Изложение личностного отношения к поставленной проблеме и его аргументация

Категория проблемы

— социальная

— философская

— общественно-политическая

— психологическая

— идеологическая

— нравственная

— морально-этическая

— международная

— межнациональная

— эстетическая

— культурная

— научная

Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов

общественно значимая

— злободневная

— животрепещущая

— актуальная

— жизненная

— насущная

— острая

— важная

— серьезная

— спорная

— глубокая

— назревшая

— неразрешимая и наболевшая

— мучительная

— жгучая

— первоочередная

— сложная

Подсказка:если основная проблема сформулирована в форме вопроса, то ответ на него – не что иное, как авторская позиция.

Проблема может заставить читателя

— глубоко задуматься

— серьезно поразмыслить

— рассуждать вместе с автором

— лучше понять себя и окружающий мир (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т.п.)

-серьезнее относиться

— переосмыслить своё отношение к…

— по-иному посмотреть на…

— критичнее относиться к…

— обратиться к примерам из собственной жизни (литературы)

— поделиться мыслями о…

— оценить истинный масштаб чего-то

— оценить собственную позицию

— открыто выразить своё отношение к…

— заняться самовоспитанием (охраной культурной среды, природы и др.)

— заняться её глубоким изучением

— с горечью понять, что

— иронично относиться к…

— испытать потребность в чём-либо и т.п.

Отражение авторской позиции

Текст, образно говоря, является своеобразной «визитной карточкой» автора: одну и ту же тему, одинаковые проблемы каждый писатель рассматривает и решает по-своему. Всё: и форма, и содержание произведения – наглядное проявление авторской позиции. Учащиеся должны знать, что всё в тексте «представляет» автора – от заглавия, темы, до выбора языковых средств выразительности, поэтому, безусловно, велика его роль.

Автор может

— посвящать свою статью -ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа
— решать заявленную проблему — помочь читателю по-новому увидеть традиционную проблему
— полемически заострять тему (проблему) — утверждать, что…
— эмоционально воздействовать на читателя — ставить перед читателями цель – найти решение сложных жизненных проблем
— делать читателя своим союзником — намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы
— образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого) -заставить читателя самого решать сложные жизненные вопросы _делать нравственный выбор
— выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы) — приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
-усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо — убедительно доказывать, используя конкретные примеры
-передать глубину мыслей, чувств, размышлений — дать новую жизнь старой теме (проблеме)
-раскрывать сущность поставленных проблем — формировать положительное или отрицательное отношение читателей к поднятым проблемам
-заставить читателя задуматься над проблемой — иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д.) говорить о героях и событиях
-показать злободневность рассматриваемой им проблемы — показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни
— формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятой проблеме — открыто заявлять о своей гражданской позиции по отношению к…
— пытаться найти причины явлений — призывать читателя к…
— показывать негативную сторону нашей жизни — побуждать искать истину
— выражать мнение большинства — заставить переоценить отношение к…
— пытаться понять, почему — «глаголом жечь сердца людей»

При всём этом автор стремится реализовать в тексте следующие основные цели:

Поделиться с читателями своими размышлениями, передав ему свою заинтересованность данной проблемой.

Эмоционально воздействовать на читателя.

Найти в нём единомышленника и убедить в правоте своей точки зрения.

Какие клише можно использовать, формулируя авторскую позицию?

— Автор считает, что…

— Автор утверждает, что…

— Автор убеждён, что…

— Автору важно убедить читателя в том, что…

— Цель автора – заставить читателя обратить внимание на

— Задача автора – убедить читателя в том, что…

— Автор подводит читателя к мысли о том, что…

— Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…

Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: …

-«…..» — в этих словах, по-моему, отражена идея текста (главная мысль).

— … — вот основная идея (мысль) текста.

— — в этом предложении звучит прямая авторская оценка…

-….. – вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.

— Позиция автора очевидна: …

Изложение личностного отношения к поставленной проблеме и его аргументация

Мало заявить: «Я полностью или частично разделяю позицию автора…». Ученик должен сказать самое главное: почему он согласен или не согласен с автором, почему автор прав или не прав. Без этих рассуждений ученик просто не выстроит аргументацию.

Оценочные слова (см. список ниже) помогут вам передать впечатления от прочитанного:

— с удовольствием прочитал…

— к немалому удивлению, узнал, что…

— разделяя негодование автора, хочу сказать, что…

— возмущает (радует, восхищает, огорчает… и т.п.) то, что…

Иногда с точкой зрения автора трудно согласиться. Тогда следует аргументированно поспорить, изложить свои собственные размышления и выводы. Как можно этически корректно возразить автору, излагая свою позицию? Например, так:

— Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…

— Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…

— На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.

— Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.

— Автор справедливо осуждает…, однако я не могу согласиться с тем, что…

— Вызывает сомнение тезис о том, что…

— Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.

В качестве аргументов могут быть использованы:

названия событий, цитаты, даты, различные факты, собственные наблюдения и выводы, ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы, имена исторических деятелей, ссылки на признанные авторитеты и их произведения, свидетельства очевидцев, статистические данные, научные данные, примеры из художественной, научно-популярной, исторической, публицистической литературы, примеры из жизни окружающих людей, различные общественные законы, народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т.п.

Аргументация своего отношения к проблеме текста на ЕГЭ. Урок 4


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: