Характеристика содержания коррекционной программы.

Программа коррекционной работы на примере темы: «Развитие пространственной ориентации у дошкольников с нарушениями зрения»

Пояснительная записка.

В системе коррекционной работы с детьми с нарушением зрения важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия, что способствует развитию умений и навыков ориентации в пространстве.

В связи с актуальностью проблемы нами принято решение – разработать коррекционную программу как эффективное средство коррекции выявленных нарушений у детей.

Для решения поставленных задач используются дидактические игры, упражнения и продуктивные виды деятельности, приёмы и методы, направленные на развитие зрительного восприятия и формирование умения ориентации в пространстве.

Концептуальными основами организации коррекционного процесса является обеспечение оптимальных условий для системного, непрерывного комплексного обучения детей с нарушением зрения в сенситивный период созревания их зрительного анализатора.

Программа предназначена для детей с нарушением зрения, а именно для дошкольников с косоглазием и амблиопией.

Разработка программы коррекционных мероприятий в зависимости от характера происхождения и конкретного механизма нарушений, направлена на их предупреждение, уменьшение или устранение.

Предлагаемая коррекционная программа может быть использована педагогами коррекционных учреждений: логопедами, психологами, учителями-дефектологами, воспитателями, работающими с детьми с нарушениями зрения, старшего дошкольного возраста.

Цель программы:формировать и развивать способы зрительного восприятия, совершенствовать умения и навыки пространственной ориентации, опираясь на сохранные функции.

Задачи программы:

1.Комплексный и дифференцированный подход к детям с учётом состояния зрительного анализатора и имеющегося уровня познания окружающего.

2.Применение специально подобранных форм и методов развития пространственной ориентации у детей.

3.Обеспечение оптимальных условий для коррекции зрительного восприятия и развития пространственной ориентации.

4.Использование детьми получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности.

5.Формирование социально-адаптивного поведения, позволяющего ребенку быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях.

6.Формирование навыков выполнения различных видов предметно — практических действий с использованием сохранных анализаторов.

7.Использование рациональных способов ориентировки на собственном теле, в быту, в пространстве.

8.Обучение умению анализировать форму, величину, состояния конструкции, способствовать развитию бинокулярного зрения.

Принципы составления коррекционной программы.

1.Деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность дошкольников – игра, подобраны игры и игровые упражнения на развитие зрительного восприятия и пространственной ориентации.

2.Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи.

3.Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей.

4.Принцип комплексности методов психологического воздействия.

5.Принцип вариативности в выборе средств и методов коррекционного воздействия.

6.Принцип системности и последовательности коррекционно-развивающей работы.

Направления работы:

-развитие зрительного восприятия и пространственных представлений, посредством включения специально подобранных упражнений;

— учёт зрительных нарушений, индивидуальных особенностей детей и темпов психического развития;

-оказание консультативной помощи педагогам, родителям по вопросам использования методов и средств коррекционного воздействия на детей;

Характеристика содержания коррекционной программы.

Вид программы – свободный, то есть актуальный на данный момент времени.

Данная программа учитывает возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, ведущую деятельность дошкольников – игру.

Занятия проводятся с дошкольниками подготовительной группы в количестве 8 детей.

Подбор заданий, игровых упражнений осуществляется в зависимости от результатов диагностики. Задания предлагаются в соответствии с учётом характера зрительных нарушений, сформированности знаний по ориентировке в пространстве, учётом имеющихся умений.

Структура построения занятий включает в себя игровые приёмы, физкультурные минутки, релаксационные упражнения. Знания пройденного этапа закрепляются на следующем, а также в ходе режимных моментов.

Кислова Т. Р. | Содержание, формы и методы коррекционной работы с детьми с ОНР


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: