Методика ознакомления с геометрической фигурой и формой предмета на разных этапах дошкольного возраста.

Билет 5, вопрос 2

План:

1. ознакомление с геом. фигурами в младшей группе;

2. ознакомление с геом. Фигурами в средней группе;

3 ознакомление с геометрическими фигурами в старшей группе;

1.Младшая группа:.

Малыши должны знать следующие плоские фигуры: круг, квадрат, треугольник (эта последовательность)

Методика:

Материал: модели геом.фигур должны быть представлены в течении года различными цветами, чтобы малыш мог сделать обобщение. Так же в течении года модели должны быть разных размеров. ( например: круги бывают разных цветов и размеров, но все они имеют один признак.)

Что есть у квадрата? Стороны, углы. Дети должны правильно показывать фигуру изначально, рукой проводить по контуру.

У квадрата и треугольника показываем стороны (от вершины одного угла до вершины другого)…ещё сторона, ещё сторона. Угол-часть плоскости, его показываем от середины одной стороны до середины другой, вершина показываем как точка.

При показе любой фигуры последовательность вопросов:1.как наз.фигура?2.какого цвета?3.что есть у фигуры? (покажи)

Если круг, какой он? — круглый. В течение всего года дети должны не только различать фигуры, но и сравнивать их. Для сравнения берём фигуры разных цветов, следующей последовательности :круг-квадрат; треугольник.-круг; треугольник-квадрат. Для усиления зрительного анализатора, одна фигура всегда накладывается на другую. Вопросы: чем отличаются? Чем похожи?

2.Средняя группа

Уточнить и расширить представления детей о знакомых геометрических фигурах, при анализе фигур, кроме круга, появляется дополнительный вопрос связанный с количеством элементов фигуры. «Как называется эта фигура?» «Какого она цвета?»

«что есть у фигуры?» (обязательно с показом элементов: стороны. Углы, вершины).

Дети должны уметь сравнивать фигуры между собой, поэтому при сравнении следует задавать такие вопросы: «Чем отличается одна фигура от другой?» «Чем фигуры похожи?»

Новая задача -познакомить детей с прямоугольником.

Методика: на доске модель квадрата, рядом прямоугольник.

Вопросы анализа.

. Кто знает, как называется эта фигура? какого цвета? что есть у него?

Квадрат накладывается на прямоугольник для усиления зрительного анализатора.

Чем отличается прямоугольник от квадрата? (прямоугольник удлинен) Чем похожи?(у них есть 4 стороны, у них есть углы, есть вершины).

Далее квадрат и прямоугольник другого цвета.(только прямоугольник прикрепляем горизонтально). Также накладываем квадрат на прямоугольник.

Вопросы те же.

В дальнейшем предлагаются прямоугольники разных цветов и размеров, чтобы дети могли сделать обобщение, что у них разные размеры и цвета, но у них 4 стороны, 4 вершины и 4 угла.

Так же детей следует знакомить с объёмными телами (шар, куб, цилиндр, конус) дети должны уметь правильно называть фигуры, приносить любую из указанных фигур по просьбе воспитателя и знать свойства перечисленных объёмных тел (шар-неустойчивый, куб-устойчивый, итд) желательно, чтобы эти свойства дети могли прочувствовать через строительные игры, где для соотв.построек берут соотв.детали.

3 Старшая группа.

В этой группе уже следует группировать геометрические фигуры по цвету. Справа отложить красные, слева синие, или справа красные слева все остальные, справа красивые слева некрасивые и т.д.

По величине большие, маленькие и т.д.

По форме справа фигуры, которые имеют углы, слева фигуры без углов.

Дети должны уметь выкладывать узоры из геометрических фигур. В начале по образцу, потом по словесному указанию, потом по желанию. При этом ребенок не только составляет узоры, но и рассказывает из каких геометрических фигур состоит этот узор, в определенной последовательности (в центре, слева, справа, в верху, в низу, по углам)

Помимо узоров, обязательно должны быть настольно-печатные игры типа:монгольской игры, тангран, в которых дети, соблюдая правила игры, составляют силуэты. В начале вместе с воспитателем, потом по рисунку, потом по графическому изображению.

В индивидуальном порядке должны быть такие задания детям: подбери 2е фигуры одного размера, но разной формы, цвета и т.д. Возьми фигуру маленькую, но не синюю, не круг и т.д.

Вводится новая задача: познакомить с понятием четырехугольник.

Методика:

На доске четырехугольники разных размеров и цветов.

Перечисли, какие фигуры на доске?.

Чем отличаются эти фигуры между собой? Чем они похожи?

Верно у них у всех 4 стороны, 4 угла, 4 вершины. И тут же показывается треугольник.

Почему эта фигура называется треугольник?

Так как же, одним словом можно назвать все эти фигуры?

В дальнейшем задание: выложи четырехугольники, у которых равны все стороны; выложи те, у которых равны только противоположные стороны, те же самые задания из счетных палочек.

Дети должны помнить, что у квадрата все стороны равны, уметь это доказать и проверить (сложить по диагонали).

У прямоугольника равны только противоположные стороны

Еще одна задача: учить детей находить сходства в предметах с той или иной геометрической фигурой.

Последовательность работы:

1.дети находят сходство в реальных предметах. У детей фигуры, у воспитателя предметы (какой Фомы косынка, подними эту фигуру)

2. Ребенок ищет сходство с нарисованными предметами.(покажите картинку на которой предмет вот такой формы)

3. Дети составляют предмет из геометрических фигур и анализируют.

4. Дети ищут предметы указанной формы в окружающем.

5. Дети называют предмет по представлению. Я назову предмет, а ты скажешь какой он формы.

ИЗУЧАЕМ ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ. ИЗУЧАЕМ ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ в игровой форме. Развивающая игра для детей


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: