Игровые приемы по поддержанию дисциплины

Приемы профилактики нарушения дисциплины на уроке

Прием — минимизация внимания

— Игнорирование – не обращайте внимания на нарушителя;

— Контакт глазами – пристальный взгляд без осуждения;

— Встаньте рядом – подойдите и станьте рядом без слов и контакта глазами;

— Используйте имя ученика: «И тогда, Вова, Петр Первый издал Указ…;

— Использование Я-высказывания — вместо: «Прекрати немедленно», используйте: «Катя, когда ты шепчешься, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль. Пожалуйста, перестань».

Прием — прерывание

— Выключите свет и помолчите – прием работает, когда в классе темно.

— Временно прекратите вести урок: «Дайте мне знать, когда будет можно говорить», «Спасибо за тишину»

— Пример. Учитель садится рядом с нарушителем дисциплины и молча смотрит ему в глаза. Потом он может его спросить: «Ты хотел моего внимания. Я тебя слушаю».

Прием — отвлечение

Задавайте прямые вопросы – «Рома, какое задание ты получил?»

Попросите об одолжении – «Маша, сходи в учительскую и попроси цветной мел; собери тетради…»

Прием — поощрение хорошего поведения

Не обращайте внимание на плохое поведение ученика, а поощряйте того, кто сидит рядом и ведет себя хорошо.

Используйте конкретную похвалу за ожидаемое поведение — «Спасибо, Света, что ты нашла нужную страницу и сидишь прямо…Спасибо, Ваня, что ты не шумишь, а готовишься к диктанту…»

Хвалите разных учеников.

Пишите имена лучших учеников за урок на доске.

Прием — пересаживание

Пример. Педагог предлагает ученику провести 5 минут на стуле размышлений. Этот стул не похож на другие, стоит в любом месте класса, отдельно от других стульев.

Приемы актерского мастерства

Уйти в конец класса, продолжать урок оттуда.

Неожиданно перейти на шепот или басы. Можно также вдруг начать говорить с каждым словом все медленней и медленней — увеличивая паузы и растягивая гласные.

Провести эстафету на скорость. Чтобы за короткое время мобилизовать весь класс, условия таких эстафет должны быть очень простыми. По очереди вставать с места и называть, например, находящийся в комнате предмет определенного цвета или качества (или с определенной буквой в названии). Можно называть любое слово: например, существительное женского рода, имя литературного героя или город и т.п.

Игровые приемы по поддержанию дисциплины

Неожиданное начало урока (дети не могут успокоиться, включиться в урок, шум)

«Через минуту пусть каждый говорит по 1 предложению из предыдущей темы со слов: Я знаю …». Если мало детей в классе: «Вася знает, что…, а я знаю …»

«Встаньте, потянитесь, улыбнитесь соседу справа, слева, мне. Сегодня будет очень интересный урок. Тема зашифрована на доске…

Радуга внимания

Педагог готовит 7 белых альбомных листков с цветным кругом размером 7 см в центре. Цвет каждого круга соответствует одному дню недели: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый.

Лист укрепляется на доске, включается спокойная классическая музыка. 30 секунд ученики молча смотрят на круг, затем 30 секунд с закрытыми глазами удерживают образ круга перед собой. Если урок начинается после урока физкультуры или после большой перемены, то лучше начинать урок с этого упражнения. Также упражнение может применяться для снятия напряжения в середине урока.

Кто меня слышит

Если в классе шум, учитель тихо говорит: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики слышат и поднимут руку. Этот жест привлечет внимание некоторой части учеников. Но обычно это те, которые непосредственно не принимали участия в нарушение дисциплины на уроке. Далее учитель повторяет, слегка изменяя тон и тембр голоса: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые ученики поднимают. После этого еще некоторое количество учащихся отвлекутся от разговоров и прислушаются к учителю. Далее они также будут выполнять распоряжения учителя. Затем учитель говорит, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза». В классе раздаются хлопки, которые невозможно не услышать, и они настораживают остальных. После этого учитель громко и внятно говорит: «Кто меня слышит, встаньте». Обычно после этих слов встает весь класс. Затем учитель предлагает ученикам сесть и продолжает урок.

Этот прием очень действенный, но его нельзя использовать часто.

Дружное ЭХО

На хлопок учителя (или ритмический узор из нескольких хлопков) класс должен ответить дружным хлопком. Усложнениями в задании-упражнении могут быть: отбивание ведущим серии хлопков (3-6) в определенном (сложном) ритме; замена хлопков постукиванием по стулу, стене, коленям или притоптыванием.

«Руки – ноги»

Класс старается безошибочно выполнить простые движения по команде учителя. Один хлопок — команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка — команда ногам: нужно встать или сесть. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняем последовательность и темп хлопков.

«Делай как я»

В разгар неделового шума попробуйте четко произнести: «Все встали!» — и встать самому. (Или наоборот: «Все сели!» — и сесть самому.)

Следующая ваша реплика должна быть неожиданной, например: «Посмотрели на потолок!» (варианты: улыбнулись, почесали в затылке, сели на корточки и т.д.). При этом нужно обязательно и самому выполнить команду: посмотреть на потолок, почесать в затылке и т.д.

Ватман – соревнование.

Строим дом. Каждый хороший урок — кирпич в дом. Кто быстрее построит: 2а или 2б?

Приёмы дисциплинирования дошкольников (ч. 5): поощряйте за хорошую дисциплину!


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: