Городецкая роспись по дереву. история промысла.

Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой— инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Позже мастера стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения. В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается существованием жанровых сцен (быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов, всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки). Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны». Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Используется мотив пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Композиционно поверхность инкрустированного донца прялок разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников – лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками: «пряха и кавалер за беседой», «птица на дереве», «собака у дерева». В начале XX века и почти полного прекращения деятельности промыслав Первую мировую войну, возрождение было делом сложным. 1930-е годы организуются общественные художественные мастерские. В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве. C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи», а в декабре 1965 года курцевская фабрика объединилась с городецкой мебельной фабрикой в одно предприятие, получившее общее название «Городецкая роспись». В 1969 году на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория.

Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый – для проработки деталей.

№4. Русская расписная деревянная игрушка

u Значительное место в художественных промыслах России занимает игрушка, именно с нее человек начинает познавать окружающий его мир.

u Деревянные игрушки известны еще со времен Древнего Египта, Греции и Рима.

u Основное назначение деревянной расписной игрушки – это игра.

u Основными центрами деревянной игрушки были: Архангельская, Новгородская, Вологодская, Владимирская, Нижегородская, Московская губернии.

u Излюбленной игрушкой были кони — «коники» они подчинялись форме бруска дерева, имели массивные туловища, маленькие головы и нерасчлененные ноги.

u Готовые изделия украшались свободной кистьевой росписью. Особенностью феодосеевской игрушки является желтый олифленный цвет, по которому рисовали алые цветы с зеленными листьями, изображения птиц, зверей, человека.

u Крупнейшим игрушечным центром Подмосковья был и остается Сергеев Посад.

u Подмосковье славилось и изготовлением точеной игрушки.

u В Семеновском крае сложились два основных направления игрушки: это топорно-резная игрушка федосеевского типа (топорщина или федосеевские балясы-забавы) и токарная мериновская игрушка: наиболее известное изделие этого типа – многоместная мериновская матрешка, послужившая основой для знаменитой на весь мир семеновской матрешки. А сначала XX века известную во всем мире, символ России – матрешку.

u Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка.

u Идея создания русской деревянной куклы и эскизы были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве конца 19 века. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь».

u Деревянная щепная игрушкой деревни Федосеево и Семеновские дерев. Расписные игрушки

№5. Русская расписная глиняная игрушка

u Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) — свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

u В XVIII-XIX вв.производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

u Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время — большей частью зимой и весной до покосов.

u Глиняные игрушки бывают: Дымковские, Каргопольские, Филимоновские.

u Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции Мать с детьми фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе.
Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают.

u Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

u У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

u Каргополь- древний русский город, окруженный лесом. В цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. Мужик поит коня, Мужик-сеятель, Мужик с корзиной грибовКаргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции — веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Любят каргопольские мастера изображать и животных, встречаются сюжеты на темы народных сказок. Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера, изображают зверей толстоногими и порой динамичными.

№6. Основные центры русской лаковой миниатюры. Палех, Федоскино, Мстера, Холуй

Появилось искусство лаковой живописи несколько тысячелетий назад в Китае.

Искусство художников-миниатюристов как художественное явление формировалось под воздействием русской живописи XVIII—XIX веков, в то же время художники, создавшие лаковые изделия, привносили в свое творчество ярко декоративную народную традицию.

В Москве и Подмосковье наиболее известны были фабрики Лукутиных, Вишняковых. Существовало много мелких провинциальных мастерских

В России художественные лаки известны с 1798 г., когда купец П. И. Коробов построил в подмосковном селе Данилкове (позднее оно слилось с соседним селом Федоскиным) небольшую фабрику лакированных изделий из папье-маше. Его преемники — Лукутины.

П. И. Коробов имел под Москвой фабрику по изготовлению лаковых козырьков для русской армии. В 1795 году он пригласил из Германии нескольких брауншвейгских мастеров, с помощью которых наладил на этой фабрике производство лаковых табакерок, обучил росписи по лаку местных мастеров из ближайших сел.

На крышки табакерок наклеивались бумажные картинки-гравюры с изображением важнейших событий того времени.

Дело Коробова продолжил его зять П. Лукутин, который усовершенствовал, расширил производство, миниатюры уже выпускались высокого качества. Изделия фабрики на протяжении всего XIX века назывались лукутинскими.

Разработались различные техники оформления. Цировки, при которой изделие обертывается металлической пластиной (фольгой), покрывается черным или другим темным лаком, а затем по нему резцом процарапываются различные орнаментальные узоры, открывая золотистые линии металлической основы.

Складывается два приема письма: по-сквозному и корпусное, писали масляными краскам. Мастера расписывают поверхность шкатулок, имитируя материалы под черепаху, под слоновую кость, под малахит, варьируют мотивы шотландок Создается особый прием украшения шкатулок сканью.

В 1910 году в Федоскино была создана артель, объединившая многих лукутинских художников-живописцев по лаку.

Крупнейшим конкурентом лукутинских лаков была продукция фабрики Вишняковых. В 1780 году в деревне Жостово Филипп Никитич Вишняков открыл мастерскую по производству лакирных изделий, а затем перебрался в Москву.

Мастера широко использовали сюжеты русских, и западноевропейских художников, перерабатывая их.

В 1910 году часть лукутинских и вишняковских мастеров решила создать свою артель. Артель получила название Федоскинская трудовая артель

Федоскинская лаковая миниатюра всегда исполняется масляными красками в три-четыре слоя.

ПАЛЕХ, МСТЁРА, ХОЛУЙ

До революции 1917 года это были крупные иконописные промыслы.

После Октябрьской революции они занялись миниатюрной живописью на чернолаковых предметах. Писали темперой, используя некоторые древние композиционные и живописные приемы.

Основа росписи у всех одна — черный фон. Мстерцы закрашивают его, четко отграничивая живописное поле, и пишут на светлых фонах. У палешан, наоборот, черный фон проходит через все изображение, строя внутреннее пространство произведения. А холуяне пишут и на светлом фоне (обычно приглушая его к краям), нередко «впускают» черный фон и внутрь композиции как организующее цветовое начало.

Своеобразие каждого из центров лаковой живописи во многом обусловлено особенностями местной иконописи. Холуйская икона была более жизнеподобна, чем палехская, которая ближе к иконописным канонам. Поэтому и в новом холуйском искусстве силуэты фигур менее условны, а пейзаж более «натурный». Условную форму палешане выявляют золотыми и серебряными штрихами, завершающими роспись. У мстёрцев же и холуян образы более материальны и форма моделируется цветом. Но красочное пятно все-таки остается в Холуе локальным, в Мстёре же его так насыщают полутонами, что оно напоминает тканый узор.

Одним из основателей создателей стиля Палеха был И. И. Голиков — выдающийся художник.

№7 Жостовская роспись по металлу

u История росписи

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: