Категория проблемы
— социальная
— философская
— общественно-политическая
— психологическая
— идеологическая
— нравственная
— морально-этическая
— международная
— межнациональная
— эстетическая
— культурная
— научная
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов
— злободневная
— животрепещущая
— актуальная
— жизненная
— насущная
— острая
— важная
— серьезная
— спорная
— глубокая
— назревшая
— неразрешимая и наболевшая
— мучительная
— жгучая
— первоочередная
— сложная
Подсказка:если основная проблема сформулирована в форме вопроса, то ответ на него – не что иное, как авторская позиция.
Проблема может заставить читателя
— глубоко задуматься
— серьезно поразмыслить
— рассуждать вместе с автором
— лучше понять себя и окружающий мир (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т.п.)
-серьезнее относиться
— переосмыслить своё отношение к…
— по-иному посмотреть на…
— критичнее относиться к…
— обратиться к примерам из собственной жизни (литературы)
— поделиться мыслями о…
— оценить истинный масштаб чего-то
— оценить собственную позицию
— открыто выразить своё отношение к…
— заняться самовоспитанием (охраной культурной среды, природы и др.)
— заняться её глубоким изучением
— с горечью понять, что
— иронично относиться к…
— испытать потребность в чём-либо и т.п.
Отражение авторской позиции
Текст, образно говоря, является своеобразной «визитной карточкой» автора: одну и ту же тему, одинаковые проблемы каждый писатель рассматривает и решает по-своему. Всё: и форма, и содержание произведения – наглядное проявление авторской позиции. Учащиеся должны знать, что всё в тексте «представляет» автора – от заглавия, темы, до выбора языковых средств выразительности, поэтому, безусловно, велика его роль.
Автор может
— посвящать свою статью | -ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа |
— решать заявленную проблему | — помочь читателю по-новому увидеть традиционную проблему |
— полемически заострять тему (проблему) | — утверждать, что… |
— эмоционально воздействовать на читателя | — ставить перед читателями цель – найти решение сложных жизненных проблем |
— делать читателя своим союзником | — намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы |
— образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого) | -заставить читателя самого решать сложные жизненные вопросы _делать нравственный выбор |
— выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы) | — приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни |
-усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо | — убедительно доказывать, используя конкретные примеры |
-передать глубину мыслей, чувств, размышлений | — дать новую жизнь старой теме (проблеме) |
-раскрывать сущность поставленных проблем | — формировать положительное или отрицательное отношение читателей к поднятым проблемам |
-заставить читателя задуматься над проблемой | — иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д.) говорить о героях и событиях |
-показать злободневность рассматриваемой им проблемы | — показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни |
— формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятой проблеме | — открыто заявлять о своей гражданской позиции по отношению к… |
— пытаться найти причины явлений | — призывать читателя к… |
— показывать негативную сторону нашей жизни | — побуждать искать истину |
— выражать мнение большинства | — заставить переоценить отношение к… |
— пытаться понять, почему | — «глаголом жечь сердца людей» |
При всём этом автор стремится реализовать в тексте следующие основные цели:
Поделиться с читателями своими размышлениями, передав ему свою заинтересованность данной проблемой.
Эмоционально воздействовать на читателя.
Найти в нём единомышленника и убедить в правоте своей точки зрения.
Какие клише можно использовать, формулируя авторскую позицию?
— Автор считает, что…
— Автор утверждает, что…
— Автор убеждён, что…
— Автору важно убедить читателя в том, что…
— Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
— Задача автора – убедить читателя в том, что…
— Автор подводит читателя к мысли о том, что…
— Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
— Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: …
-«…..» — в этих словах, по-моему, отражена идея текста (главная мысль).
— … — вот основная идея (мысль) текста.
— — в этом предложении звучит прямая авторская оценка…
-….. – вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
— Позиция автора очевидна: …
Изложение личностного отношения к поставленной проблеме и его аргументация
Мало заявить: «Я полностью или частично разделяю позицию автора…». Ученик должен сказать самое главное: почему он согласен или не согласен с автором, почему автор прав или не прав. Без этих рассуждений ученик просто не выстроит аргументацию.
Оценочные слова (см. список ниже) помогут вам передать впечатления от прочитанного:
— с удовольствием прочитал…
— к немалому удивлению, узнал, что…
— разделяя негодование автора, хочу сказать, что…
— возмущает (радует, восхищает, огорчает… и т.п.) то, что…
Иногда с точкой зрения автора трудно согласиться. Тогда следует аргументированно поспорить, изложить свои собственные размышления и выводы. Как можно этически корректно возразить автору, излагая свою позицию? Например, так:
— Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…
— Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
— На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
— Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
— Автор справедливо осуждает…, однако я не могу согласиться с тем, что…
— Вызывает сомнение тезис о том, что…
— Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
В качестве аргументов могут быть использованы:
названия событий, цитаты, даты, различные факты, собственные наблюдения и выводы, ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы, имена исторических деятелей, ссылки на признанные авторитеты и их произведения, свидетельства очевидцев, статистические данные, научные данные, примеры из художественной, научно-популярной, исторической, публицистической литературы, примеры из жизни окружающих людей, различные общественные законы, народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т.п.