Решение задач гражданско-патриотичекого воспитания детей мдоу в системе дополнительного образования

Решение задач гражданско-патриотичекого воспитания детей МДОУ возможно не только через интеграцию воспитательно-образовательной деятельности, но и в системе дополнительного образования, организованного в МДОУ через кружково-студийную работу, через выстраивание отношения партнерства МДОУ со всеми субъектами социума (социальными институтами воспитания).

В МДОУ № 21 «Искорка» силами специалистов и педагогов данного учреждения организованы дополнительные образовательные услуги в форме кружково-студийной работы:

  • Фольклорное кружковое объединение «Посиделки» и «Веселинка»,
  • Кружковое объединение «Умелые руки» (занятия рукоделием).

Занятия детей Кружкового объединения «Умелые руки» проводятся педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории Кирилловой З.С. по педагогической технологии «Развитие тонких движений пальцев рук у детей через занятия рукоделием» (рецензия дана кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности и специальной психологии ФП НГПУ, профессором ПФ Новосибирского гуманитарного института Соколовой Е.В.).

План работы фольклорной группы «Посиделки» (старшая группа), фольклорной группы «Веселинка» (подготовительная к школе группа), кружка «Керамика», фольклорного кружка «Искорка», кружкового объединения «Умелые руки» — приложение 5 к программе взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к народной художественной культуре».

Сценарии фольклорных праздников, развлечений («Осенины – у осени именины», «Алёнушкина сказка», «Весенние посиделки», «Посиделки») — приложение № 6 к программе взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к народной художественной культуре».

Сценарии музыкальных сказок («Козлятушки и волк», «Красная шапочка», «Кошкин дом», «Теремок», «Кот и лиса», «Гуси-лебеди») — приложение 7 к программе взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к народной художественной культуре».

МДОУ № 21 «Искорка» осуществляет продуктивное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, расширяя образовательное пространство на основе договора о сотрудничестве с определением задач по развитию ребёнка в конкретной деятельности.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Берегиня» (МОУ ДОД ДШИ «Берегиня») на протяжении десяти лет является нашими бессменными социальными партнёрами и помощником в решении задачи воспитания детей посредством их приобщения к русской народной культуре.

В содружестве с МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» разработана программа взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к народной художественной культуре» (рецензия дана кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности и специальной психологии ФП НГПУ, профессором ПФ Новосибирского гуманитарного института Соколовой Е.В.). Данная программа — результат многолетней совместной работы по приобщению детей к народной художественной культуре на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными установками и ценностями, традициями, особенностями его культуры.

Основные принципы программы:

1. Работа по приобщению детей к русской народной культуре должна проводиться системно как на специальных занятиях, так и в разных видах деятельности в течение всего дня.

2. Программа построена в соответствии с народным календарем, куда входят все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники и ремесла. Осенью — уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, ярмарки, Осенины, посиделки, Покров день, свадьбы. Зимой — святки, Рождество, колядки, Новый год, зимние праздники и обряды. Весной — Масленица, Вербное воскресенье, подготовка к севу, к посадкам. Летом — Троица, хороводы и песни вокруг зеленой березки, день Ивана Купала. Оптимизм народного календаря, где одно сменяет другое, дает детям понять, что жизнь вечна и прекрасна.

3. Программа предполагает, прежде всего, формирование у детей нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости. Ее результаты должны иметь практический характер и использоваться в повседневной жизни.

В МДОУ стало традицией проведение совместных с МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» праздников и досугов «Широкая масленица», «Кузьминки» и др.), совместное участие в Сибирской ярмарке «УчСиб», Региональном конкурсе «Через прошлое к будущему», Городском открытом детско-юношеском фестивале «Творчество» и открытом фестивале-конкурсе фольклорных коллективов и солистов «На красную горку», городском конкурсе «Декоративно-прикладного искусства» и мн.др. (дипломы и благодарственные письма в приложении 9 к программе взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к народной художественной культуре»).

В МДОУ преподавателями МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» организованы дополнительные образовательные услуги в форме кружково-студийоной работы:

  • Фольклорный кружок «Искорка»,
  • Кружковое объёдинение «Керамика» (лепка из глины).

Занятия детей Фольклорного кружка «Искорка» проводит педагог МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» в соответствии с программой Зенковой Л.Г. «Славянская мифология и календарно-обрядовые праздники» (рецензенты: кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории НГПУ Зверева К.Е., научный сотрудник ИАЭ СО РАН Черемисин Д.В.) по курсу: «Музыкальное воспитание и фольклор» (см. приложение 8 к программе взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к народной художественной культуре»).

«Методическая разработка по предмету «Керамика» для детей 5-6 летнего возраста», «Методическая разработка по предмету «Музыкальный театр» с детьми 5-7 лет на учебный год» – раздел 7 программы взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к народной художественной культуре».

Педагоги МДОУ с удовлетворением отмечают, что дети, которые занимаются по программе взаимодействия:

  • обладают большим объемом информации культурологического характера и что более важно — высоким уровнем мотивации к занятиям, содержание и формы которых ориентированы на познание и приобщение к русской национальной и региональной культуре;
  • в поведении детей отмечается более высокий (по сравнению с обычными группами) уровень культуры отношений (уступить место девочке, подать руку, помочь без напоминания воспитателя);
  • в ситуациях ролевой игры — выбор и предпочтение роли «сильного, доброго» для мальчиков, «заботливой, доброй, красивой» — для девочек. Ориентация в игре, поступках — на героев национального фольклора.

Специалисты детского сада считают, что сотрудничество МДОУ и МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» способствует обогащению процесса глубокого познания духовного богатства своего народа и освоение народной культуры детьми МДОУ.

С целью приобщения детей к мировой и национальной культуре с февраля 2004 года заключен договор о сотрудничестве с Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования “Детская музыкальная школа” (МОУ ДОД “Детская музыкальная школа”).

Мероприятия проводятся по курсу “Приобщение детей к мировой и национальной музыкальной культуре” по тематическому плану, согласованному обеими сторонами. Совместными усилиями решаются следующие задачи курса:

  • познакомить детей с произведениями классической и народной музыки;
  • развить представления у детей о различных видах музыкального искусства и различных жанрах музыкальных произведений;
  • познакомить детей с различными выразительными средствами в музыке;
  • познакомить детей с различными классическими и народными музыкальными инструментами.

МОУ ДОД “Детская музыкальная школа” (далее Школа) проводит мероприятия на территории МДОУ, используя потенциал учащихся и преподавателей Школы, музыкальные инструменты Школы:

  • исполнение музыкальных произведений, беседы по их содержанию, библиографическая справка о композиторе, истории создания произведения;
  • исполнение произведений народной музыки;
  • знакомство с музыкальными (в том числе народными) инструментами.

Сотрудничество со Школой позволяет детям, их родителям, сотрудникам приобщиться к миру музыки, слушать, слышать и понимать “живую” музыку, знакомиться с музыкальными инструментами, с особенностями игры на них.

С целью расширения знаний детей об окружающей среде (о природе, животных, растениях и др.) осуществляется сотрудничество с Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей Станцией юных натуралистов (МОУ ДОД СЮН). В рамках сотрудничества педагоги МДОУ имеют возможность получать программно-методическую и информационную поддержку в области формирования экологической культуры, совершенствовать формы, средства и методы экологического образования, активизировать экспериментальную и исследовательскую деятельность воспитанников. Педагоги и воспитанники МДОУ посещают Музей Природа, пользуются ресурсами библиотеки (экология, животные, растения, методические рекомендации, программы), видеотекой (краеведение, география, биология), участвуют в конкурсах, акциях, операциях: экологической выставке-конкурсе «Осенние фантазии», городской акции «Добрая зима», экологическом марафончике «Путешествие в страну Чудес и приключений» и т.д. Дети МДОУ получили возможность получать дополнительные краеведческие сведения о природе родного края, познакомиться с многообразием животного и растительного мира России.

О положительной тенденции развития дополнительного образования в МДОУ за последние 5 лет свидетельствуют следующие факты:

  • Увеличилось количество творческих работ педагогических работников, методических материалов (сценарии развлечений, музыкальных сказок, фольклорных праздников);
  • Увеличилось количество разработанных и апробированных педагогических технологий, программ (программа взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к народной художественной культуре», педагогическая технология «Развитие тонких движений пальцев рук у детей через занятия рукоделием», педагогическая технология «Развитие у дошкольников умения ориентироваться в пространстве», «Модель взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках социально-педагогического комплекса микрорайона г.Бердска»);
  • Педагоги и дети МДОУ активнее и результативнее участвуют в выставках и конкурсах разного уровня (Приложение 24).

Заключение

Опыт работы МДОУ № 21 «Искорка» убеждает нас в том, что на формирование у детей патриотического сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия. Максимальный результат воспитательно-образовательной работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-образовательного процесса. Наличие такой системы позволило создать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимодополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.

Мы уверены, чтоединство требований детского сада и семьи обеспечивает ребёнку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.

Suspense: Mister Markham, Antique Dealer / The ABC Murders / Sorry, Wrong Number — East Coast


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: