КОНСПЕКТ
Урока русского языка в 5 классе
«Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Имя существительное»
Разработан:
Ашурковой Ириной Ивановной
учителем русского языка
и литературы
2014 учебный год
Цели:
образовательная:
организовать деятельность по обобщению знаний и способов деятельности по теме «Имя существительное» через актуализацию личностного отношения к родному городу, к своей Родине; выявление и корректирование пробелов у учащихся по данной теме;
развивающая:
развивать умение грамотно выражать мысли в устной и письменной формах, обучать умению дополнять, моделировать текст, понимать скрытую в тексте информацию (включая авторскую позицию), выражать собственное отношение к описываемому; ) развитие логического мышления, умения осуществлять группировку, строить рассуждение;
воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, воспитывать интерес к изучениюрусского языка.
Задачи:
Обучающая: пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен существительных в предложениях, обратить внимание на роль имён существительных в речи.
Совершенствовать орфографические умения и навыки; развитие логического мышления.
Формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Вид урока: урок обобщения и закрепления знаний и умений.
Методы и приемы: защита творческой работы, работа в группах, анализ поэтического текста, упражнения на закрепление знаний орфограмм по данной теме.
Планируемые образовательные результаты: умение выступать перед аудиторией сверстников, умение взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;
умение определять цели предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме;
умение создавать устный и письменный текст с учётом замысла и ситуации общения;
умение проводить морфологический разбор имени существительного;
воспитание уважительного отношения к к своей малой Родине.
Оборудование: мини-сочинения учащихся, презентация
Дидактическая структура урока
Этапы занятия, время в мин. | Методы обучения | Приемы обучения |
I. Организационный момент (1,5 мин.) | Приветствие | |
II. Вступительная часть (1,5 мин.) | 1.Определение темы урока. 2.Постановка целей | Беседа |
III. Организация повторения теории (8 мин.) | 1. Словесно-аналитический | 1.Блиц-опрос (фронтальный) |
IV. Организация контроля (30 мин.) | 1.Словесно-лексический 2.Аналитический | 1. Коллективная работа 2. Работа у доски 3. Самостоятельная работа 4. Защита сочинений |
V. Заключительная часть (5 мин) | 1.Рефлексия 2.Оценка 3.Домашнее задание Подведение итогов урока Выставление оценок |
Этапы урока | № слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организацион-ный момент. | Приветствие. Все уроки как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие — как страшный, мучительный сон. — Когда уроки являются мучительным сном? — А когда праздником?(наверное когда у вас всё получается, всё понимаете и эти знания можете применить на практике) — Давайте проверим какое у вас настроение. ( красная полоска — хорошее, зеленая — нормальное, синяя – плохое) Запись числа в тетради. | Работа с полосками. Записывают число | |
II. Мотивация | Слайд 2 Слайд 3 | -Прослушайте стихотворение, определив, о чем идет речь, вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке. Все, что существует, оно обозначает, На вопросы кто и что верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число и род. У него к тому же 3 склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть. — Какова тема сегодняшнего урока?(будем повторять всё, что изучили об имени сущ.) — Какую цель мы поставим перед собой?(обобщить и привести в систему материал об имени сущ.) -Поэтому предлагаю перейти сразу к блиц – опросу. | Учащиеся отвечают на вопросы с места. |
III. Организация повторения теории. | Блиц-опрос. — Что такое существительное? — На какие разряды по значению делятся существительные? Приведите примеры. — Как отличить одушевленные существительные от неодушевленных? -Как изменяются существительные? -Продолжите предложение: «Существительные в ед.ч. имеют…» Приведите примеры —Как вы думаете к какому роду относятся такие существительные как: плакса, ябеда, сирота? -Сколько типов склонения у существительных? -Что вы знаете о числе имён существительных? -Назовите орфограммы, изученные по теме? -Каким членом предложения может быть существительное? — А теперь перейдём к практической части. (я попрошу вас на полях тетради оценивать свою работу после выполнения каждого задания знаками +(если справился сам с заданием); !(если вызвало затруднение) — в конце урока вы оцените свою работу. | Учащиеся отвечают на вопросы с места. | |
IV. Организация проверки знаний на практике. | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 5 Слайд 6 Слайд7 Слайд9 | 1.Синтаксическая пятиминутка. Составьте предложение. — Из предложения «Весной перелетные птицы возвращаются на Родину» возьмите обстоятельство места и поставьте его в форме им.п. ед.ч. — Из предложения «У меня есть любимые книги» возьмите определе — ние, поставьтеего в форму ед.ч. ж.р. — Из предложения «Мама-главное слово в каждой судьбе» возьмите подлежа- щее, образуйте грубую форму этого слова. — Из предложения «Сторона родимая, как ты мне мила!» возьмите прилагательное, относящееся к обращению. -Какое предложение у вас получилось? Родина любимая — мать родимая. — Как вы понимаете смысл пословицы. — Объясните постановку тире. — Произведите синтаксический разбор. (1группа) — Произведите морфемный разбор слова Родина.(2 группа) — Подберите синонимы к слову «Родина».(3 группа) 2.Слово учителя. Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мать, которая дает жизнь … Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди самого заветного есть у человека Родина. — Что же такое Родина? -Вот как на этот вопрос отвечает известный писатель и журналист В. Песков. «Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, и птицы летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия рек и конечно же, наши родители. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. 3. Анализ текста. — Определите тип текста. — Какова основная мысль текста? (Родина – это все, что нас окружает) — Выпишите из текста существительные, определите их число. — Почему некоторые слова в тексте пишутся с заглавной буквы? 4.Защита сочинений- Проверка домашнего задания -У каждого человека есть Малая Родина. Для Пескова – это село Орлово, а для вас? Расскажите о своей Малой Родине. 5. Определение падежа и склонений существительных. -А вот как отражена тема Родины в пословицах и поговорках. — Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы, выделяя графически изученные орфограммы — Родину, как и родителя, на чужбин… не найдешь. — Нет в мир… краше Родины нашей. — Человек без Родины, что соловей без песн… — Живешь на сторон…, а свое село на ум… — Главное в жизн… — служить Отчизн… — Чужая земля радост… не прибавит. 6. Синтаксическая роль существительных в предложении. -В начале урока, вспоминая о существительном, мы сказали, что оно может быть любым членом предложения. — Может ли существительное, находясь в предложении не являться его членом? (сущ.- обращение) -Составьте предложение со словом «родина» в роли обращения. — Составьте схему этого предложения. 8. Морфологический разбор существительного -Народная мудрость гласит: «Кто Родине служит верно, тот долг исправляет примерно» -Чему учит нас эта пословица?(любви к Родине, ответственности, патриотизму Берегите Родину, Без неё нам не жить. Берегите её, Чтобы вечно ей быть. Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой Берегите Родину, Нет Родины другой. | Записывают полученное предложение. Выполняют синтаксический и морфемный разборы слова, записывают синонимы к слову «родина». Устно отвечают на вопрос. Чтение текста. Отвечают на вопросы. Выписывают сущ., определяя их число. Самостоятельная работа с последующей проверкой Работа в тетрадях. Списывают пословицы, вставляют пропущенные буквы, объясняя правилом. Работа в группах и в маршрутных листах) |
V. Заключитель ная часть | Слайд 10 Слайд 11 | 1.Рефлексия. 2.Подведение итогов учителем. — Какое настроение у вас в конце урока? 3. Домашнее задание. | Отвечают устно, оценку показывают на листке. Цветные полоски |