Этапы онтогенеза = формы общения
^ Форма общения – коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам.
Параметры выделения форм общения:
- Время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства
- Место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка
- Основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения
- Ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими людьми
- Основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется коммуникация ребенка с взрослым
^ Развитие форм общения у детей от рождения до 7 лет
Возраст | Место формы общения | Содержание потребности | Ведущий мотив | Основные средства | Значение формы общения | ||
^ Ситуативно – личностная форма общения | |||||||
0 – 2 месяца | Удовлетворение первичных потребностей через общение с близкими | Потребность вдоброжелательном внимании взрослого | Личностный: взрослый как ласковый доброжелатель | Экспрессивно — мимические | Формирование персептивных действий, подготовка к овладению хватанием | ||
^ Ситуативно – деловая форма общения | |||||||
0 – 6 месяцев | Совместная предметная деятельность с взрослым | Потребность в доброжелательном внимании исотрудничестве | Деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания | Предметно –действенные операции | Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью | ||
^ Внеситуативно – познавательная форма общения | |||||||
3 года | Совместная деятельность с элементами самостоятельной; ознакомление с физическим миров | Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве иуважении | Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания | Речевые операции | Развитие наглядных форм мышления | ||
^ Внеситуативно – личностная форма общения | |||||||
5 лет | Теоретическое и практическое познание ребенком социального мира | Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве и уважении при ведущей ролистремления к сопереживанию и взаимопониманию | Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально – нравственными нормами | Речевые операции | Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества; создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению | ||
^ Механизм смены форм общения:
обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм общения новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка.
Глава 4
Продукты общения
Продукты общения разнообразны и многочисленны. Лисина М.И. рассматривает 2 основных продукта общения:
- взаимоотношения ребенка с окружающими людьми
- образ самого себя, который у него возникает в результате коммуникативной деятельности.
- Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми
Взаимоотношения людей носят избирательный характер. Избирательные взаимоотношения между людьми в высокой степени зависят от содержания коммуникативной потребности.
В фундаменте добрых отношений в общении с обоими партнерами лежит удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании окружающих людей; она «опредмечивается» в личностных коммуникативных мотивах.
- ^ Образ самого себя.
Образ самого себя возникает у ребенка в ходе различных видов жизненной практики: опыта индивидуальной (одиночной) деятельности и опыта общения.
^ Факторы и источники построение образа самого себя у дошкольников
Функционирование организма
Предметная деятельность
Общение с взрослыми
Опыт индивидуальной деятельности
Опыт общения
Образ самого себя
Образ самого себя – аффективно – когнитивный комплекс: аффективная часть представлена самооценкой, а когнитивная – представлением ребенка о себе. Представления детей о себе с возрастом становятся все более точными, но возможны и их устойчивые искажения под влиянием самооценки.
Выводы:
- Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.
- Общение возникает у детей в возрасте 2 – 3-х месяцев.
- Основными мотивами общения являются познавательные, деловые личностные.
- Основными средствами общения ребенка являются: экспрессивно – мимические, предметно – действенные, речевые.
- Формы общения ребенка с взрослым в возрасте до 7 лет: ситуативно – личностная, ситуативное – деловая, внеситуативно – познавательная, внеситуативно – личностная.
- Изменение социальной ситуации развития ребенка приводит к развития психических функций.
- Основными продуктами общения являются: взаимоотношения и образ самого себя.
Таким образом, можно сказать, что в своей книге «Проблемы онтогенеза общения» М.И. Лисина рассказывает нам о том, как ребенок, появившись на свет, вступает в свои первые контакты с окружающими людьми, как все более усложняются и углубляются его связи с ними. Через общение с другими ребенок познает самого себя. Именно поэтому М.И.Лисина говорит об общении и самопознании как о неразрывно связных, обуславливающих друг друга проблемах. Ее книга полезна как и ученым – специалистам в области детского развития, так и психологам, воспитателям и педагогам. Общение — условие и важнейший фактор психического развития ребенка.