Основные направления воспитательной работы

Пояснительная записка

Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребёнка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир.

А.С.Макаренко.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Педагог – организатор в школе должен не только руководить, направлять, но и воспитывать. Что же такое воспитание?
Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателя и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самосовершенствование.
Воспитание – это чувство, голос души и сердца. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку уютно, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет, интересен себе и другим. Никого из здравомыслящих людей не нужно убеждать в необходимости создания детских и молодёжных общественных объединений. Главное, чтоб детские организации создавались с учётом интересов детей и были полезными для их личностного развития.

Ведущая идея программы –Для того, чтоб стать членом организации не нужно достигать каких- либо высот в той или иной области. Каждый ученик школы, со 2 по 11 класс, заочно являются членами ДОО и при желании могут принимать активное участие в деятельности организации. Каждый за учебный год, так или иначе, вовлекается в работу. И по статистике во многих мероприятиях участвуют ребята, которые, например, не смогли бы заслужить право в нее вступить, если были бы поставлены какие — либо условия. Так называемые трудные подростки.

Особенность представляемой программы в том, что она объединяет разные виды деятельности детей одной эмоционально-нравственной установкой. Взаимоотношения детей и взрослых в рамках детской организации строятся на основе сотрудничества и сотворчества. Гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной деятельности – путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений.

Вариативно-программный подход не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные.

Такой подход позволяет вести работу по программе в соответствии с целями и задачами конкретного детского коллектива, способствует росту самостоятельности и творческой активности детей. В центре внимания оказываются не только ребята, обладающие выраженными лидерскими способностями, но и просто школьники увлеченные своим делом. Они составляют актив детской организации, через который строится вся работа по программе.

Программа является актуальной, т.к. ориентирована на решение наиболее значимых для подростков и современного общества проблем, способствует формированию осознанного проявления личной инициативы детей; предусматривает совместную работу младших школьников, подростков, старшеклассников, родителей и педагогов по ее реализации.
Принципы деятельности по реализации программы.

Принципы реализации программы

Исходя из изменений социально-политической и экономической ситуации в стране, опираясь на личностно — деятельный подход к организации жизни детей и подростков, учитывая возрастную психологическую открытость детей, придавая смысл ранней и опережающей в современных условиях социализации молодежи, предусматривая ускоренную включенность в различные формы демократизации общественной жизни, программа опирается на определенные научные принципы:

Принцип демократизации:

u признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели;

u создание предпосылок для активности детей и взрослых, участие детей в решении всех вопросов жизнедеятельности объединения;

u упрочение норм уважительного отношения к другим людям, их социальному и профессиональному выбору, труду и его результатам;

u добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

u обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения,

u участие в других общественных и политических организациях и движения

Принцип самореализации:

u осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития;

u учет осознанности каждым ребенком своего я;

u последовательность, поэтапность решаемых задач;

u учет возрастных и индивидуальных особенностей, которые способствуют обеспечению успешной самореализации ребенка.

Принцип деятельностного подхода:

u обучение и развитие личности ребенка происходит в разнообразной творческой деятельности;

Принцип развития:

u каждый этап развития по программе должен иметь конкретное логическое завершение;

u последовательный переход от этапа к этапу;

uреализация через деятельность каждого ребенка — участника программы

u творчество

Принцип непрерывности, комплексности и последовательности:

u развитие деятельности по программе от простого к сложному;

u отказ от разовых невзаимосвязанных мероприятий; взаимосвязь со всеми субъектами воспитательного пространства

Принцип вариативности:

u заключается в возможности моделировать содержание программы, ее направления и временные рамки в соответствии с местными условиями работы.

Принцип гуманных и толерантных взаимоотношений:

u при построении системы взаимодействия всех участников программы;

Принцип опоры на общественно-значимые и культурные ценности:

u при выстраивании образовательной и воспитательной деятельности;

Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:

* коллективная организация деятельности;
* коллективное творчество; коллективное целеполагание;
* ситуации — образцы;
* эмоциональное насыщение жизни коллектива;
* общественная направленность деятельности коллектива.

Суть каждой из этих идей заключается в следующем:

u коллективная организация деятельности предусматривает участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;

u коллективное творчество — проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;

u коллективное целеполагание — совместную выработку и осмысление взрослыми и детьми целей и идеалов своей коллективной жизни, а также выбор на основе этих целей предстоящих общих дел;

u ситуации — образцы — своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;

u общественная направленность деятельности предусматривает деятельность на пользу и радость людям.

Участники программы:

Дети в возрасте 8-18 лет, родители, педагогические работники. А также: воспитательные центры школы (библиотека, музей, школьный лагерь, факультативы, кружки и секции) и социальные институты воспитательного пространства учреждения дополнительного образования, дом культуры и др.

Пространственно — временные условия реализации программы

Программа работы рассчитана на 5 лет, включает в себя 6 направлений и три профильных отряда: ЮИД, ЮПД, SMS.

В реализации программы принимают участие дети 8-18 лет, родители, учителя.

Школа представляет собой кирпичное 4-этажное здание 1928 года постройки.

  • 480 учащихся;
  • 20 классов, из них
  • 7 классов с воспитанием на татарском языке;
  • 33 учебных кабинета;
  • Тренажерный зал;
  • Актовый зал на 150 посадочных мест;
  • Акробатический зал.

НАША ГОРДОСТЬ.

  • 7 мая 2000 года в нашей школе был открыт музей Дважды Героя Советского Союза Н.Г. Столярова.

В музее представлены экспозиции о жизни и подвиге летчика – штурмовика единственного Дважды Героя Советского Союза Н.Г.Столярова, о казанском аэроклубе в годы Великой Отечественной войны, эвакогоспитале 3657, который размещался в здании школы в период с 1941 по 1945 гг. В музее много экспонатов – подлинных реликвий.

С 2005 г. учащимися на сайте школы создана электронная версия музея.

С 2008 г. на базе школы проводится научно-исследовательская конференция имени Н.Г.Столярова « Мужество останется в веках».

  • С 2007 года в школе работает проект «Не уставайте делать добро» в помощь детям с ограниченными возможностями и их родителям.

Сейчас в проекте принимают участие не только школьники и их родители, но и Администрация района, депутаты разных уровней, благотворительные организации.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С 2007 года в школе существует детская общественная организация «КОПИ» (Клубная организация по интересам). Принцип организации: «Равный — равному, школьник – школьнику». Ребята не только хранят, но и преумножают традиции школы.

Члены организации ведут активную жизнь: укрепляют здоровье, общаются с ветеранами, занимаются волонтерской деятельностью и исследовательской работой, выпускают школьную газету. Создают и реализуют социальные проекты. Проводят различные творческие мероприятия. Сотрудничают с районными и городскими организациями, направленными на развитие детского досуга. Активно действуют отряды ЮИД, SmS дети, ЮПД.

В детском коллективе формируется детское самоуправление. Организованы объединения ДОО. Руководители объединений выбираются из старост 5 – 11 классов, учащимися на общем сборе школы. Старосты выбираются в классных коллективах путем голосования. Сбор планирует работу на год. Руководители объединений контролируют работу, согласно плану и отчитываются о проделанной работе по четвертям. Корректируют работу на следующую четверть.

В школе имеются торжественная и рабочая стена в коридоре 3 этажа. Для проведения мероприятий используется актовый зал, спортивный зал, фойе, классы, дом культуры ПАО «Казанский Вертолетный завод».

Периоды освоения программы:

Iступень. Дети 8-10 лет (2-4 классы)

На первой ступени ведется работа с детьми начальной школы. Учащиеся 2-4 классов привлекаются к участию в конкурсах разных уровней.

IIступень. Дети 11-14 лет (5-8 классы)

На второй ступени ведется работа с учащимися среднего звена. Учащиеся 5-8 классов привлекаются к участию в конкурсах разных уровней. Ребята могут самостоятельно организовывать школьные мероприятия, совместно с педагогами школы. Работа направлена на обучение детей необходимым знаниям, умениям и навыкам, ведение работы осуществляется по системе КТД, с детьми, овладевшими знаниями, умениями и навыками в работе детской организации способными стать для вожатого опорой при проведении работы с участниками I ступени.

IIIступень. Дети 15-18 лет (9-11 классы)

Учащиеся старших классов принимают участие в конкурсах разных уровней. Учащиеся 9-11 классов выполняют роль старших инструкторов. И организаторов. Самостоятельно организуют школьные мероприятия и привлекают школьников среднего и старшего звена. Старосты 5-11 классов являются членами Совета «КОПИ» и из них выбираются руководители объединений путем голосования на заседании совета.

Условия реализации.

Проблемы воспитания подрастающего поколения возможно решать только в комплексе при условии реального межведомственного взаимодействия в интересах более полного удовлетворения культурно-образовательных запросов личности, семьи и общества.

Педагогические условия реализации программы:

Срок реализации программы 5 лет. В течение каждого этапа реализации программы идет работа по объединениям по предварительно составленному плану, включающие очные и заочные конкурсы, акции, фестивали, проекты, праздники, позволяющие привлечь к проведению большое количество детей и взрослых.

По истечению каждого года реализации программы проходит подведение промежуточных итогов на общем сборе школы.

Организаторы программы:

МБОУ «Школа №32» Кировского района г.Казани

Участники программы – дети и подростки в возрасте 8-18 лет, педагог-организатор, педагогические работники, родители.

Развитие и коррекция программы от этапа к этапу идет в направлении перехода от конкурсно -игровых форм к социально – значимым, масштабным проектам и видам деятельности.

ВГПЛ 1 Направления воспитательной работы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: