Сравнивая детей, можно заметить, что каждый ребёнок уже с рождения индивидуален и развивается по схеме, заложенной природой. Поведение и эмоциональные реакции ребенка зависят, прежде всего, от темперамента. Тип темперамента определяется генами, т.е. является врожденным. Поскольку темперамент изменить нельзя, взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать ребенка, эффективнее общаться с ним и воздействовать на него. В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные»: у человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника; но, все же, преобладает один тип. Рассмотрим их подробнее.
Ребенок – сангвиник.Его отличительными чертами являются: выразительная мимика, энергичная жестикуляция, быстрая речь. Он подвижен, жизнерадостен, не злопамятен. Может быть неаккуратным, несобранным, рассеянным, но в общении приятен. Самостоятелен и настойчив, однако эти качества проявляются только при заинтересованности ребенка. Ребенок может сдерживать проявление своих чувств, поэтому вспышки гнева и агрессии бывают у него крайне редко. Он скорее проигнорирует Ваше требование и продолжит заниматься своим делом. Легко привыкает к новой обстановке, находит общий язык с детьми и взрослыми; быстро усваивает правила поведения, послушен. Такому ребенку обычно суждено быть лидером среди других (стремление к лидерству проявляется уже в раннем детстве). Поэтому сангвиник – это Ваш будущий помощник в установлении порядка в вагоне, если он будет на Вашей стороне.
?Убедите ребёнка в важности и необходимости действия, если хотите получить положительный результат. Вам не удастся заставить сделать ребёнка-сангвиника то, что он не захочет сам.
? Проследите, чтобы требование было выполнено.
? Установите с ребёнком доверительные отношения.
Ребенок – холерик. Энергичен, непоседлив, импульсивен; много, громко и быстро говорит; у него выразительная мимика. Часто бывает, вспыльчив и агрессивен, но быстро успокаивается, не злопамятен. В поступках нет элемента обдумывания, поэтому может быть опасным для самого себя и окружающих. Основное настроение — жизнерадостное, но быстро меняется; он может быть несдержан. Несдержанность приводит к многочисленным жалобам на него со стороны других детей: ребёнок много шумит, дерется с детьми, не соблюдает правила поведения, может нагрубить. Любит играть в подвижные игры, часто достаточно агрессивные.
? Проявляйте бдительность, настойчивость, строгость при общении с маленьким холериком. ? Старайтесь предугадать действия ребенка. Если они таят в себе опасность, необходимо остановить его, объяснить ему, к чему может привести его поступок.
? Установите в вагоне четкие законы поведения (не очень много запрещайте), которые должны соблюдаться всеми. ?Делайте замечание, когда ребенок успокоится. Нельзя стыдить его при других детях, это может озлобить ребенка и усилить агрессивные реакции.
Ребенок – меланхолик. Малоактивен, движения его слабые, речь тихая и неторопливая. Он очень впечатлителен и болезненно чувствителен к мелочам. С трудом включается в игры других детей, робок с чужими, но с теми, кого любит – добрый, мягкий, доверчивый. Такого ребёнка часто называют «маленьким взрослым» за его рассудительность и серьезность. Он не любит играть в подвижные игры, быстро устает. Застенчивость, нерешительность, робость чаще встречаются именно у меланхоликов. Зато их чувствительность – залог отзывчивости и доброты, которые притягивают к ним друзей. При общении с таким ребёнком главное – такт и терпение. Любое замечание может привести ребёнка в отчаяние.
?Постоянно поддерживайте самооценку ребенка.
?Контролируйте свои слова и эмоции; ни в коем случае не кричите, говорите спокойным голосом, приводите доводы, тут же похвалите ребёнка за старание.
?Утешьте, если ребёнок заплакал, и предложите свою помощь.
Ребёнок – флегматик.Медлительный, спокойный молчун. Его мимика и жесты сдержаны, маловыразительны, речь размеренная. Всегда невозмутим, хорошо владеет собой, как правило, послушен. Он любит играть в спокойные игры, мало двигается. Неохотно сходится с новыми людьми, это следует учитывать, Он также отрицательно реагирует на нарушение принятых правил поведения, на ситуации, требующие немедленного решения. Самостоятельные решения принимать затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Поэтому взрослому несложно влиять на этого ребёнка, если он пользуется его доверием и обладает достаточным авторитетом.
?Заранее предупредите ребёнка, Если Вам нужно, чтобы он выполнил какое-то действие, будьте готовы к тому, что он станет медленно действовать и реагировать, не торопите, лучше выделите больше времени.
?Говорите неторопливо, размеренно, чтобы ребёнок успевал следить за Вашим ходом мысли.
?Поддерживайте свой авторитет в глазах этого ребёнка соответствующим поведением, например, соблюдайте порядок во всём, это нравится детям — флегматикам.