Конспекты занятий по пересказу в подготовительной к школе группе

Занятие 1

Тема. Пересказ сказки «Как Богдана Осеньку выручила».

Образовательные задачи. Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме «Осень» и естественнонаучные представления. Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие задачи. Совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.

Воспитательные задачи. Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе.

Оборудование. Сказка «Как Богдана Осеньку выручила»[6], CD, музыкальный центр, игра «Разноцветные листья»[7].

Предварительная работа. Экскурсия в осенний парк, сбор плодов и листьев, наблюдения за белками и птицами. Разучивание упражнения «Лиственница».

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание эмоционального положительного фона занятия. Подготовка детей к восприятию содержания сказки.

Педагог сообщает детям о начале занятия. Дети усаживаются на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом, на котором стоит репродукция картины.

Педагог. Усаживайтесь поудобнее. Сегодня вас ждут интересные дела. Мы поиграем в новую игру, вы услышите новую сказку. Но сначала послушайте стихотворение петербургского поэта Гелии Александровны Мауры[8].

Березы и клены одеты прекрасно —

То в желтых накидках,

То в огненно-красных;

То цвет апельсина, то цвет шоколада —

Деревья на зиму меняют наряды!

Г. Маура

О каком времени года я прочитала вам стихотворение?

Дети. Об осени.

Педагог. Почему вы так решили?

Дети. Именно осенью деревья меняют наряды и становятся желтыми, огненно-красными, оранжевыми и коричневыми.

Педагог. Верно. И сегодня мы поговорим об осени. И сказка, которую вы услышите, тоже об осени.

2.Первичное прослушивание сказки детьми. Развитие речевого слуха, чувства языка.

Педагог включает запись сказки. Во время прослушивания педагог демонстрирует детям иллюстрации из книжки.

3.Беседа по прочитанному. Развитие диалогической речи, памяти, естественнонаучных представлений.

Педагог выключает музыкальный центр и организует беседу с детьми.

Педагог. В какое время года начинается действие сказки?

Дети. Действие сказки начинается в последние дни лета.

Педагог. Куда отправлялась Богдана каждый день?

Дети. Она шла на прогулку в городской сквер недалеко от дома.

Педагог. Что она там делала?

Дети. Она садилась на скамейку под развесистым кленом и читала сказки, а потом прогуливалась вместе со своей болонкой Дусей по аллеям сквера, радовалась теплу, солнцу и голубому небу.

Педагог. С кем познакомилась Богдана в один из таких дней?

Дети. Она познакомилась с необычной девочкой.

Педагог. Почему девочка показалась Богдане необычной?

Дети. Ее огненно-рыжие волосы были заплетены в длинные косы, а атласный сарафан переливался всеми цветами радуги.

Педагог. Как она представилась Богдане?

Дети. Она сказала, что ее зовут Осенька.

Педагог. Что Осенька рассказала о себе?

Дети. Она сказала, что живет далеко в лесу, в высоком тереме, с тремя братьями и матушкой — сударыней Осенью.

Педагог. Как зовут братьев Осеньки?

Дети. Люди хорошо их знают. Это Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.

Педагог. Что делают братья Осеньки?

Дети. Братья Осеньки по очереди выходят из терема выполнять важные указы матушки Осени.

Педагог. Что рассказала Осенька о своем первом брате?

Дети. Осенька сказала, что сейчас ее первый брат, Сентябрь, в дорогу собирается. Припас он туесок с дождями, чтобы поторопить людей урожай собирать. Приготовил сундук с ветрами студеными, чтобы лесные звери о зимовке побеспокоились, а птицы лететь в дальнюю дорогу приготовились. А еще он краски смешивает, чтобы листья на деревьях перекрасить из зеленых в разноцветные.

Педагог. Чем была опечалена Осенька?

Дети. Она хотела порисовать и нечаянно опрокинула фиолетовую краску, и теперь грустит, что листья черемухи красоты не дождутся.

Педагог. Что посоветовала Осеньке Богдана?

Дети. Она рассказала, как получить фиолетовую краску, смешивая синюю с красной.

Педагог. О чем еще рассказала Богдана своей новой знакомой?

Дети. Богдана рассказала ей о своей семье, о школе, о друзьях.

Педагог. Что сказала Осенька, когда пришла пора прощаться?

Дети. Она сказала, что увидится с Богданой на следующий год.

Педагог. Что произошло дальше, когда закончились летние каникулы?

Дети. Богдана пошла в школу. Она стала второклассницей.

Педагог. Какое задание она получила однажды?

Дети. Учительница Вера Ивановна велела всем детям принести красивые листья для украшения класса.

Педагог. Что сделала Богдана?

Дети. После уроков она пошла в парк, но никак не могла найти красивых листьев. Тогда она села на скамейку, закрыла глаза и стала напевать осеннюю песенку.

Педагог. Что произошло в это время?

Дети. Послышался шорох листьев, Богдана открыла глаза и увидела чудесный букет из осенних листьев, перевязанный алой ленточкой, точно такой, какая была в косе у Осеньки. Девочка поняла, что это подарок от ее подружки. Она принесла букет домой и поставила его на окно.

Педагог. Понравилась ли вам эта осенняя сказка?

Дети рассказывают, почему им понравилась сказка.

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Весенняя капель»


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: