Источники православной этики предпринимательства

Этический кодекс православного предпринимателя

Источники православной этики предпринимательства

1.1. Учение Церкви как основа этического мышления и поведения.

1.2. Документы православной общественности.

1.3. Этическая традиция в истории православного предпринимательства и

управления.

Духовные нормы поведения в деловой жизни.

2.1. Постоянное стремление к исполнению в жизни заповедей Божиих, и естественное и правильное внутреннее смирение перед Богом.

2.2. Ориентация во всех обстоятельствах деловой жизни на исполнение заповедей Божиих.

2.3. Отношение к предпринимательству, как исполнению необходимого земного послушания, данного Господом, как сфере служения Богу и людям.

2.4. Отношение к плодам предпринимательства, как к дарованным Богом для мудрого и рассудительного использования.

Предпринимательские ценности

3.1. Личность предпринимателя, как объект духовного совершенствования.

3.2. Отношение к эффективности и прибыли, как к возможности исполнять закон любви к ближнему.

3.3. Отношение к собственности.

3.4. Отношение к богатству и бедности.

Мотивация

4.1. Духовная мотивация – в силу бессмертия личности, стремление к спасению по завершении земного пути.

4.2. Экономическая мотивация – заинтересованность в прибыли.

4.3. Профессиональная мотивация – стремление достичь совершенства.

4.4. Патриотическая мотивация – как призвание любить свое Отечество и своих братьев по вере, живущих по всему миру.

4.5. Социальная мотивация – выбор менее прибыльных, но социально значимых отраслей.

Социально-нравственная ответственность предпринимателя

5.1. Формирование справедливых и взаимовыгодных отношений работодателя и

наемного работника.

5.2. Основы православной корпоративной культуры.

5.3. Участие в православных сообществах предпринимателей.

5.4. Поддержка церковных программ.

5.5. Благотворительность.

5.6. Защита окружающей среды.

6. Отношения с государством и обществом

6.1. Отношения с государством.

6.2. Интегрированность в общество.

6.3. Отношение к образованию, науке и культуре.

6.4. Отношение к СМИ.

Введение

Сохраняя духовные приоритеты в жизни, готовя себя для Царствия Небесного, имея Божий страх в сердце, человек никогда не будет использовать свои знания, опыт, власть и финансовые ресурсы для разрушения. Он не будет во имя личной или корпоративной выгоды раскачивать лодку как в социальной и политической жизни, так и в хозяйственной. В этих внешних общественно значимых проявлениях жизни отдельной личности традиционный православный подход имеет важные точки соприкосновения с иными традиционными взглядами, а также с современными идеями о человеке.

(Из доклада Владыки Кирилла на VIII Всемирном Русском Народном Соборе Россия и православный мир).

Деловые и экономические отношения могут и должны иметь этическую основу. В системе нравственно оправданных норм и правил поведения возможно преодоление самых острых противоречий и конфликтов, возникающих в сфере предпринимательства. Предположение, что предпринимательство неэтично в своей основе, является ложным и деструктивным, православный предприниматель своим трудом, как духовным, так и предпринимательским, должен доказывать ложность этого предположения. Но не только это делает этические вопросы важными.

В этике любых человеческих отношений отражается природа человека, в том числе и духовная. Невозможно выстроить действенную этическую систему, не обращаясь к Творцу и Его заповедям. Настоящий кодекс призван сформировать с православных позиций мировоззренческие оценки важнейших вопросов предпринимательства, а также дать ориентиры для предпринимательской деятельности, основанные на православной духовности.

Кодекс предназначен для добровольного принятия православными предпринимателями, которые хотели бы руководствоваться в своем деле теми нравственными принципами, которые завещал нам Спаситель и определенным духовным и нравственным пониманием бизнеса. Этот документ адресован также предпринимателям, которые еще не сделали своего духовного выбора, но серьезно задумываются над этим.

Наконец, кодекс предлагается всем, кто так или иначе испытывает потребность или проявляет интерес к православному пути в предпринимательстве: владельцам компаний и наемным менеджерам, студентам и преподавателям семинарий и светских учебных заведений, ученым и общественным деятелям, сотрудникам госучреждений, а также работникам всех отраслей народного хозяйства.

Источники православной этики предпринимательства

1.1. Учение Церкви как основа этического мышления и поведения

В своем этическом мышлении и поведении православный предприниматель основывается на учении Церкви: Священном Писании и Священном Предании, официальных документах Церкви.

В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). Универсальной основой отношений со всеми участниками хозяйствования для предпринимателя выступает принцип справедливой взаимности. Предприниматель должен стараться выстраивать такую систему отношений, в которой любой человек находился бы в объективно равных с нравственной точки зрения условиях, вне зависимости от условий, которые ему предлагает существующая реальность деловых отношений и условий ведения бизнеса.

От нравственного закона, от его предписаний православный человек не может отказаться. Он знает, что за нарушение закона он обязательно будет отвечать перед Богом, перед своей совестью, перед общественным мнением. Никому не позволено нарушать этот закон и мириться с этим нарушением, ибо от нарушения нравственного закона страдает не закон, а сам нарушитель.

Еще Каину Господь напоминал основное требование нравственности: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 6-7).

Нравственное значение предпринимательства вытекает из его постоянной обращенности к полезным для людей делам, за исключением тех случаев, когда единственным побудительным мотивом предпринимателя является сребролюбие, единственной целью его деятельности – получение прибыли. Святой Иоанн Златоуст предупреждал, что “как не засеянная и не насажденная земля производит траву сорную и негодную, так и душа, не упражняемая в добрых делах, а по природе своей непрестанно стремящаяся к деятельности, по необходимости предается злым делам”.

1.2. Документы православной общественности

Этические воззрения и примеры этического поведения православного предпринимателя, как и любого православного человека, в первую очередь основываются на Священном Писании и Священном Предании, официальных документах Церкви. Однако для формирования своих этических взглядов православный предприниматель может также использовать документы православной общественности или документы, в разработке и принятии которых участвовала православная общественность.

В «Декларации о правах и достоинстве человека» (принята на Десятом Всемирном Русском Народном Соборе) говорится:

Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. Совершая добро, личность приобретает достоинство. Таким образом, мы различаем ценность и достоинство личности. Ценность – это то, что дано, достоинство – это то, что приобретается.

Предприниматель должен признавать и осознавать ценность всех людей, участвующих в его деле или так или иначе связанных с ним. Прямой путь к этому – постоянное памятование о том, что каждый такой человек является образом Божиим. Не признавая ценности людей, предприниматель проявляет неуважение к Творцу, что совершенно недопустимо для православного верующего.

Предприниматель стремится обеспечить деятельность своего дела так, чтобы и он сам, и все его участники приобретали достоинство – честным трудом предоставляли обществу достойные продукты или услуги.

Постоянная устремленность к добру (в православном понимании абсолютное добро – есть воля Божия) меняет общий взгляд на дело, которое уже не рассматривается как «машина для зарабатывания денег». В «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании» (принят на Восьмом Всемирном Русском Народном Соборе) сказано:

Деньги – лишь средство для достижения поставленной цели. Они должны находиться в постоянном движении, в обороте. Дело – настоящее, захватывающее целиком, — вот богатство предпринимателя.

Критерий должного предпринимательства, наличие в предпринимательстве православной составляющей, может признаваться православным сообществом только в случае, когда предприниматель видит свое достоинство и богатство в созданном им эффективном и этичном бизнесе. В этом бизнесе деньги играют роль средства для достижения поставленной цели – надежного существования самого дела, как возможности реализации каждой человеческой личности и данных ей от Бога способностей.

1.3. Этическая традиция в истории православного предпринимательства и

управления

Православный предприниматель следует этической традиции российского предпринимательства. Он должен помнить, что быть православным не удобно, а — правильно. Православный бизнес не может быть не этичным, поскольку если он не этичен, то это путь от Спасения. В современных условиях, дело православного предпринимателя может быть подобно человеку, который держит пост, постоянно находясь на пиру. Православный предприниматель может принимать принцип, которым исторически руководствовались просвещенные российские основатели и руководители Дела: прибыль выше всего, но честь превыше прибыли, но при этом он понимает, что есть вещи превыше чести бизнесмена, чести предпринимателя, и это совесть православного христианина.

Это означает, что прибыль не является единственным мерилом целесообразности тех или иных хозяйственных действий. Прибыль значима только тогда, когда обеспечена честью и совестью:

  • налицо честное и справедливое отношение к деловым партнерам, наемным работникам;
  • выполняются обязательства перед государством и обществом;
  • исключается участие в нравственно сомнительных или безнравственных и незаконных предприятиях;
  • во всем есть стремление к безупречной деловой репутации.

Православный предприниматель изучает этическую традицию российского предпринимательства, ищет в ней примеры для подражания и ответы на этические вопросы своих деловых отношений. При этом он помнит, что в названной этической традиции воплотилось церковное понимание праведности богатых, каковыми должны и обычно являются православные предприниматели.

Святитель Климент Александрийский говорит:

Господь не осуждает богатства и не лишает людей небесного наследия за одно только то, что они богаты, особенно если они ревностны в исполнении его заповедей.

Ревностное исполнение заповедей и есть источник этической традиции российского предпринимательства. Благодаря этой традиции российские предприниматели имели чистую совесть и угождали Богу, а также служили людям своим предпринимательским талантом.

Православная этика предпринимательства


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: