Ii. типы и структура уроков музыки

ТЕМА 2.1.3. УРОК МУКЗЫКИ – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА. ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ МУЗЫКИ

Цель: ознакомление с особенностями уроков музыки, их типами и структурой.

«Урок – важнейшая сфера жизни, в которой

соприкасаются педагог и ученики».

В.А.Сухомлинский.

План

1. Особенности уроков музыки.

2. Типы и структура уроков музыки.

I. Особенности уроков музыки

«Музыка» – составная часть общеобразовательного процесса в школе, а урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания, один из элементов всей системы музыкального обучения. И хотя в школе имеют место музыкальные кружки, факультативные занятия, но урок музыки, охватывающий всех детей, никогда не потеряет своего значения.

Сущность любого школьного урока составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся, поэтому в уроке должны быть представлены все основные компоненты учебно-воспитательного процесса (цель, задачи, содержание, методы обучения).

Каждый урок должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязью частей, единой логикой развития в деятельности учителя и учащихся. В общей педагогике особо подчеркивается положение о том, что тема должны объединить урок. Всё это характерно и для уроков музыки.

Отличительной особенностью урока музыки является то, что урок музыки – это урок искусства, а в музыкальном искусстве существует и особая форма отражения действительности, где главную роль играют чувства и эмоции. Познание в процессе обучения музыке специфично, так как оно объединяет воедино эмоции и разум, сознание и чувства.

Ещё одной особенностью уроков музыки является коллективная форма работы, поскольку все одновременно слушают музыку или исполняют музыкальное произведение (поют, выполняют музыкально-ритмические движения, играют на детских музыкальных инструментах).

Исходя из сказанного, следует сделать вывод, что урок музыки, имея черты, сближающие его с другими школьными уроками, не должен копировать их, а должен сохранять своеобразие и неповторимость, т. к. результаты музыкальной работы обусловлены:

• Содержанием учебного материала;

• Уровнем развития познавательных способностей детей, их общим и специальным (музыкальным) развитием;

• Эффективностью применяемых методов обучения;

• Используемыми техническими средствами;

• Личностью учителя.

Поскольку все названные факторы не могут быть установлены раз и навсегда (т.к. нет одинаковых детей, одинаковых классов, одинаковых учителей и т.п.), то не может быть принятой также раз и навсегда структуры урока. В построении урока необходимы гибкость, творческий подход к выбору путей, средства, методов при постоянной опоре на общие и специфические дидактические принципы.

В программе Д. Кабалевского (в отличие от ранее существующих) в связи с усвоением ключевых знаний, находящихся в темах четвертей, осуществляется целостная организация урока. Урок – часть темы четверти. Функция урока обусловлена местом, которое он занимает в той или иной теме.

II. Типы и структура уроков музыки

В соответствии с тематическим построением программы выделяются отдельные типы урока музыки:

— урок введения в тему;

— урок углубления темы;

— урок обобщения темы.

Специальное место занимают обобщающие уроки года и заключительные уроки-концерты.

УРОКИ ВВЕДЕНИЯ В ТЕМУ

(В четверти их, как правило, один, реже – 2 урока)

Главный признак – наличие в содержание урока первоначальной обобщённойхарактеристики ключевого знания.

Процесс введения в тему:

1. Активизация накопленного опыта учащихся (жизненного и музыкального) под углом зрения нового ключевого знания.

2. Само введение в тему при создании поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся с помощью учителя приходят к решению поставленной задачи.

3. Закрепление первоначального обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.

Пример. Урок 2.1.1. (2 класс, 1 четверть, 1 урок ).

1этап – активизация имеющегося опыта детей под углом зрения изучаемой темы на основе легенды о «трёх китах».

2этап – само введение в тему через поисковую ситуацию на основе живого звучания музыки с решением поставленной проблемы. «Что хочется делать под эту музыку?» (маршировать, значит – это марш; танцевать, значит – танец, петь – песня). Дети приходят к выводу о существовании «3 китов» – 3 типов, жанров музыки: марша, танца, песни.

3этап – закрепление на других примерах. С. Прокофьев «Марш», Д. Кабалевский «Песня о школе», С. Рахманинов «Итальянская полька» (см. Программа «Музыка», 1-3 кл.)

Примерами уроков введения в тему могут явиться следующие: 2.2.2; 3.3.1. Они строятся аналогично уроку 2.1.1., но могут иметь свои варианты построения.

В III классе в программе представлена тема «Интонация» (II четверть), введение в которую рассчитано на 2 занятия. Урок 3.2.1. связан с выявлением связей между речевой и музыкальной интонациями, а урок 3.2.3. – с рассматриванием понятия «зерна-интонации» в музыке.

УРОКИ УГЛУБЛЕНИЯ ТЕМЫ

(Таких уроков в четверти большинство)

Главный признак – наличие в содержание урока новой характеристики ключевого знания.

Процесс углубления темы:

1. Активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (знание, которое усваивается в данной четверти, а также слуховой опыт, необходимый для углубления темы).

2. Само углубление темы — познание новых граней изучаемой темы через разнообразные средства и приемы обучения, создание поисковых ситуаций на основе живого восприятия музыки и активного участия школьников.

3. Закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений в разнообразных формах и видах деятельности.

Пример. Урок 2.1.2.

1этап – активизация имеющегося опыта на основе слушания музыки «Марша» С. Прокофьева, под которую входят в класс, в проверке д/з (с какими «китами» встречались дома, слушая радио, магнитофон, телепередачи), в беседе по выяснению тех жизненных обстоятельств, при которых звучат марши («Кто может сказать, где и когда вы слышали марши?», «Кто под них маршировал?»).

2этап – само углубление темы – познание новых граней «кита» марш на основе живого восприятия. («Где может исполняться эта музыка?», «Кто под неё марширует?», «Вы обратили внимание, этот марш играл один человек или много?», «Правильно, военную музыку исполняют оркестры» и т.д.). Звучат марши: С. Чернецкий «Встречный марш» М. Блантер «Футбольный марш».

3этап – закрепление нового качества понимания темы на новом материале, включая музыкально-ритмические движения.

Учитель: — «Теперь самая трудная задача. Надо решить, для кого этот марш?». (Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского).

Ситуация трудная. Её придется решать с помощью наводящих вопросов учителя:

— Так для кого же этот марш, кому удобно маршировать под эту музыку? (Для нас).

— Что ж, попробуйте помаршировать. (Неудобно, темп этого марша намного быстрее обычного). Путем проб и рассуждений приходят к выводу, что этот марш для игрушечных солдатиков.

Решение проблемы на уроках углубления темы будет зависеть от разнообразных средств, приемов работы, выбранных учителем, его творческого мастерства.

УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ ТЕМЫ

Главный признак – наличие в содержании урока целостной, обогащенной характеристики ключевого знания, которое изучается в данной четверти

Внимание учителя должно быть сосредоточено прежде всего на тех положениях, которые изложены в программе на уроках обобщения темы.

Обобщающие уроки могут быть построены в нетрадиционной, игровой форме. Это различные конкурсы, викторины, путешествия, соревнования, ярмарки, музыкальные гостиные и другие; могут использоваться групповые и индивидуальные задания, содержащие методы контроля или их элементы (напр., во 2 классе).

В этих уроках могут иметь место:

— концентрация внимания учителя на тех моментах, которые недостаточно усвоены учащимися;

— слушание и исполнение музыки по усмотрению учителя и по желанию учащихся;

— знакомство с новыми произведениями, в которых учащиеся сами смогли бы обнаружить главные аспекты, составляющие основу данной четверти;

— установление связей как с предыдущими, так и с последующими темами.

В качестве примера можно обратиться к теме «Развитие музыки» (3кл., 3 четверть). Учащиеся должны показать знания о развитии музыки, прежде всего в двух направлениях: композиторском и исполнительском, а также о темповом, тембровом, жанровом, ладовом, динамическом, мелодическом, полифоническом («Со вьюном я хожу»: 1 куплет – унисон, 2 – канон, 3 – подголосочная полифония).

Такова в общих чертах характеристика уроков обобщения темы.

В чём же своеобразие уроков, которые посвящены итоговому обобщению тем всего учебного года?

В программе указывается, что обобщение тем учебного года может проводиться вслед за уроками обобщения темы четверти и даже охватывающие 2 занятия.

ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД УЧИТЕЛЕМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ ГОДА

1. Проверка степени усвоения тем всего учебного года.

2. Подготовка класса к заключительному уроку-концерту.

3. Концентрация внимания учителя на тех темах, которые усвоены учащимися с наименьшим успехом.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК-КОНЦЕРТ ГОДА

Цель – наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года. На этом уроке необходимо показать:

— насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной сущности искусства;

— в какой мере усвоено тематическое содержание программы, возросло осознанное отношение к музыке, умение размышлять о ней на основе живого восприятия произведений;

— каков исполнительский уровень учащихся, насколько разнообразен, сложен репертуар, которым овладели ребята в течение учебного года, как успешно формируется у них деятельно-практическое отношение к музыке;

— в чём и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной
музыкальной деятельности.

Урок-концерт необходимо провести в торжественной обстановке, в актовом зале школы; при этом возможно объединение нескольких классов одной параллели. В урок желательно внести какие-то новые элементы. Новыми должны быть и музыкальные произведения, и вопросы к прослушанной музыке, и исполнительская интерпретация произведения. Желательно, чтобы во время урока-концерта учитель выступил в качестве солиста (певца, инструменталиста), ярко исполнив то или иное произведение.

Урок-концерт можно построить следующим образом:

1. Учитель музыки рассказывает родителя о задачах и содержании музыкальных занятий в прошедшем году, концентрируя внимание на тематизме программы. Слово учителя должно быть ясным, кратким и увлекательным. Желательно обратить внимание на выполнение учащимися домашних заданий, привести примеры.( Д/3 — Слушать музыку и рассказать о ней, сделать рисунки или записи в «Дневнике музыкальных впечатлений»). Опыт показывает, что родители с удовольствием дополняют этот рассказ.

2. Учитель приглашает в зал учащихся. Они входят под музыку.

3. В основе урока-концерта 4 темы года, которые придают ему определенную логику и завершенность. В программе урока-концерта хоровая и сольная музыка; «игровое четырехручье» с учителем; музыкально-ритмические движения, импровизация; народная и профессиональная музыка, классическая и современная; музыка, исполняемая одноголосно, каноном и двухголосно; пение по нотам (сольфеджио) и со словами, с сопровождением и а капелла (без сопровождения).

4. Важна эмоциональная драматургия урока-концерта. Как правило, он строится на основе контрастных по характеру произведений, форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников. Во вторую половину урока целесообразно включать произведения, исполняемые ребятами уверенно и с наибольшим удовольствием.

5. Завершение урока-концерта – исполнение песни вместе с родителями. Это всегда вызывает особый подъем, воодушевление. «Пусть школьники уйдут с заключительного урока, как с праздника музыки!» – подчеркивается в программе.

ВЫВОД

Проектируя урок любого типа, каждый учитель должен:

— определить смысловую значимость;

— рассмотреть урок сквозь призму всей программы, и, прежде всего, тему учебной деятельности;

— не допускать диспропорции между музыкой, звучащей на уроке, и разговорами о ней (не в пользу музыки);

— в построении урока соблюдать принцип целостности.

Д/З:

1. Знать особенности, типы и структуру уроков музыки.

2. Самостоятельно изучить тему «Межпредметные связи урока музыки с другими дисциплинами»

Литература:Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. – С. 37-39.

Практическая работа № 12

Тема: Анализ конспектов различных типов уроков в зависимости от цели и места урока в теме

Цель: проанализировать конспекты с целью выявления типов уроков музыки в соответствии с их содержанием и структурой.

Оборудование: конспекты уроков музыки в начальных классах (А, Б, В, Г)

Задание:

1. Внимательно прочтите конспект урока музыки.

2. Вдумайтесь в содержание определите недостающие компоненты урока:

— …, …, ….

Класс, четверть, место (№) урока. Например: 1.2.3., где 1 – класс, 2 – четверть, 3 – номер урока в четверти (в теме четверти);

— Тема четверти …

Цель урока

— Задачи урока: — воспитательная …;

— образовательная …;

— развивающая … .

3. Определите тип урока по его содержанию и структуре. Оформите выводы в таблице по предложенной схеме:

Шифр конспекта (А, Б, В, Г) Тип урока Главный признак Структурные компоненты урока (примеры с урока)

Критерии оценок

«отл» правильно определены компоненты урока, типы уроков;
«хор» – определено большинство компонентов урока и типы уроков;
«уд» – частично определены компоненты урока и типы уроков.

Урок музыки, 2 класс, Потапова_О. А., 2017


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: