Титульный лист
МАОУ СОШ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа
Город Екатеринбург
Исследовательский проект
Тема: «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»
Авторы работы: Янин Арман, Абдулин Динислам
7”В” Класс
Школа №4
Руководитель:
Ирина Владимировна, Учитель музыки.
Оглавление
титульный лист.. 1
Введение. 3
Стили, жанры камерной музыки. 4
Исполнители камерной музыки. 5
“Квартет имени Бетховена”. 5
“Струнный квартет Дебюсси”. 6
Введение.
- Наша работа была актуальна тем что многие слушают популярные виды музыки забывая о тех видах что слушают редко.
- Проблема в том что немногие слушают камерную музыку.
- Цель в том чтобы приобщить людей к камерной музыке.
- Задача была в том чтобы приобщиться к не популярным видам музыки.
- Сначала надо было сделать этот документ ,потом сделать презентацию и заучить текст для того чтобы исполнение прошло гладко ,и выполнение всех критериев оценивания.
Стили, жанры камерной музыки.
Камерная музыка может быть написана в любом стиле. Её главное отличие в том, что произведения рассчитаны на небольшое количество музыкантов. По сути, сама по себе камерная музыка — уже и есть стиль.
Камерная музыка восходит к эпохе средневековья. До конца 16 века это наименование относили лишь к вокальным жанрам; с 17 века оно было распространено и на инструментальную музыку. В 16—18 века термином «Камерная музыка» стали обозначать светскую музыку, в отличие от церковной камерная соната, в отличие от церковной сонаты.
Существует также понятие камерного оркестра — как правило, это сокращённый не более 15-20 человек состав струнного оркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментов.
Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем. Как правило, в камерный ансамбль входят от двух до десяти музыкантов, реже — больше. Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей, например, фортепианное трио, струнный квартет и др. Существует «камерная опера» например, “Ариадна на Наксосе Штрауса, 1925”, подразумевающая небольшое число исполнителей и камерную атмосферу действия.
Музицировали таким образом и в скромных домках ремесленников, и в аристократических салонах. Так и пошло выражение-камерная музыка, то есть музыка, предназначенная для исполнения не в большом зале театра или в церкви, а в комнате, музыка домашняя.
Понятно, что в комнате нельзя было играть симфонии, исполнять оперы или оратории. Поэтому камерными называли произведения, написанные для небольшого числа исполнителей — сольные инструментальные пьесы, дуэты, трио, квартеты, песни и романсы, которые можно было исполнить в домашних условиях.
Исполнители камерной музыки.
“Квартет имени Бетховена”.
Был основан в 1923 году выпускниками Московской консерватории скрипачами Дмитрием Цыгановым и Василием Ширинским, альтистом Вадимом Борисовским и виолончелистом Сергеем Ширинским. Квартет существовал около 50 лет, исполнил более 600 произведений, записал в студиях звукозаписи более 200 произведений мировой и русской классики. Особенно прочным и долгим было сотрудничество Квартета имени Бетховена с Дмитрием Шостаковичем, продолжавшееся с 1938 г. до смерти композитора: Квартет был первым исполнителем большинства квартетов Шостаковича, который посвятил третий и пятый квартеты Квартету имени Бетховена в целом, а квартеты с одиннадцатого по четырнадцатый — каждому участнику Квартета в отдельности.
“Струнный квартет Дебюсси”.
Дебюсси был вдохновлён на создание квартета знакомством с Эженом Изаи, состоявшимся в начале 1893 года, и завершил работу в августе. Считается, что первоначально он намеревался посвятить произведение Эрнесту Шоссону, с которым в этот период был близко дружен и постоянно обменивался откровенными профессиональными письмами в частности, в одном из писем Дебюсси жаловался на трудности с работой над квартетом и признавался, что уже в третий раз заново приступает к финалу. Шоссон, однако, раскритиковал готовую вещь, и Дебюсси в ответном письме заявил, что напишет для Шоссона другой квартет; этого не произошло, хотя при публикации композитор поставил квартету номер “первый” — и посвящение квартету Изаи, который и исполнил сочинение Дебюсси впервые 29 декабря того же года в Париже помимо самого Изаи играли Матьё Крикбом, Леон ван Хаут и Жозеф Жакоб, концертная программа включала также музыку Баха, Франка и Венсана д’Энди. Парижская премьера не вызвала воодушевления публики, хотя Ги Ропарц сочувственно отметил новое сочинение в своей рецензии, назвав его «весьма интересным, с преобладающим влиянием новой русской музыки» имея в виду, вероятно, П. И. Чайковского. Зато второе исполнение квартета два месяца спустя в Брюсселе, в концертной программе, составленной Изаи полностью из произведений Дебюсси, стало триумфальным. Впечатлению слушателей способствовала атмосфера концерта, проходившего в зале, увешанном полотнами новейшей французской живописи Ренуар, Гоген, Сислей, Редон, Писарро.