Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей.
Ход опыта: В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать.
Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.
Приметы: птицы запели в дождь — скоро будет ясно; в апреле ясные ночи кончаются заморозками.
Поговорки и пословицы: весенняя пора, поел да со двора; весна красна цветами.
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет и всех разбудит. (Солнце.)
Стихотворение.
Солнышко, покажись! Теплое летечко,
Красное, снарядись! Грибы в берестечко,
Чтобы год от года Ягоды в лукошко,
Давала нам погода Зеленого горошка.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети должны подобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Заяц — зайчонок, зайчоночек, зайчишка…
Бабушка — бабулечка, бабуля, бабуленъка…
Мама — мамусик, мамуля, мамуленька…
Солнце — солнышко…
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Лягушки».
Прогулка 2: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ
Цел и: закреплять умение видеть красоту весенней природы; расширять словарный запас; развивать умение в точной речи выражать свои мысли; воспитывать интерес к весенним наблюдениям в природе.
— Обратите внимание на цвет неба. Оно чистое от облаков, красивого голубого цвета. Его стало как будто больше, из-за того, что воздух чистый, и небо кажется далеко-далеко. На фоне голубого неба очень красиво смотрятся кружева зеленеющих от молодых листочков веток высоких деревьев. Вспомните зимнее снежное небо. Какое небо вам нравится больше и почему?
Приметы: к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака — к ясной погоде; синие облака в апреле — к теплу и дождю.
Поговорки и пословицы:снег в апреле — внучек за дедушкой пришел; весною дождь парит, а осенью мочит. Стихотворение.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.
А. Плещеев
Загадки.
Приходит с добром, веет теплом.
Светом солнечным красна, а зовут ее … (весна).
В этот месяц, что ни год, половодье — лед идет.
Почки клены распускают, пчелы ищут первый мед.
(Апрель.)
Дидактические игры «Какая, какой, какое?», «Назови ласково».
Подвижная игра «Пузырь».
Подвижная игра «Песенка стрекозы».
Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Ход игры: Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:
Я летала, я летала,
Устали не знала,
Дети плавно взмахивают руками.
Села посидела,
Опять полетела.
Опускаются на одно колено.
Я подруг себе нашла,
Весело нам было.
Вновь делают летательные движения руками. Хоровод кругом вела,
Берутся за руки и водят хоровод.
Цели: учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; развивать наблюдательность.
— Днем становится все теплее. По тротуарам текут ручьи. Как вода течет с возвышенных мест вниз? Соедините два явления природы: солнышко пригрело, потекли ручьи, последний снег растаял.
Приметы: в апреле мокро — грибное лето; апрель с водой, май с травой.
Поговорки и пословицы: весенние воды никто не уймет; вода на лугу — сено в стогу; первый ручеек — весне сын родной, а зиме — пасынок.
Стихотворение.
РУЧЕЙ
Солнце ласково смеется, светит ярче, горячей!
И с пригорка звонко льется разговорчивый ручей.
Я. Колас
ВЕСНА
Светает рано по утрам, Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад, Скворцы в скворечники летят. Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко теплом ласкает. Кто это время года знает?
Загадка.
Живою может быть и мертвой,
И жидкою, и очень твердой…
Таиться может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испарятся на глазах,
И тут же снова появляться! (Вода.)
Дидактические игры «Какое что бывает?», «Какая, какой, какое?».
Подвижные игры «Что мы видели не скажем, а что делали — покажем», «Пузырь».
Прогулка 4: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОЧКАМИ
Цели: продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года; закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
— Рассмотрите крупные распускающиеся почки тополя и сирени. Почки — это туго скрученные маленькие листочки. Пока было холодно, они спали. Как только солнышко пригрело, земля наполнилась влагой, стало тепло, почки начали раскрываться. Сравните раскрытие почек у разных видов деревьев.
Приметы: если листья появятся на березе раньше, чем на клене, лето будет сухое; из березы течет много сока — к дождливому лету.
Поговорки и пословицы: кто весной трудиться рад — тот осенью будет богат; весной оглобля за одну ночь травою обрастает.
ВЕСНА
Уж верба вся пушистая раскинулась кругом; Опять весна душистая повеяла крылом…
— Фет
Выбрались из почек — Неужели это…
Первые листочки, Неужели лето?
Радуются солнцу, — Нет, еще не лето,
Не поймут со сна: Но уже — весна!
— Данько
Загадка.
Эти маленькие бочки распечатает весна,
А пока в них спят листочки и растут во время сна. (Почки.)