Особенности керамики раку

История японской керамики

И искусство её изготовления

Реферативная работа

Спатаев Д. С. Специальность «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы» Группа 29дпи Научный руководитель: Трисантович И. А.

Екатеринбург

Содержание

Введение ..……………………………………………3

1. История Японской керамики

1.1. Период Дзёмон ………………………………………………… 5

1.2. Период Яёй …………………………………………………….. 7

1.3. Период Кофун …………………………………………………..8

1.4. 6 – 9 века …………………………………………………………9

1.5. Керамика и фарфор 16 – 19 вв. ……………………………….9

2. Керамика Раку:

2.1 Красное и чёрное. ………………………………………………13

2.2Особенности керамики Раку………………………………………14

3. Ваби – саби как важнейшее понятие в эстетике Японии……… …….. 15

Заключение ……………………………………………………………..……16

Список литературы …………………………………………………………20

Приложение (картинки) ………………………………………………22

Введение.

Данная работа посвящена изучению древнего вида японской керамики-керамики Раку. Необычайность и индивидуальность этого вида обжига заставляет проникнуться культурой Японии и красотой её керамики в целом. Вид этой керамики очень своеобразен и интересен. Раку имеет свое сформировавшееся, оригинальное, изысканное, творческое лицо.

Актуальностьтемы обусловлена многообразием творческих решений в современном декоративно-прикладном искусстве, в котором техника раку занимает достойное место.

К сожалению, в настоящее время не все знают о технологии керамики Раку и не все знакомы с её техникой. Керамисты, изучая своё ремесло должны обязательно знать о керамике Раку и о способах её изготовления. Но увы не все знают и не все используют это полезное знание.

Основой исследования стали книги, интернет ресурсы и статьи и другие источники. Честно признаюсь вам, что эти ресурсы мы использовали для реферативной работы

Проблема: Важна ли керамика Раку в настоящее время?

Цель: выявить особенности, ознакомиться и изучить технику и технологию керамики раку.

Задачи:

1)найти информацию об истории японской керамики,о технике раку

2) переработать информацию

3) найти иллюстративный материал

Методы исследования:Поиск информации в сети Интернет, в специальной литературе. А также обобщение, структурирование, изучение, копирование, сохранение информации.

История Японской керамики

Керамика Эпохи Неолита.

Период Дзёмон

Эпоха неолита Японии представлена культурой Дзёмон (от 10 до 2,5 тысяч лет назад). На каждом археологическом памятнике культуры Дзёмон исследователи находят огромное количество целых и разбитых сосудов. Коллекции керамики этой эпохи являются обязательным украшением всех историко-культурных музеев Японии.

Посуда начального и раннего Дзёмона была еще весьма примитивна по технологии изготовления и по форме — емкости с прямыми или чуть расширяющимися к устью стенками, с грубой шероховатой поверхностью, обожженные в костре при низких температурах.

Однако каждое изделие украшалось орнаментом.

Наиболее распространенным видом декора были оттиски веревки, с помощью которых создавались различные узоры. (Собственно, само название Дзёмон происходит от японского слова дзе, что и означает веревкаили шнур) Керамика, украшенная веревочными оттисками, стала своего рода проходом в неолитическую культуру Японии. Эта традиция, возникнув еще на самых ранних этапах истории японской керамики, сохранялась на протяжении многих тысячелетий. Формы посуды становятся особенно разнообразны в периоды позднего и финального Дзёмона. Исключительное внимание уделялось декору керамической посуды. В период среднего Дзёмона родился оригинальный и не имеющий аналогов в других районах мира стиль украшения сосудов рельефными налепными деталями. Для керамики этого времени характерно сочетание простых форм и сложного, даже вычурного декора. Верхняя, устьевая часть емкостей украшалась причудливыми узорами из глиняных жгутов, спиралей, лент, колец. Иногда в эту композицию вплетались детали в виде стилизованных изображений животных или человеческих лиц. Очень часто налепные элементы размещались и на стенках сосудов, предварительно покрытых сплошными веревочными оттисками. Исследователи керамики Дзёмон выделяют типы сосудов кацудзака, атамадай, умэтака, отличающиеся особой пышностью декора. Существует мнение, что эти сосуды использовались в каких-то ритуальных церемониях — например, в обрядах поклонения первобытным божествам. В период позднего Дзёмона декор керамики становится более строгим, изысканным. На смены затейливым скульптурным деталям приходят прочерченные геометрические узоры, сочетающиеся с изящными оттисками тонкого шнура. В оформлении внешнего облика сосудов большую роль начинает играть качество обработки поверхности. Керамика позднего и финального Дзёмона нередко имеет отполированные до зеркального блеска стенки. В ряде случаев для отделки сосудов использовали красную краску на основе охры — минерального железистого пигмента. Древние обитатели Японских островов с большим искусством выделывали из глины украшения и мелкую скульптуру. В период среднего Дзёмона были популярны керамические серьги в виде кольца с ажурным плетеным узором внутри. Керамические фигурки догу — одно из самых ярких явлений неолитической культуры Японских островов в периоды среднего и позднего Дзёмона. Эти фигурки высотой от 12 см до 30 см изображают в стилизованной манере людей. Иногда изображения напоминают фантастических существ или инопланетян — например, догу с неестественно огромными глазами, в головном уборе-шлеме. в одежде, очень похожей на космический скафандр. Как полагают исследователи, керамические догу имели особое, возможно, магическое значение для людей культуры Дзёмон. Такие фигурки археологи находят обычно в погребениях или жилищах.

Период Яёй

В третьем тысячелетии до нашей эры в древней истории Японских островов неолитическая культура Дзёмон сменяется культурой Яёй. Если керамика Дзёмон изготовлялась вручную, то мастера Яёй уже использовали простейшее вращающееся устройство для формовки сосудов. Керамика Яёй отличается довольно тонкими стенками, а также разнообразием и сложностью форм. Изготовлялись сосуды в виде ваз, кувшинов с очень узким высоким горлом и ручками, бутылей, кубков, плоских тарелок, чаш на поддоне.

В культуре Яёй четко выделяется посуда разного назначения — столовая, кухонная, тарная, ритуальная. Каждой категории соответствовали определенные формы и размеры сосудов. Декор керамики отличался простотой и изяществом. Особое внимание уделялось обработке поверхности: стенки сосудов часто окрашивались охрой в красный цвет, лощились до зеркального блеска. В большинстве случаев сосуды не орнаментировались, лишь иногда скромный узор из прочерченных прямых или зигзагообразных линий, отпечатков штампа-гребенки украшал стенки изделия.

Техника обжига керамики Яёй была более совершенна, чем в гончарстве культуры Дзёмон. Керамика окружала людей культуры Яёй в повседневной жизни и сопровождала их в загробный мир. Умерших хоронили в огромных керамических контейнерах-гробах яйцевидной формы, состоящих из двух половин, плотно пригнанных друг к другу. Покойника помещали внутрь в позе спящего, с согнутыми ногами и руками.

1.3. Период Кофун

В конце 3 века нашей эры начался следующий этап истории древней Японии, получивший название Кофун. Этот период продолжался до середины 6 века. Одной из самых характерных форм керамики Кофун являлась небольшая тарелочка или уплощенная чашка с высокими краями и крышкой. Тарелки и чаши с крышками как разновидность столовой посуды были характерны для японской бытовой культуры в последующие столетия и сохранили свое значение по сей день. Очень популярны в гончарстве Кофун, как и в предшествующий период Яёй, были сосуды в виде резервуара-чаши на поддоне, назначение которых связано, вероятно, с культовыми церемониями. Категория серой посуды периода Кофун называлась суэ, или суэки. Археологами установлено, что керамика суэ встречается в погребениях знатных членов общества, тогда как керамика другого типа, хадзи, более характерна для захоронений простых людей

1.4. Керамика Японии 6-13 века

Ко второй половине 6 — началу 7 века относится образование в Японии раннего феодального государства с централизованной императорской властью. В гончарстве Японии этого периода изделия, выполненные вручную, ценились выше, чем те, что были сформованы на круге. В 8 — 9 веках в гончарных мастерских Киото была освоена технология получения трехцветной бело-желто-зеленой и одноцветной зеленой легкоплавкой глазури. Однако керамика, украшенная нарядной трехцветной глазурью, не получила широкого признания и распространения в Японии. Гораздо более популярна была посуда, покрытая так называемой пепловой глазурью, образующейся в результате попадания пепла на поверхность керамических сосудов в процессе их обжига. Глазурь покрывала стенки полупрозрачным зеленоватым, неровно лежащим слоем. Такая посуда, впервые появившаяся в 9 веке, получила распространение в 10-12 веках, в период Хэйан. В 13 веке была освоена технология получения прозрачной высокотемпературной полевошпатовой глазури на основе опыта производства изделий с пепловой глазурью. Этому способствовали усовершенствования обжигательных печей, позволившие достигать температур 1200°С и выше. Керамика, покрытая полевошпатовой глазурью, носит название токи. Также в 13 веке в гончарных мастерских провинции Бидзэн начинается производство керамики типа якисимэ. Для керамики якисимэ была характерна естественная пепловая глазурь, с помощью которой достигался оригинальный художественный эффект. В это время сложились те каноны простоты и естественности, которые были присущи искусству керамики Японии во все последующие периоды.

Одна из сфер, где использовались сосуды из керамики в 13-14 веках, а, возможно, и несколько ранее, связана с буддийским культом церемонии чаепития (керамические чашки ван и тяван).

Керамика и фарфор 16 – 19 вв.

Принудительно переселенные во владения японских феодалов корейские ремесленники, среди которых были искусные мастера по изготовлению черепицы, керамической и фарфоровой посуды, обогатили гончарство Японии новыми технологическими и художественными идеями. Ведущей формой организации гончарства (начиная с 16 века) было так называемое клановое производство (ханъэй-гама). Это были селения гончаров-ремесленников, расположенные вблизи залежей керамических глин. Наряду с изготовлением керамической посуды на круге использовались способы формовки в специальных формах-шаблонах и упоминавшийся выше ручной способ лепки (тэ-дзукури). В 16 веке происходят изменения в техническом оснащении операции обжига керамики. Сегодня японские гончары, работающие в области художественной керамики, предпочитают традиционные обжигательные устройства. Ярким событием, определившим одно из основных направлений в последующем развитии японской керамики 16 и 17 века, стало возникновение технологии изделий раку, связанного с историей знаменитой церемонии чаепития в широких кругах японского общества. Возникла потребность в особой сервировке чайного стола, которая смогла бы подчеркнуть внутренний смысл ритуала чаепития.

В 16 веке происходят изменения в техническом оснащении операции обжига керамики. Сегодня японские гончары, работающие в области художественной керамики, предпочитают традиционные обжигательные устройства. Ярким событием, определившим одно из основных направлений в последующем развитии японской керамики 16 и 17 века, стало возникновение технологии изделий раку, связанного с историей знаменитой церемонии чаепития в широких кругах японского общества. Возникла потребность в особой сервировке чайного стола, которая смогла бы подчеркнуть внутренний смысл ритуала чаепития. Рождение керамики раку, предназначенной специально для чайной церемонии, связано с именем выдающегося гончара Танака Тодзиро, корейского мастера-черепичника (1516-1592 гг.).

Основным видом керамики раку были чайные чашки тяван с высокими стенками. Также для чайного стола изготовлялись цветочные вазы, чайники и чайницы. Все изделия формовались только вручную, без помощи гончарного круга. Легкая асимметрия контура, неравномерная толщина стенок были отнюдь не оплошностью гончара, а результатом воплощения определенной художественной идеи. В создании подлинного стиля раку еще большее значение, чем формовка, играли операции обжига и обработки поверхности. Мастер Тодзиро, опираясь на многолетний опыт в производстве черепицы, использовал технологические дефекты операций глазурования и обжига изделий для создания необычных декоративных эффектов. Сетка трещин на поверхности керамического сосуда, признаки оплавления черепка в результате чересчур высокой температуры, неаккуратно растекшаяся по стенкам глазурь только кажутся досадной случайностью, браком. В действительности же именно эта продуманная небрежность и составляла главную прелесть керамики раку. С технологической и художественной точек зрения изготовление керамических изделий раку является делом весьма сложным, так как требует от гончара безукоризненного владения материалом (глиной), умения балансировать на грани изысканной простоты и явного брака. Собственно, идеал естественности, непреднамеренности был свойствен японскому гончарному искусству еще задолго до появления стиля раку — достаточно вспомнить популярную с 10 века керамику с пепловой глазурью. Технологические новшества Тодзиро гармонично вплелись в каноны эстетического чувства японцев, покорив их души сразу и навсегда.

Стиль раку, родившись в 16 веке, успешно развивался на протяжении последующих столетий. Самые искусные мастера раку пользовались в Японии исключительным почетом наравне со знаменитыми художниками и поэтами. Лучшие образцы керамики раку получили имена собственные и вошли в национальную сокровищницу произведений искусства. Глазури, которыми пользовался мастер Тодзиро, содержали в своем составе соединения железа, марганца, меди и давали после обжига черный и красный цвета. Эта цветовая гамма считается классической для стиля раку, хотя впоследствии она была дополнена другими вариантами окраски.

Помимо раку, в производстве керамических изделий появились и другие технологическо-художественные стили. Так, стиль орибэ, в особенности его декоративные приемы, так же, как и керамика раку, был воплощением японских идеалов — это определило его популярность в гончарном искусстве последующих столетий. В 16-19 веках были разработаны и с успехом практиковались многие другие интересные варианты технологии и декора керамики. Например, в мастерских Бидзэн (о. Хонсю) производился особый вид посуды бидзэн-яки, обжигавшейся в течение длительного времени при высоких температурах. В результате керамический черепок приобретал исключительную прочность, характерный металлический блеск и звук при ударе. В декоре бидзэн-яки использовались яркие цветные глазури.

2. Керамика Раку:

Красное и черное

Керамика Раку (яп. «Радость») – тип японской керамики, традиционно используемой в японской чайной церемонии, в первую очередь, это чаши для чая. Для керамики Раку характерна ручная формовка глины вместо использования гончарного круга – в результате этого каждый предмет оказывается уникальным. Низкие температуры обжига дают довольно пористую поверхность, посуду достают из печи раскалённой и либо кладут в воду либо позволяют остыть на воздухе. В качестве покрытия используется свинцовая глазурь.

Термин Раку (буквально, «наслаждение» или «радость») происходит от слова Юракудай, названия дворца в Киото, построенного для Тоётоми Хидэёси (1537—1598), военного лидера того времени. В строительстве дворца принимал участие знаменитый мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю, который попросил работавшего там китайского мастера по изготовлению черепицы сделать чаши, которые воплощали бы эстетику ваби-саби. Мастер Танака Тёдзиро изготовил простые чаши, которые соответствовали философии дзэн и представлению Рикю об идеальной чайной церемонии.

Семье мастера Тёдзиро была дарована фамилия Раку( а, как известно, представители простонародья не имели фамилий, так что это было действительно почетная награда), и на протяжении почти 450 лет вот уже 15 поколений этой семьи занимаются производством посуды в стиле Раку. Имя и стиль Раку как воплощение эстетического принципа ваби-саби, оказали значительное влияние на японскую литературу и культуру в целом.

Особенности керамики Раку

Ручная лепка даёт ассимметрию контура и неравномерную толщину стенок изделия, что является воплощением идей естестенности и простоты. Помимо формовки мастер Тёдзиро создавал необычные декоративные эффекты, используя технологические дефекты операций глазурования и обжига: сетка трещин на поверхности изделия, признаки оплавления черепка в результате чересчур высокой температуры, неаккуратно растекшаяся по стенкам глазурь — эта продуманная небрежность и составляла главную прелесть керамики Раку. С технологической и художественной точек зрения изготовление этих изделий является делом весьма сложным, так как требует умения балансировать на грани изысканной простоты и явного брака.

Среди всего многообразия керамики, изделия, выполненные в технике раку, выделяются своей простотой и, вместе с тем, неповторимостью. Вы не найдете двух одинаковых чашек, даже если их сделал один мастер в одно время. Именно это является основной отличительной чертой техники раку — непредсказуемость результата.

Вслед за растущим значением чашки чая, которая стала олицетворять естественную красоту и значимость текущего момента, потребовалась посуда, отвечающая этим запросам. И тогда на помощь гончарам пришли технологии изготовления облицовочной плитки, которые привнесли в японскую культуру корейские мастера. Подобная посуда изготавливалась без гончарного круга, поэтому пиалы имели толстые, слегка неровные стенки, приятные на ощупь. Эта неровность, а также асимметричность глазури, которая в процессе изготовления нередко покрывалась сетью тонких трещин, очень ценились японцами, издавна восхваляющими незавершенность образов.

🍯 Глазуруем керамику канадскими глазурями для Раку в Гончарной школе Часть 1 Волшебство керамики


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: