Духовно-нравственное направление

Особенности внеурочной деятельности по ФГОС

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное.

Спортивно – оздоровительное направление

В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.

Рекомендуются нижеприведенные формы

Место проведения Время проведения Формы организации
Школа Первая половина учебного дня Утренняя зарядка, динамические паузы во время урока, перемены, динамические паузы между уроками
Вторая половина учебного дня Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки подвижных, народных, оздоровительных игр
Семья Вторая половина учебного дня, выходные дни Прогулки, совместная со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность
Учреждения дополнительного образования детей Вторая половина учебного дня, выходные дни Детские спортивные секции, кружки

Задачи:

  • формировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

Духовно-нравственное направление

Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задача состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности.

Рекомендуются нижеприведенные формы

Место проведения Время проведения Формы организации
Школа Вторая половина учебного дня Кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др.; кружки технического творчества (лего — конструирование), домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре, художественные акции школьников, прослушивание музыкальных произведений и т.д
Семья Вторая половина учебного дня, выходные дни
Учреждения дополнительного образования детей

Общеинтеллектуальное направление

Базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся. Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуба «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

Рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

Рекомендуются нижеприведенные формы

Место проведения Время проведения Формы организации
Школа Вторая половина учебного дня Познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии» и др. «Детская риторика» и др., кружок «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др. олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.
Семья Вторая половина учебного дня, выходные дни
Учреждения дополнительного образования

Социальное направление

Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно — потребностную сферу растущего человека.

Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование общественной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.

Рекомендуются нижеприведенные формы

Место проведения Время проведения Формы организации
Школа Вторая половина учебного дня Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); КТД (коллективное творческое дело); социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др.
Семья Вторая половина учебного дня, выходные дни
Учреждения дополнительного образования

Общекультурная

Организуется с учетом следующих принципов:

— уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т. д.

— сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими.

— уважение прав самых младших и самых старших членов культурно-воспитательной среды.

Предполагает освоение:

— культуры отношений человека с человеком.

— культуры быта, поведения в семье и обществе.

— культуры образования.

— культуры труда.

— культуры творчества.

приоритетные задачи, среди которых:

* развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических ценностей ориентаций и качеств личности;

* интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

* формирование информационной грамотности современного школьника;

* развитие коммуникативной компетентности;

* формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Актуальность, проблемы и направления духовно-нравственного воспитания дошкольников


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: