Iv. исследовательская работа обучающихся.

Народного быта».

Цель:

Образовательная:

# изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство с сюжетно – декоративной композицией,

# формирование навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета,

# способствовать умению передавать единство формы и декора.

# формирование навыков работы с художественной росписью, навыков работы в стиле русских народных промыслов.

Развивающая:

# способствовать развитию кругозора,

# способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, ассоциативно — образного мышления, творческой и познавательной активности, трудолюбия, аккуратности,

# способствовать интересу и познанию прекрасного, наблюдению и воспроизведению увиденного,

Воспитывающая:

# Способствовать воспитанию любви к национальному искусству, к различным видам народного творчества, уважительного отношения к своим древним корням, памяти предков, к миру красоты.

Тип: урок – исследование и изучение нового учебного материала.

Методы:словесный, наглядный, частично проблемно-поисковый: объяснение с практическим закреплением (работа с историческими источниками и экспонатами музея)

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.
Интеграция: изобразительное искусство и краеведение.

Оборудование:ИКТ, презентация; наглядно-деманстрационный материал: предметы быта, музейные экспонаты, таблица символов в народном орнаменте; музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы.

!!? Связь времён и поколений – как это проследить?

Народные и современные предметы быта – что общего?

III. Изучение нового материала.

В низенькой светелке
Огонек горит.
Молодая пряха
У окна сидит.
В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Горит лучина перед ней…
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

писал А.С. Пушкин

На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы.

Все то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.

?А какие же предметы напоминали крестьянский дом?

Утварь, предметы быта, помогавшие крестьянину в его повседневной жизни. Эти предметы радовали глаз хозяина и окружали всю его семью теплом и радостью.

Давайте поближе познакомимся с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников.

Красочное цветение росписи, мерцающие резные узоры, яркие островки вышивок не только доставляли радость глазу, но и были знаком добродеяния, пожеланием блага.

В нарядной посуде еда кажется вкуснее.

Ковши имели образы ладьи, коней, птицы, солнца. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание.

Презентация 1.

Вот ковш – скопкарь. В нём подавали квас, пиво, медовуху. На Севере ковшам часто придавали облик плывущей птицы – утицы или ладьи. Их пластическая форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Обрати внимание на единство нарядной росписи и формы. Ковши с конскими головами резались в Тверской губернии и назывались конюхами.

?Чем его форма отличалась от ковша – скопкарь?

Какие образы соединил в себе ковш – конюх?

Образный строй ковша (его форма и декор) словно воскрешает легенду о солнце, совершающем дневной путь в колеснице, запряжённой конями, и возвращающимся на восток в золотой дворец в ладье, которую тянут сказочные птицы.

В народных представлениях ковш – конюх олицетворял собой хозяина дома. А ковш –утица связывался с образом гостеприимной и домовитой хозяйки.

Резным ковшам мастера могли придавать самую разнообразную форму. Вот ковш – черпак, его название говорит само за себя.

? Что в нём особенно привлекло твоё внимание?

В декоре сохранились древние элементы: застывшая фигурка коня на ручке.

Огромная круглая чаша с носиком для разлива напитков – ендоватакже предназначалась для праздничных столов. И поэтому её украшали с особым старанием: наряжали в праздничные расписные «одежды».

Самое почётное место на столе занимали хлеб да соль. Разве могла обойтись без них встреча гостей, невесты с женихом?

«Без соли, без хлеба – худая беседа», — говорили в народе.

Игрушечные креслица, уточки не что иное, как солоницы. По тончайшей резьбе, которой украшены все поверхности солоницы-стульчика, можно судить об отношении русского крестьянина к соли, которая стоила в старину очень дорого.

Как празднично украшена хлебница! Красный цвет в сочетании с зелёным и золотисто-жёлтым торжествует на белой поверхности. В растительный узор деревенский художник вписал крупное изображение рыбы, а также людей и домашних животных.

Нарядная хлебница служила приданым для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании счастья, достатка и благополучия.

В избе было немало и других предметов, которыми пользовалась крестьянская семья. Это бураки, лукошки, короба, набирухи для сбора ягод, сделанные из бересты и луба.

Посмотри, как выглядят вальки, которыми женщины выколачивали при стирке бельё на реке. Широкая, чуть изогнутая поверхность валька с удобной ручкой хорошо приспособлена к ударам по мокрому белью. А если посмотреть на вальки спереди, то они напоминают своей формой женские фигурки.

Назначение этого предмета сразу определить непросто. Его название – рубель. С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажнённые холсты. Его форма удобна для работы.

Богатое резное узорочье с символами солнца как бы рисует космическую картину: солнце только начинает подниматься над землёй. Об этом говорит и конёк, и резная полурозетка в виде веера, расположенные на границе земли и неба.

IV. Исследовательская работа обучающихся.

Искусство написания научно-исследовательской работы.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: