашей парадной!

— Давай, кто быстрее оденется!

№ 3 История (от 1,5 до 6 лет)

Расскажите ребёнку историю, в которой с персонажем случается точно такая же ситуация, что и с ребёнком сейчас, и что потом с Вами было.

Например, ребёнок не любит одеваться.

1) Жил был на свете… (мальчик похожий на тебя; девочка, похожая на тебя; зверюшка – львёнок, котёнок, медвежонок; сказочный персонаж – гномик, русалочка).

— Ты знаешь, что однажды случилось? — Жил был на свете маленький бегемотик, который очень не любил одеваться.

2) Подробно опишите поведение, действия и слова Вашего ребёнка, которые «делал» и «говорил» главный герой: — Когда мама начинала его одевать, он всегда отказывался, ворчал, плакал, раскидывал вещи, говорил «Не хочу!», «Не буду!».

3) Что было потом? Как ему было неудобно, или неприятно, или не понравилось, что он сделал или не сделал что-то, о чём-то пожалел: — И вот мама согласилась и говорит: «Ну, иди без тёплой одежды на улицу, раз тебе так хочется, может, у тебя и получится так погулять». Вышёл бегемотик, и вдруг мороз его как укусит за ушки, за ножки, за хвостик. Кусачий мороз оказался! Смотрит он – а вокруг другие зверюшки резвятся, веселятся, все тепло одетые, зовут его с горки кататься. А он очень хочет с ними, но не может, потому что ужасно холодно, даже шагу вступить не возможно, мороз всё кусается.

4) Другие персонажи помогают ему измениться: — Подошли к нему другие зверюшки, стали жалеть его, что ему нечего надеть, говорят: «Бедненький, как же ты без одежды ходишь? Давай, мы тебе сошьём тёплую одежду!»

5) Герой принимает правильное решение, и что потом происходит: — Тут бегемотик всё понял! Понял, что невозможно гулять в своё удовольствие без тёплой одежды, радоваться с друзьями, и крикнул: «Мне не нужно шить одежду, у меня есть замечательная своя!» Побежал и говорит маме: «Мамочка, хочу мою любимую тёплую одежду, чтобы я могу с другими зверюшками гулять и развлекаться, и чтобы мороз не мог меня кусать!»

№4 История из Вашего детства (от 3 до 8 лет)

Расскажите ребёнку историю из Вашего детства, когда с Вами было то же самое, что сейчас с ребёнком, поделитесь своими чувствами и своим опытом.

— Ты знаешь, когда я была маленькая, я точно так же как и ты не любила… не хотела… я тебя понимаю… но со мной однажды случилось вот что: расскажите историю, настоящую или придуманную, через «Я», из своего детства, следуя структуре истории в предыдущем примере.

№ 5. Тараторка (от 1 до 4 лет)

Используйте в случаях, когда ребёнка нужно срочно и быстроотвлечь, предотвратить развитие истерики, быстро увести откуда-то.

Быстро-быстро говорите – тараторите всё, что приходит Вам на ум. Не думайте о смысле истории, просто говорите слова, которые рождаются одно за другим. Таким образом, Вы полностью перекроете канал восприятия и мышления, и делайте с ребёнок то, что Вам нужно, пока он пытается понять, что Вы говорите (одеваете, уводите за руку, отвлекаете).

№ 6 Внешние помощники, которые помогают ребенку делать что-то в темпе (от 3 до 6 лет)

Используйте внешние предметы, чтобы побудить ребёнка что-то делать.

— Я ставлю песочные часы, интересно, успеешь ли ты почистить зубки, пока бежит песочек?

— Я ставлю будильник на телефоне, интересно, ты успеешь надеть пижаму до того как прозвучит сигнал? — Я поставлю тебе песенку, пока она звучит, интересно, успеешь ли ты убрать игрушки в коробку, пока играет песенка?

№7 Напоминания: картинки и надписи (от 3 до 8 лет)

1) Заготовьте картинки, на которых изображены действия, о которых должен помнить ребёнок (нарисуйте их, сделайте фото или найдите картинки в интернете). Эти картинки развесьте в нужных местах, как напоминание.

2) Вырежьте из бумаги круг, на одной стороне нарисуйте весёлое лицо, на другой – грустное лицо. К кругу прикрепите ниточку, повесьте в нужном месте. Меняйте выражение лица, чтобы напомнить ребёнку о необходимом действии.

3) Сделайте надписи для детей, которые умеют читать:

Помой лицо J

Заправь кровать J

Выключи свет J

Убери тарелку J

№8 Парадоксальный метод (от 4-8 лет)

Запретный плод сладок! Всё, что нам запрещают, нам очень хочется попробовать и сразу становится любопытно. Так как ребёнком часто движет чувство противоречия и всё хочется делать наоборот, то часто ему сразу хочется сделать то, что ему запрещают.

Поэтому, запретите делать то, что Вы хотите, чтобы ребёнок сделал. Скажите, чтобы он этого НЕ делал. Часто дети сразу сделают то, что «нельзя». Если прием не «сработает», скажите, что это была шутка J

Примеры:

Пей молоко.

— Только НЕ пей молоко!!! А то ты станешь очень сильным и сможешь меня победить!

Давай почитаем книжку.

— Только не смотри картинки в этой книжке. Они слишком интересные, только я буду их смотреть J

Надевай тёплую шапку!

— Не нужно надевать тёплую шапку? Зачем? Пусть снег запорошит тебе все волосы, а нос превратиться с сосульку. Шапку не дам!

Иди чистить зубы!

— Зубы чистить тебе больше не разрешаю. Нам можно с папой, а тебе нельзя. Пусть они пожелтеют и будут у тебя жёлтенькие, у нас беленькие, а у тебя – жёлтенькие.

№9 Присоединение

Присоединитесь эмоционально к желанию или нежеланию ребёнка, начиная со слов:

— А вот было бы здорово, если бы…

— Представляешь, если бы…

Развивайте это фантазию до весёлого абсурда вместе с ребёнком, преувеличивая то, что хотел или не хотел делать ребёнок.

— А вот было бы здорово, если бы вообще не нужно было ходить никогда в детский садик, а весь детский садик приходил бы к нам домой, и воспитательницы, и дети, и целый день все бы тут играли, занимались, а потом за детьми приходили бы сюда родители, и забирали бы их…

— А вот было бы здорово, если бы посуду мыть не надо было бы вообще никогда-никогда. Поел, и тарелку в окно! J А за окнами вместо асфальта – дорожки из разбитого стекла, фарфора разного цвета и размера! J Можно было бы на прогулке из них мозаику составлять».

— Вот было бы здорово, если бы можно было бы не пить лекарства! Болеешь, врач приходит и говорит: «Назначаю: обнимайтесь 100 раз в день, смотреть 100 раз в день после еды «Винни-Пуха», спать на балконе без одеяла на ледяной подушке и ни в коем случае не пить никаких лекарств!» Придет доктор через неделю, а мы тут с опухшими от мультиков глазами, красными ушами, синим носом и фиолетовыми губами лежим на балконе и смотрим телевизор!..»

O Примеры использования приема «Присоединение» смотрите в приложении в конце.

№10 Говорящие предметы (от 1, 5 до 5 лет)

Говорите от имени предмета с ребёнком, как будто этот предмет живой. Одушевите его для ребёнка. Дети быстро «включаются» в эту игру, и с радостью идут навстречу «живому» предмету. Говорите «мультяшным» голосом и выставите этот предмет впереди себя. Устанавите контакт с ребёнком от имени этого предмета.

— Нужно мыть волосы шампунем!

— Я шампунька, я дружу с детками, вкусно пахну, и люблю играть с детскими волосиками. После меня волосики очень вкусно пахнут. Можно я поиграю твоими волосиками?

— Когда ты, наконец, наденешь свои колготки!

— Мы – колготки! Мы любим кататься на детских ножках. Хотим покататься на твоих ножках!

№11 Выбор

Начинайте фразу со слов: «Выбери, как ты хочешь», «Выбери, что ты хочешь» и предложите ребенку два варианта на выбор, каждый из которых всё равно ведёт к тому действию, которое Вы ожидаете от него.

— Иди мыться!

— Выбирай, ты будешь сначала лицо мыть, а потом чистить зубки, или сначала зубки, потом лицо?

— Выбирай, ты будешь полоскать ротик из ручек или из стаканчика?

— Выбирай, ты будешь чистить зубки сегодня простой щёткой или электрической?

— Выбирай, ты будешь чистить сначала верхние зубки или сначала нижние?

— Ложись в кроватку!

— Выбери, ты будешь спать в эту сторону головой в эту? — Выбирай, ты наденешь голубую пижаму или зелёную? — Выбирай, ты хочешь спать на маленькой подушке сегодня или большой?

№ 12 Когда – тогда(отличаетсяот «если .. то…») Иди, надень пижаму! — Когда ты наденешь пижаму, тогда мы сможем начать читать эту сказку.
Почисти зубки! — Когда ты почистишь зубки, я обязательно поставлю тебе мультик .
Кушай, пожалуйста! — Когда ты съешь обед, ты сможешь скушать кусок пирога.
Хочу пойти гулять! — Когда ты уберёшь игрушки в коробку, мы сможем пойти гулять.

№ 13 Считаю до 3-ёх.

Спорный метод. Но очень многим родителям он хорошо помогает. Очень часто именно на счёт «Три» дети делают то, что просят их родители.

№ 14 Спойте свою просьбу.

Это очень неожиданно и просто гарантированно привлечёт внимание ребёнка любого возраста, вызовет удивление, и часто приводит к тому, что ребёнок делает, что его просят.

№15 «Пять, три, один – время вышло»

Этот приём помогает Вам заранее мягко предупредить и подготовить ребёнка к тому, что скоро нужно завершать желаемое действие. Напомните ребёнку, что нужно заканчивать какое-то действие 3 раза: за 5 минут, за 3 минуты и за 1 минуту.

Когда Вы приходите третий раз, Вы уже не уходите и следите за тем, чтобы действие было закончено.

— У тебя осталось ещё 5 минут, ты можешь пока играть, через 5 минут нужно будет закончить, и собираться на прогулку.

— У тебя осталось 3 минутки, ещё пока можно играть, потом я приду и нужно будет закончить.

— У тебя осталась 1 минутка, доигрывай этот раунд (кидай мяч последний раз, скатывайся с горки последний раз, дорисовывай деревце – то есть даём возможность логического завершения того, что сейчас делает ребёнок) – и идём гулять.

№16 Используйте призыв к действию, вместо боевых слов.

Боевые слова: «нет, нельзя, прекрати, перестань».

Формулируйте Ваши просьбы, используя глагол, который описывает желаемое поведение ребёнка.Ребёнку тогда проще выполнить просьбу и он лучше понимает, что от него ожидают. Перестаньте ссориться из-за этого грузовика! Пожалуйста, поделисьмашинкой.
Не урони малыша! Держималыша аккуратно.
Нельзя трогать нож! Положи,пожалуйста, нож в ящик.
Нет, ты не получишь мороженого! Сейчас ты можешь съестьяблоко или кусочек сыра.
Я сказала – нет, значит нет! Ты можешь сделатьвот так и вот так.
Прекрати выходить из-за стола! Пожалуйста, во время еды сидиза столом.
Хватит здесь баловаться! Возьмитеигрушки в свою комнату.
Ты плохо себя ведёшь, поэтому ничего не получишь! Я знаю, что с тобой всегда можно договориться. Сейчас ты постараешься, сделаешь, что я тебя попрошу, и всё будет хорошо J

Домашнее задание.

1. Сообщайте ребёнку каждый день просто так о вашей безусловной любви и принятии его: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе»

2. Обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день (утренние приветствия и поцелуй на ночь не считается), независимо от его заслуг и хороших поступков.

3. Обязательно в течение дня находите время как минимум полчаса поиграть во что-нибудь, поговорить по душам с ребенком, не отвлекаясь на телефонные звонки, компьютер, приготовление пищи, чтобы он чувствовал, что это время Вы полностью отдаёте ему. Делайте в это время то, что хочет ребёнок. (Можно 2 раза по 15 минут в день).

4. Выберите 2 наиболее понравившихся Вам приёма и практикуйте их в течение нескольких дней, тренируйтесь! Посмотрите реакцию ребёнка. Найдите те приёмы, которые «работают» с Вашим ребёнком и варьируйте их, в зависимости от ситуации.

Приложение

Родители используют метод «Присоединение» и делятся опытом:

Екатерина:

— Не хочу мыть посуду!(14 лет)

— А вот было бы здорово, если бы посуду мыть не надо было бы вообще никогда-никогда. Поел и тарелку в окно :)) а за окнами вместо асфальта – дорожки из разбитого стекла, фарфора разного цвета и размера :)) можно было бы на прогулке из них мозаику составлять.

(подозреваю, что ребенок скажет «мама купи посудомойку и не мучай меня» :))

Надежда:

— Хочу еще играть!

— А представляешь, как было бы здорово только играть и ни на что не отвлекаться? Мы играли бы с тобой с утра до позднего вечера: строили бы из конструктора домики, гаражи и вагоны, а потом ты бы разбирал свои постройки и начинал бы заново. И потом ты строил бы башню из мягких кубиков и ломал бы ее, а потом стоил заново еще и еще.

И даже приход домой папы с работы не отвлекал бы тебя от игры, ты продолжал бы возводить новые постройки. И даже звонок бабушки, чтобы пригласить тебя в гости, не отвлекал бы тебя от того, чтобы поиграть со своими игрушками. И приглашение мамы попить перед сном молоко с печеньем тебя бы не могло отвлечь от игры. Кстати, малыш, пойдем, попьем молоко и поедим ПЕЧЕНЬЕ?

— Не хочу чистить зубы!

— А давай помечтаем, как было бы здорово вообще никогда не чистить зубы! Мы сложили бы в одну большущую коробку все зубные щетки, и мамину и папину и твою, убрали бы все пасты, даже твою любимую апельсиновую, а заодно и ополаскиватель со всеми стаканчиками. И у нас освободилась бы целая полка в ванной! Мы бы поставили на эту полку водяную мельницу, и ты бы набирал воду из под крана и выливал ее на мельницу. Она бы крутилась и разбрызгивала воду во все стороны, а ты наливал бы больше и больше, а она крутилась бы быстрее и быстрее, — почти так же быстро, как крутится электрическая щетка! Давай посмотрим вместе, как быстро крутятся наши зубные щетки, так же быстро как мельница?

Анастасия

— Не хочу пить лекарства.

— Вот было бы здорово, если бы можно было бы не пить лекарства! Болеешь, врач приходит и говорит: Назначаю: Обнимайться 100 раз в день, смотреть 100 раз в день после еды Винни-Пуха, спать на балконе без одеяла на ледяной подушке и ни в коем случае не пить никаких лекарств! Прийдет доктор через неделю, а мы тут с опухшими от мультиков глазами, красными ушами, синим носом и фиолетовыми губами лежим на балконе и смотрим телевизор!

Елена

— Не хочу стараться красиво писать!

— А представляешь, если бы можно было поработать у папы на работе вместе и написать так, как ты пишешь всякие не ровные буковки. Я буду писать не красиво и папа будет писать каракульки и Настя напишет с право на лево и Миша будет писать одни палочки, как доктор в рецепте. Вот было бы здорово прийти в магазин и не понять сколько что стоит и купить газетку или книжку, а там только начало каждой буквы… Пришлось бы самим книжку сочинять … И тут все рассмеялись…

Светлана

— Не хочу делать уроки!

— Представляешь, как было бы здорово, если уроки, которые вам учитель задает, не надо было делать!!! Учительница сама бы забирала ваши тетрадки домой и делала бы за вас все уроки. Дома бы ей помогал ее муж, ее дети. Бабушка и Дедушка тоже бы помогали вашей учительнице записывать в ваши тетради домашнее задание. А утром учительница раздавала вам ваши тетради, а вы бы сами проверяли и ставили оценки. А если бы ты ставил плохую оценку себе, то на след урок ты бы еще больше задавал учительнице уроков. Вот бы было здорово!!!

Дания

— Не хочу ходить в садик!

— А вот было бы здорово, если бы я не только раньше приходила в садик, а ходила бы туда вместе с тобой, если все родители ходили с детьми, а может и вместо детей, мы с мамой Леры тоже вместе бы играли в куклы и спали на соседних кроватках. Ой, как было бы хорошо, если бы я могла ходить в садик..

Наталия

— Не хочу делать уроки!

— Вот было бы здорово, если бы никогда не нужно было делать уроки — можно гулять, играть после школы. Дневник вообще не открывать! портфель оставлять за дверью. И чтобы в школе за несделанные уроки пятерки ставили. А если вдруг кто-то что-то дома делал — тому 2!

Елена

— Не хочу делать уроки!

— А вот было бы здорово, если бы ты вообще не делала уроки. Не доставала с полки книги, они бы запылились. А потом, потом, начали уползать к соседке, выпрыгивать в окно, падать на голову прохожим. Ты бы пришла в школу и сказала, что книги убежали.

Звери — Напитки покрепче


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: