Александр роу. «жизнь, похожая на сказку..»

Всем нам трудно представить свое детство без фильмов: «По щучьему велению», «Варвара-краса длинная коса», «Морозко», «Кащей Бессмертный». Эти советские фильмы-сказки как нечто совершенно иное, новое, поэтому их любили и любят смотреть дети. Но кто придумал эти фильмы? Кто снял? Разве кто-то из нас задумывался в детстве о том, что есть такой человек, который всю свою жизнь общался с водяными, говорящими зверями, птицами, рыбами? Кто придумывал грим актёрам? Александр Роу. Русский режиссер с ирландской кровью, который доверил сказочные превращения живым актерам на экране. Все детство его окружали сказки. Мать, воспитавшая Сашу на одних сказках, окружающие, рассказывающие интересные истории, все рассказанное послужило фундаментом для многих будущих его фильмов. Сначала Саша работал ассистентом у Якова Протазанова на съёмках фильмов «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1936). Затем стал режиссером киностудии «Союздетфильм». Первая серьезная работа Александра – сказка «По щучьему велению». Его подход к созданию сказок всегда имел успех. Но мы можем заявить, что все сказки давным-давно написаны и Роу просто-напросто снял «пародии» на эти сказки. Однако, Роу не снимал пародии, он снимал волшебные сказки, где есть добро и зло, где побеждает мужество, любовь, преданность. Все его сказки – светлые и чистые. Даже такие герои, как Баба Яга, Кащей, они не пугали детей. Все понимали, что добро всегда побеждает зло.
Премьера сказки про Кащея Бессмертного состоялась 9 мая 1945 года. Первыми фильм увидели барнаульские колхозницы. А вскоре картина показывалась вне конкурса на первом послевоенном международном фестивале, где она воспринималась как аллегория победы над Гитлером.

Александр Роу был открытым, добрым, всего его творчество не оценивалось лишь материальными средствами, все делалось с душой. Роу всегда относился с особым пристрастием к литературным произведениям. Произведения Гоголя были рождены для того, чтобы они были поставлены Роу. Экранизация «Вечера на хуторе близ Диканьки» считается эталонной в российском кинематографе. В фильме удивительно точно воссоздан украинский колорит со свойственными Гоголю фантазией и чувством юмора.
Самой главной картиной Роу считается сказка «Морозко». Настолько она стала всенародной, что мы в быту зачастую цитируем слова из фильма: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли, красная?». Морозко на Венецианском кинофестивале в 1964 году получил приз – Золотого льва Святого Марка. Роу пригласили в Венецию. На показ пришли (а кто-то и приехал на инвалидной коляске) русские эмигранты. И после окончания фильма многие из них плакали и кричали: Спасибо за белые березки. Спасибо за русский рассвет. В фильме действительно сняты красивейшие пейзажи. Александр Роу не признавал павильонов. Все снималось на натуре. Участники съемок последних сцен Морозко в лесу вспоминали, что на поляне, где кипела работа, вдруг появился горностай. Застыл на задних лапках и смотрит. Потом исчез. И вскоре появился, видимо, со своей подругой. Киношники уходили из леса, а они так вдвоем и остались неподвижно стоять, как будто провожая. Морозко получил от Консультативного совета по кинематографии США награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра. Но в конце 90-х там же, в Америке, Морозко вызвал бурю эмоций и вошёл в список 100 худших фильмов всех времён. Американцы, в большинстве своем мало интересующиеся кинопродукцией других стран, узнали о русском фильме 34-летней давности случайно. В декабре 1998 фильм показали на американском телевидении в рамках телешоу Mystery Science Theater 3000. Суть этой культовой программы, которая существовала на американском TV лет десять, в следующем: демонстрируется старый, малоизвестный фильм. На переднем плане в течение всей ленты присутствуют в виде силуэтов трое ведущих шоу – один человек и два робота, которые постоянно юмористически комментируют происходящее на экране, буквально выворачивая фильм наизнанку.

Главным же открытием Роу стал актер Георгий Францевич Милляр. Без него не снималась ни одна сказка режиссера. Бывало, что в фильме ему выпадало по несколько ролей сразу. Этот удивительный артист всю жизнь играл безобразных и отвратительных сказочных героев: чертей, водяных, чудищ, Бабу Ягу… А зрители его обожали. Правда, в начале Милляру приходилось бороться за роль Бабы-Яги, которую он потом сыграл около десяти раз. Роу долго искал актрису на эту роль. Ведь столь знаменитую фольклорную бабушку ни разу не снимали в кино. Никто не знал, какой она должна быть. Но Милляр все же добился своего. Первую Бабу Ягу он сыграл в фильме Василиса Прекрасная. Сначала ему в этой сказке досталась роль отца, потом Роу стал искать актрису на роль Бабы Яги. Милляр удивился: Зачем тебе актрисы? Возьми меня. Сделали грим, провели пробы – и удача! – Милляр-Баба Яга был просто великолепен. Он не считал свою Бабу Ягу женщиной, говорил: Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует. Да и физически это тяжело. А я все стерплю. Да к тому же мужчина в юбке – гораздо страшнее!. А еще Георгий Милляр всегда удивлялся, как это женщины юбки носят – в них так холодно, продувает сильно.

А вот от роли Кощея в фильме Кащей Бессмертный актер, наоборот, отказывался. Но однажды сбрил себе волосы и брови и в таком виде появился на киностудии. Все понятно, Милляр готов играть, – сразу догадались в съемочной группе, потому что Георгий Францевич частенько так поступал, чтобы облегчить работу гримерам. Правда, на этот раз работы для гримера было немного. Фильм снимали во время войны в эвакуации в Душанбе. Актер там заразился среднеазиатской малярией, едва выжил, и превратился в живой скелет, весил, как он сам говорил, 45 кило с ботинками. Его еще облачили в тевтонские доспехи с костяными крыльями за спиной. И когда Милляра подвели в таком виде к лошади, она от испуга взвилась на дыбы. И пока ей не завязали глаза, не подпускала к себе актера.

Не было в советских НИИ программиста, который не расхохотался бы, услышав от коллеги, составившего удачную программу, гордое: «кваква-квалификация!» – и вспомнив, как уморительно выговаривал это слово министр Квак в исполнении Георгия Милляра. А если в школьных коридорах заводили оранжерею, то над цветами в горшочках вывешивали большую, нарисованную детьми памятку: «Пожалейте меня! Полейте меня!» – и нет нужды, что это была последняя фраза злого царя морских глубин: все равно напоминание о веселой и доброй сказке.

Сколько их еще, крылатых фраз Роу? «Сгинь, инфекция!», «Не люблю я его… Он интеллигент…», «Помоги мне, Кривда-Бабушка» или знаменитое «Не прынцесса – королевна!»… А «Ах я, дурень старой, голова с дырой» или «Не был бы Иван невежей, не ходил бы с мордой медвежьей»?

Оператор комбинированных съемок Леонид Акимов рассказывал о Роу: «В газете «Известия» появилось объявление: «Разыскивается наследник Роу». Его же отец был ирландец. Есть такой отдел при Министерстве иностранных дел, где ищут наследников. Он пошел туда. В общем, от всего наследства ему досталась мелочь какая-то – фотоаппарат и пальто. А я поехал на «Мосфильм» . Он мне говорит: там тебя будут спрашивать о наследстве. Ты скажи – обязательно, большое наследство: два парохода… Я приехал, и меня начали спрашивать. И я говорю, да, получил, да, большое наследство, не знает, как использовать… И это разошлось по Москве. Настоящим сказочником был…»

Роу мечтал поставить киносказку по сценарию А.Платонова «Добрый Тит». Игорь Сильвестров в статье «Они не дали сказку сделать былью», говорил о Роу как о первым в СССР авторе фильмов ужасов: «Слова «саспенс» и «Хичкок» появятся в российском обиходе лишь спустя лет 20 после смерти Роу и Птушко, первыми добившихся в самой бесстрашной стране эффекта «коммерческого ужаса». И цензура не очень-то мешала: детское же кино».

Александр Роу умер 28 декабря 1973 года в Москве. После его смерти по написанному им сценарию Геннадием Васильевым был снят в 1975 году фильм «Финист — Ясный Сокол». Похоронен он на бабушкинском кладбище.

Однажды, незадолго до смерти, Роу спросили: Как вы представляете символ своего творчества?
И он ответил: Не знаю почему, но мне кажется, это роща. Березовая роща, худенькие березки, как на картинках Нестерова.

Сказка – символ радости, счастья, потому что сказка – замечательная, потрясающая, великая надежда.

\


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: