Мне так хочется любить».

СЦЕНАРИЙ НА ПРОГРАММУ РОМАНСОВ

1. А.ШУВАЛОВА – БУБЕНЦЫ

Поверьте, я нисколько не боюсь

Сегодня с веком нынешним расстаться.

Позвольте, к вам сегодня обращусь

Высоким слогом русского романса:

Только раз бывает в жизни встреча,

Только раз с судьбою рвется нить.

Только раз в холодный зимний вечер

Мне так хочется любить».

Со времени появления первых романсов в России прошло более двухсот лет, но они и сегодня волнуют и трогают нас, людей начала 21 века. В чем же секрет их популярности и притягательности? Наверное, в том, что в них много искренности, простоты, сердечности, которые свойственны лучшим произведениям этого жанра и которые близки нам и сегодня.

2. А.ШУВАЛОВА – ГОРИ-ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА

В романсе, как ни в каком другом лирическом вокальном жанре, достигли совершенной гармонии русский лирический стих и высокая задушевная мелодия.

Хотя само слово «романс» испанского происхождения и означало когда-то светскую песню на испанском (романском) языке, в отличие от церковных песнопений на латыни, именно русский романс придал этому слову его особый смысл.

О, русский романс, восхищаюсь тобой.

За то, что красив ты и светел.

За то, что на всё, что случилось со мной,

Ты просто и ясно ответил.

За то, что умна твоя старая грусть.

И я перед нею немею.

За то, что я знаю тебя наизусть…

И лучше сказать не сумею.

3. А.ШУВАЛОВА – НОЧЬ СВЕТЛА

Сколько звучит романс? Недолго, всего несколько минут. Но ни одна опера не ставит перед автором и исполнителем такой труднейшей психологической задачи, как иной романс. Проникновение в святая святых великих романсов дается только тем, кто сам много пережил и перечувствовал. Русский романс – это драма в миниатюре. И в нем одно действующее лицо – ты сам.

4. Ж.ИППОЛИТОВА – В ЛУННОМ СИЯНЬИ

Особый расцвет получили романсы в 19 веке. Их создавали многие композиторы. Городские улицы, дворянские гостиные заливались алябьевским «Соловьем», любовались варламовским «Красным сарафаном», мчались на птице-тройке под гурилевский «Колокольчик».

Вслед этим композиторам вскоре пришли другие – Булахов, Глинка, Даргомыжский, Бородин, Чайковский, Мусоргский. Обычно романс исполнялся под аккомпанемент гитары или рояля.

Русский романс питался литературными соками своей эпохи. Благодатной почвой для этого была поэзия многих известных поэтов, таких, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев и Афанасий Фет.

5. А.ШУВАЛОВА – НА ЗАРЕ ТЫ ЕЁ НЕ БУДИ

Романс очень исповедален. Три, четыре куплета – и вся жизнь с ее чувствами, страстями и разочарованиями вдруг встает перед нами.

У романса нет тем, кроме одной – любовь. Всё остальное – жизнь и смерть, вечность и время, судьба и ее удары, вера, неверие, одиночество, разочарования – звучат только в той мере, в какой связаны с этой главной и единственной темой.

В романсах – безоглядность любви, счастливой или неразделенной и несчастной, безраздельность чувств, возвышающих или испепеляющих, безотрадность страданий, глубоких и благородных.

6. А.ШУВАЛОВА – ТОЛЬКО РАЗ

Нужно сказать, что русский романс ещё можно назвать выходцем из народной песни. Особенно это заметно в романсе жестоком, так называется направление, сформировавшееся в конце 19 – начале 20 веков в мещанской среде. Основной темой этих произведений были страдание, тоска, самоубийство из-за неразделённой любви. У них не было названий, ими становилась обычно первые строчки. Сравните жестокий романс и русскую народную песню, которые сейчас прозвучат. Сначала – жестокий романс.

7. А.ШУВАЛОВА – У ЦЕРКВИ СТОЯЛА КАРЕТА

8. А.ШУВАЛОВА – ВНИЗ ПО ВОЛГЕ-РЕКЕ

9. «ЭСТА» – БАРЫНЯ

Не удивляйтесь оживлённости танца. Ведь в той среде тягчайшая грусть нередко сменялась буйным весельем. На этой сцене ещё будут танцевать для вас, а мы, поскольку была затронута народная тема, непременно должны поговорить о романсе казачьем. Да-да, эти песни можно назвать романсами, хотя и не в полном смысле этого слова, потому что параллельно или даже вместо любовных страданий в них нередко звучит смертная тоска. И неудивительно. Военная доблесть казаков хорошо известна, но рядом с войной всегда идёт гибель. На слуху у нас до сих пор казачьи песни-романсы «Любо, братцы, любо», «Не для меня придет весна», «Ти ж мене підманула

» и, конечно, «Ой, то не вечер».

10. К.ШУВАЛОВА – ОЙ, ТО НЕ ВЕЧЕР

11. «ЭСТА» – ПАРАНЯ

Ещё один жанр романса – цыганский. Он был основан русскими композиторами и поэтами, поклонниками цыганской манеры исполнения; за основу был взят романс обыкновенный, но в музыку и тексты были добавлены специфические цыганские приёмы и обороты.

12. А.ШУВАЛОВА – ОЧИ ЧЁРНЫЕ

Зародившийся некогда цыганский романс звучит и сегодня, звучит по-новому, найдя своё продолжение в современных цыганских и стилизованных под цыганские песнях, которые вы сейчас и услышите.

13. Ю.ФИЛАТОВ – МОЖЕТ БЫТЬ

14. «ЭСТА» – ЦЫГАНСКИЙ ТАНЕЦ

15. Ю.ФИЛАТОВ – КУСАЮ РУКИ

Ну, а теперь настала пора перейти к романсу городскому и окончательно современному.

Городской романс порожден субкультурой города. Основные его черты: сюжеты о страданиях неразделенной любви в каменных стенах, характерная расстановка персонажей, где Он – страдающий влюбленный, Она – недостижимая возлюбленная. Страдания, как и в жестоком романсе – основные спутники городского. Его название так же определяется первой строчкой.

А ещё городской романс можно назвать случаем из жизни, который передал слушателям наблюдатель. Мастером такой передачи чувств, превосходящим и Вадима Козина, и Петра Лещенко, и всех других был Александр Вертинский.

16. А.ШУВАЛОВА – ВАШИ ПАЛЬЦЫ ПАХНУТ ЛАДАНОМ.

Существенно влияние городского романса на авторскую песню. Александр Вертинский ввел в практику процесс сочинения песен на собственные стихи. Романс, который прозвучит сейчас в исполнении автора, был написан в лучших традициях и классического, и городского.

17. А.ШУВАЛОВА – РОМАНС

После октябрьской революции романс, как, якобы, порождение мещанского буржуазного общества, был надолго забыт. Исключением из правил стала известная в 20-40е годы певица Изабелла Юрьева.

Возможно кто-то помнит, какие прекрасные произведения звучали в её исполнении. Если же нет, то нам стоит напомнить о них.

18. Ж.ИППОЛИТОВА – ЕСЛИ МОЖЕШЬ, ПРОСТИ

Романс переживает настоящее возрождение в 70-е гг. 20 века, когда звучит из уст Николая Сличенко, Нани Брегвадзе, а позже – Валентины Пономарёвой и других исполнителей.

19. А.ШУВАЛОВА – ЛЮБОВЬ – ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА

20. Ж.ИППОЛИТОВА – МНЕ НРАВИТСЯ

Да-да, всё течёт, всё меняется, и теперь романсы иные. Но суть этих песен остаётся прежней. Думаю, вы согласитесь со мной, послушав их.

21. А.КУСТОВ – МОЛИТВА

22. Т. ЛИХАНОВА – РОМАНС НИНЫ

23. А.КУСТОВ – ТАМ НЕТ МЕНЯ

24. Т.ЛИХАНОВА – ОТГОРЕЛ ФЕЙЕРВЕРК

25. А.КУСТОВ – МУЗЫКА РАССВЕТА

Ну, вот и подходит к концу наш концерт. Принявшие в нём участие исполнители надеются, что вы получили удовольствие и узнали много нового о неумирающем романсе. А завершает программу песня, которая, не являясь таковым в полном смысле слова, возвращает нас к истокам жанра, напоминаю, испанские светские песни, и несёт в себе отголоски всего, о чём мы сегодня говорили.

26. А.ШУВАЛОВА – ПЕСНЯ МАРИТАНЫ

ТАК ХОЧЕТСЯ ЛЮБВИ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: