Выполнила студентка
Группы № 29П
по профессии парикмахер
Чадова Алёна
А |
брис – линейные сочетания изображаемой фигуры, ее контуры.
Абстрактное искусство – одно из формалистических направлений в изобразительном искусстве, возникшее в конце XIX – начале XX вв.
Адаптация – свойство глаза приспособляться к определенным условиям освещения.
Абстрагирование – один из основных способов мышления. В изобразительном искусстве– процесс стилизации природных форм.
Академизм– оценочный термин, относимый к тем направлениям в искусстве, представители которых целиком ориентируются на установленные художественные авторитеты, полагают прогресс современного искусства не в живой связи с жизнью, а в наибольшем приближении его к идеалам и формам искусства прошлых эпох, и отстаивают абсолютные, не зависящие от места и времени, нормы прекрасного.
Акварельные краски – водно-клеевые из тонко растер-тых пигментов. Акварелью можно писать по сухой и по сырой бумаге. Иногда акварелью пользуются в сочетании с гуашью, темперой, углем.
Акцент – прием подчеркивания цветом, светом, линией и т.п. какой-нибудь детали, предмета, на которые нужно обратить внимание.
Алла-прима – художественный прием в живописи, когда картина пишется без предварительных прописок, за один сеанс.
Анималист – художник, в основном посвятивший свое творчество изображению животных.
Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных. Анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение.
Ахроматические цвета – белый, серый, черный, различаются только по светлоте и лишены цветового тона.
Б |
лик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме предмета.
Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной человеческой жизни.
В |
оздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоздушного пространства между наблюдателем и предметом.
Валёр – оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета.
Видение художественное – умение дать необходимую эстетическую оценку качеств, заложенных в натуре. Перед изображением натуры художник в основных чертах уже видит ее образное живописное решение с учетом определенного материала.
Видение живописное – видение и понимание цветовых отношений натуры с учетом влияния среды и общего состояния освещенности, которое характерно для натуры в момент ее изображения.
Витраж – живопись на стекле прозрачными красками или орнамент, составленный из кусочков разноцветного стекла, скрепленного металлическим переплетом, служит для заполнения оконных и дверных проемов.
Восприятие зрительное – процесс отражения предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств, непосредственно влияющих на органы зрения.
Г |
амма цветовая – цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.
Гармония – связь, стройность, соразмерность. Соответствие деталей целому.
Гравюра – один из видов графики, позволяющий получать печатные оттиски художественных произведений, выполненных в твердом материале (дерево, металл, линолеум и т.д.). Существуют разновидности гравюры: эстамп, гравюра станковая и книжная, выпуклая и углубленная. Выпуклая гравюра: гравюра на дереве (ксилография), гравюра ни линолеуме (линогравюра). Углубленная гравюра – резцовая гравюра, выполняемая стальными резцами, чаще всего на меди, офорт – оттиск художественного произведения, выполненного на доске, покрытой специальным лаком.
Графика– вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок и различные виды гравюр.
Гризайль – техника исполнения и произведение, выполненное кистью одной краской (преимущественно черной или коричневой); изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты)– однотонная монохромная живопись.
Гуашь – водная краска, обладающая большими красящими возможностями. Краски после высыхания быстро светлеют и необходимо умение предвидеть степень изменения их тона и цвета.
Грунт – тонкий слой специального состава (клеевой, масляный, эмульсионный), наносимый поверх холста или картона с целью придания их поверхности нужных цветовых и фактурных свойств и ограничения чрезмерного впитывания связующего вещества (масла).
Грунтовка – в технологии живописи: процесс нанесения грунта на поверхность, предназначенную для живописной работы.
Д |
етализация – тщательная проработка деталей изображения. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник и его творческой манеры, степень детализации может быть различной.
Деталь – элемент, подробность, уточняющая характеристику, менее значительная часть произведения, фрагмент.
Деформация – изменение видовой формы в изображении, используется как художественный прием, усиливающий выразительность образа.
Диссимметрия – частичное нарушение симметрии.
Динамичность (в изобразительном искусстве) – движение, отсутствие покоя. Здесь это не всегда изображение движения – физического действия, являющегося перемещением в пространстве, но и внутренняя динамика образа, как у живых существ, так и у неодушевленных предметов. Динамичность достигается композиционным решением, трактовкой форм и манерой исполнения.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются также контрастными.
Ж |
анр– понятие, объединяющее произведения по признакам сходства тематики. В изобразительном искусстве различают жанры: натюрморта, интерьера, пейзажа, портрета, сюжетной картины. Жанр бывает бытовой, исторический, батальный.
Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий многообразное многоцветие окружающего мира. По технике исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую , пастельную. По жанрам различают живопись станковую, монументальную, декоративную, театрально-декоративную, миниатюрную.
Живопись декоративная– предназначена для украшения архитектуры или изделия. Выступая в единстве с их объемно-пространственной композицией, становится их элементом, акцентирует выразительность композиции или зрительно преобразует ее, внося новые масштабные отношения, ритм, колорит. Живопись декоративная – это живопись плоскостная, которая не должна нарушать плоскости поверхности иллюзорной трактовкой пространства, в ней используется условная трактовка цвета и чаще всего открытый локальный цвет.
Живопись монументальная– особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений: фреска, мозаика, панно.
Живопись академическая – живопись, выполненная с какой-либо учебной целью.
Живопись по сырому – технический прием масляной и акварельной живописи. В акварели перед началом работы по сырому бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет, начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения.
Живопись станковая – произведение живописи, имеющее самостоятельный характер.
Жухлость – нежелательные изменения в высыхающем красочном слое, из-за которых живопись лишается свежести, теряет блеск, звучность красок, темнеет, становится черноватой.
З |
аконченность – стадия в работе над произведением, когда достигнута полнота воплощения творческого замысла, или в более узком смысле, когда выполнена определенная изобразительная задача.
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска, исполнение зарисовки может быть очень детализированным.
«Замесы» – опорных красок – предварительное заготовление на палитре смеси красок, которые соответствуют основным тоновым и цветовым отношениям объектов натуры (пейзажа).
И |
нтерьер – внутренний вид, внутреннее пространство здания, любого помещения, а также изображение его в искусстве. Под интерьером понимается внутреннее пространство со всеми его элементами: отделкой, драпировками, росписями, фресками, утварью и т.д.
Исторический жанр – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению значимых исторических событий, явлений и военных действий, в основном относится к историческому прошлому.
Идеализация в искусстве – отступление от жизненной правды вследствие намеренного или невольного приукрашивания художником предмета изображения.
Идея картины – основная мысль произведения, определяющая его содержание и образный строй, выражаемый в соответствующей форме.
Иллюзорность – сходство изображения с натурой; граничит с обманом зрения.
Импрессионизм – направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
К |
алькирование – способ копирования без изменения масштаба.
Карандаш – инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.), применяемый для письма, рисования , черчения.
Картина – живописное произведение, самостоятельное по назначению. Картины различаются по жанрам. В отличие от этюда картина может отразить действительность с наибольшей глубиной, в законченной и продуманной в целом и в деталях форме.
Кисточка – инструмент, с помощью которого яркие цвета красок осуществляют фантазию на бумаге.
Колорит – особенность цветового и тонального строя произведения. В колорите находят отражение цветовые свойства реального мира, но при этом отбирают только те из них, которые отвечают определенному художественному образу.
Клеевые краски – сухие краски, выпускаемые в порошках и смешиваемые самим художником с клеевой водой.
Клячка – разновидность мягкой резинки, применяемая в тех случаях, когда нужно осветлить тон тушевки в карандашных рисунках.
Композиция – структура произведения, согласованность его частей, отвечающая содержанию, поиски путей и средств создания художественного образа, наилучшего воплощения замысла художника.
Конструкция – в изобразительном искусстве сущность, характерная особенность строения любой формы в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязь частей в целом и их соотношении.
Контражур – явление восприятия предмета или объекта, стоящего против света и воспринимающегося в виде плоского силуэтного пятна.
Контраст – распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению.
Контрастность цвета – тенденция воспринимать предметный цвет (его локальную окраску) независимо от изменяющихся условий освещения, его силы, спектрального состава (дневное, вечернее, искусственное).
Контур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии.
Константность зрительного восприятия– тенденция воспринимать предмет, его размеры, форму, светлоту, цвет устойчивыми и неизменными, независимо от происходящих с ним изменений (удаление от зрителя, изменение освещения, влияние среды и др.)
Константность размера– тенденция воспринимать размер объекта постоянным, несмотря на изменение расстояния до него.
Константностьформы – тенденция воспринимать действительную форму, даже если объект повернут так, что его изображение на сетчатке глаза отличается от действительной формы.
Константность яркости – тенденция воспринимать светлоту объекта постоянной, несмотря на изменения в освещенности
Копирование – процесс получения копий рисунка или чертежа.
Корпусная (пастозная) прокладка красок – исполнение этюда или картины плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем масляной краски, часто имеющим рельефную фактуру.
Кроки – быстрая зарисовка с натуры, реже беглая фиксация композиционного замысла в виде рисунка.
Ксилография – гравюра на дереве, основная техническая разновидность выпуклой гравюры, древнейшая техника гравюры вообще.
Л |
ессировка – художественный прием в живописи, в котором используется прозрачность красок.
Локальный цвет – цвет, характерный для окраски данного предмета, постоянно изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих предметов и т.д.
Лепка формы цветом – процесс моделирования предмета, выявления его объема и материала цветовыми оттенками с учетом их изменений по светлоте и насыщенности.
Линия– След, оставленный на поверхности каким-либо предметом.
Линогравюра – гравюра на линолеуме, разновидность выпуклой гравюры. По технике и художественным средствам линогравюра сходна с ксилографией и в отпечатке нередко отличается от нее лишь отсутствием тонких деталей.
Литография – в изобразительном искусстве широко распространенная разновидность графической техники, связанная с работой на камне (плотный известняк) или заменяющей его металлической пластинке (цинк, алюминий).
М |
азок – след кисти с краской, оставляемый на основе (холсте, картоне, бумаге и т.д.).
Материальность – передача материальных качеств предмета его тональными и цветовыми отношениями, характером светотени, бликами и рефлексами.
Манера – в отношении к художественной практике: характер или способ исполнения как чисто техническая особенность (например, «широкая манера»).
Манерность– в художественной практике: свойства подхода и исполнения, лишенные простоты и естественности, приводящие к вычурным, надуманным или условным результатам.
Масляные краски – красители, смешанные с растительным маслом: льняным (преимущественно), маковым или ореховым;
Многослойная живопись – важнейшая техническая разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов (подмалевки, прописки, лессировка), разделенных перерывами для полного просыхания краски.
Моделировка – передача рельефа формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется тоном (светотенью), при этом учитывается и перспективное изменение форм.
Модернизм – общее обозначение направлений искусства и литературы конца XIX—XX вв. (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и т. п.).
Модель – объект, предмет изображения, большей частью живая натура, главным образом человек.
Мозаика – особая техническая разновидность монументальной живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ – смальты, естественных цветных камней, цветных эмалей поверх обожженной глины и пр. в качестве основного художественного материала.
Мольберт – станок ,необходимый художнику для поддержки нужного наклона картины во время работы.
Монохромный– одноцветный.
Монотипия – особый вид графической техники, связанный с процессом печатания, но резко отличающийся от любой разновидности гравюры полным отсутствием механических или технических воздействий на поверхность доски.
Мотив – объект натуры, выбранный художником для изображения, чаще всего пейзаж. Мотив – завязка, определяющий момент цветового и живописно-пластического решения картины или этюда, в декоративно-прикладном искусстве – основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.
Н |
абросок – быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре.
Набросок в цвете– этюд небольших размеров, бегло и быстро исполненный.
Народность – связь искусства с народом, обусловленность художественных явлений жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в искусстве их интересов и психологии.
Натура – объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.д.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В выборе натуры и ее интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача.
Натурализм – в изобразительном искусстве выражается в отрыве от широких обобщений, от идейности и приводит к методу чисто внешнего копирования всего, что находится в поле зрения.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающего человека мира вещей, композиционно организованных в одну группу.
Нюанс – очень тонкий оттенок или очень легкий переход от света к тени и т.п.
О |
браз – форма отражения явлений действительности в искусстве, форма художественного воспроизведения действительности. В изобразительном искусстве образ является чувственно-конкретным, наглядным выражением идеи.
Обобщение художественное– способность художника познавать объективную действительность, выявляя главное, существенное в объектах и явлениях путем сравнения, анализа и синтеза.
Образ художественный – специфическая форма отражения действительности в конкретно-чувственной зрительно воспринимаемой форме.
Обратная перспектива – ошибочный прием рисования перспективы, суть которого в том, что параллельные и горизонтальные в пространстве линии на картине изображаются не сходящимися, а расходящимися.
Общее тоновое и цветовое состояние натуры – результат разной силы освещения.
Объем – изображение трёхмерности формы на плоскости. Осуществляется правильным конструктивным и перспективным построением предмета.
Оригинал – произведение, представляющее собой творческое создание художника, любое произведение искусства, с которого сделана копия.
Ореол – явление, которое возникает в результате рассеивания яркого света в прозрачной жидкости, заполняющей глазное яблоко.
Основа – в технологии живописи: материал, на который наносится грунт и красочный слой картины.
Отмывка – акварельная техника с использованием очень жидкой краски или туши, прием осветления краски или удаления ее с бумаги при помощи кисточки, смоченной в чистой воде, и сбор отмоченной краски промокательной бумагой.
Отношения тоноцветовые – взаимосвязь элементов изображения, существующая в натуре и используемая при создании произведения. Например, отношения цветов и оттенков (в живописи), тональные отношения тонов различной светлоты (в рисунке).
Оттенок – изменение цвета натуры под воздействием окружающей среды, небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому фону, различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.
Офорт – игловой или штриховой офорт, широко употребительная техническая разновидность углубленной гравюры на металле.
Ощущение зрительное – результат взаимодействия лучистой энергии с органом зрения и восприятие этого взаимодействия сознанием.
П |
алитра – 1) небольшая тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы; 2) точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой практике.
Панорама – живописный холст в виде замкнутой круговой ленты.
Пастель – цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка.
Пастозность – значительная толщина красочного слоя, использованная как художественное средство.
Пейзаж – вид, изображение какой-либо местности; в живописи, графике – жанр и отдельное произведение, в котором основной предмет изображения – природа.
Передавливание – способ копирования без изменения масштаба: под оригинал или его копию на кальке подкладывают сухую переводную бумагу; по линиям изображения оригинала водят заостренной иглой, благодаря чему на чистом листе бумаги оттискивается переводимое изображение.
Перерисовка на просвет– способ копирования без изменения масштаба. Оригинал кладут на стекло и покрывают чистой бумагой или калькой; за стеклом находится источник света (дневной или электрический); просвечивающие через бумагу линии оригинала обводят карандашом.
Перерисовка по сетке– способ копирования с возможным изменением масштаба (увеличением или уменьшением рисунка) при помощи сделанной на оригинале и чистом листе бумаги координатной сетки.
Перекалывание – способ копирования без изменения масштаба: оригинал накладывают на чистый лист бумаги и при помощи тонкой иглы накалывают все характерные точки рисунка или чертежа, через которые затем на наколотой бумаге проводят карандашные линии.
Пестрота (дробность) изображения — недостатки рисунка или этюда, которые получаются в том случае, когда начинающий художник рисует или пишет натуру по частям, «в упор».
Перспектива – кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии.
Пластика – выразительность живописных приемов, артистичность, свобода и легкость в работе кистью в живописи, выразительность формы в скульптуре и в графических и живописных изображениях.
Пластичность – особая красота, целостность, тонкость и выразительность моделировки и цветового решения форм, богатство цветовых и тональных переходов, а также гармоническая взаимосвязь и выразительность масс, форм, их линий и силуэтов в композиции.
Планы пространственные – условно разделенные участки пространства, находящиеся на разном расстоянии от наблюдателя.
Пленэрная живопись – живопись под открытым небом.
Полутень – один из элементов светотени. Полутень как в натуре, так и в произведениях искусства – это градация светотени на поверхности предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.
Полутон – тон, переходный между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета; в произведениях искусства – средство выразительности художественного образа.
Подмалевок– подготовительная стадия работы над картиной, выполняемая в технике масляной живописи.
Портрет – жанр изобразительного искусства, а также произведение, посвященное изображению определенного человека или нескольких людей.
Примитивизм – одно из формалистических течений в изобразительном искусстве.
Прописки – в технике масляной живописи основной этап исполнения крупного полотна, который следует за подмалевком, предшествуя лессировке.
Пропорция – мера частей, соотношение размеров частей друг к другу и к целому.
Пропорциональность отношений – закон реалистической живописи, определяющий пропорциональную зрительному образу натуры взаимосвязь каждого светоцветового пятна этюда с другими, важное условие правдивого и целостного изображения действительности.
Профиль – вид всякого живого существа или предмета при боковом положении.
Р |
еализм – правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Реализм социалистический – метод социалистического искусства, направленный на правдивое, исторически конкретное отображение действительности в ее революционном развитии в целях идейно-эстетического воспитания людей в духе социализма и коммунизма.
Ракурс – перспективное сокращение живых предметов и предметных форм, значительно изменяющее их внешний вид.
Рефлекс – в живописи оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов; в рисунке отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого.
Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна.
Ритм – одна из особенностей композиционного построения произведений.
С |
вет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства этот термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.
Светлота(тон) – сравнительная степень отличия светлого от темного: чем дальше от темного, тем большую светлоту имеет цвет.
Светосила – Степень светлоты предмета, его тон. Светосила зависит от присутствия других (соседних) тонов, а также от окраски предметов.
Светотень – градация светлого и темного, соотношение света на форме.
Свойства цвета – цветовой тон, или оттенок: красный, синий, желтый, желто-зеленый , светлота и насыщенность (степень отличия его от серого, то есть степень приближенности к чистому спектральному цвету).
Связующее вещество – это вяжущее вещество (клей, масло, гашеная известь, желток куриного яйца), с помощью которого частицы пигмента соединяются между собой и закрепляются на поверхности грунта, образуя красочный слой.
Силуэт – теневой профиль, очертание, абрис предмета, одноцветное плоскостное изображение предмета или человека (темное на светлом фоне, светлое на темном фоне), нарисованное или вырезанное из бумаги или другого материала. В произведениях искусства – вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без деталей и резко выраженной объемности или выглядит совсем плоской.
Символ – образ, иносказательно выражающий какое-либо широкое понятие или отвлеченную идею.
Симметрия – такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним.
Содержание и форма в искусстве– неразрывно связанные и взаимообусловленные категории, одна из которых указывает на то, что именно отражено и выражено в произведении (содержание), а вторая на то, как, какими средствами это достигнуто (форма).
Сравнение – метод определения пропорций, тональных и цветовых отношений и др.
Статичность – состояние покоя, неподвижность. Статичность может соответствовать замыслу образного решения произведения. Но иногда статичность вызвана неумением художника передать движение.
Стилизация – намеренная имитация художественного стиля, характерная для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи.
Стиль – общность идейно-художественных особенностей произведений искусства определенной эпохи. Возникновение и смена стилей определяется ходом исторического развития общества (например, классицизм, барокко и др.)
Сухая кисть – в живописи и графике вспомогательный технический прием, состоящий в работе слабо насыщенными краской жесткими кистями.
Сфумато – в живописи и графике термин, связанный с живописью итальянского Возрождения начиная с Леонардо да Винчи и означающий мягкость исполнения, неуловимость предметных очертаний как результат определенного художественного подхода.
Сюжет – любой объект живой натуры или предметного мира, взятый для изображения, в том числе и единичный предмет.
Т |
ворческий процесс (творчество) – процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, процесс претворения наблюдений действительности в художественный образ.
Тема– круг явлений, выбранный художником для изображения и раскрытия идеи произведения.
Темперные краски – водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой.
Тень – элемент светотени, наиболее слабо освещенные участки в натуре и в изображении.
Техника – совокупность специальных навыков и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
Техника живописи– масляная живопись, акварель, гуашь, темпера, клеевая живопись , пастель, энкаустика, фреска, мозаика.
Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства.
Тональность – определенное соотношение цветов или тонов, характерное для данного произведения, одна из его художественных особенностей.
Тональность и цветовой масштаб изображения– передача пропорциональных натуре тонов и цветовых отношений между предметами может осуществляться в разных диапазонах светлоты и насыщенности красок палитры.
Тоновое изображение– изображение с различными тоновыми переходами от света к тени, т.е. с участками, имеющими разную силу тона.
Тоновые отношения – градация светотени на объемной форме и передача пропорциональных натуре тональных отношений между окраской предметов обеспечивают правдивую объемную моделировку формы, материальность, пространственную глубину и состояние освещенности изображаемых предметов.
Ф |
актура – характерные особенности материала. поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусств.
Фас – вид спереди.
Фиксаж – закрепление рисунка специальными составами для придания ему лучшей сохранности.
Фон – любая среда, находящаяся за объектом, расположенным ближе, задний план изображения.
Форма – внешний вид, очертание, в изобразительном искусстве – объемно-пластические особенности предмета, во всех видах искусства – художественные средства, служащие для создания образа, для раскрытия содержания произведения.
Формат – форма плоскости, на которой выполняется изображение.
Фрагмент – часть существующего произведения или сохранившийся остаток погибшего.
Фреска – важнейшая техническая разновидность монументальной живописи, применяющая известь в качестве основного связующего вещества.
Х |
удожественные средства– все изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения.
Хроматические цвета– цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), отличающим один от другого. Цвета солнечного спектра, создающиеся при преломлении солнечного луча.
Ц |
вет– это свойство предметов вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отраженных лучей.
Цвет локальный– это раскраска, не учитывающая влияния освещения или учитывающая его ограниченно, только разделением на освещенную и затемненную части, не принимая во внимание взаимодействия рефлексов и контрастов.
Цветовые отношения– различия цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.
Целостность – необходимое важнейшее качество произведения искусства, способствующее его большей художественной и образной выразительности.
Целостность изображения– результат работы с натуры методом отношений (сравнений) при целостном видении натуры, в результате чего художник избавляется от таких недостатков рисунка или этюда, как дробность и пестрота.
Цельность восприятия– умение художника видеть предметы натурной постановки одновременно, все сразу.
Ш |
трих – одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой линию, проведенную одним движением руки.
Э |
кстерьер – изображение наружного вида здания.
Экспрессия – повышенная выразительность произведения искусства. Проявление темперамента художника в его творческом почерке, фактуре, рисунке, цветовом решении произведения.
Энкаустика – восковая живопись, малоупотребительная в настоящее время разновидность живописной техники, основанная на применении воска в качестве связующего вещества.
Эскиз – подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла.
Эскизность – быстрота исполнения и значительная обобщенность деталей изображения.
Этюд – работа, выполненная с натуры.
Эффект Пуркине – изменение относительной яркости цветов при усилении или ослаблении освещения.