Методика ознакомления с составом числа из единиц.
Программа.
В средней детей знакомят с составом из единиц первого пятка (5 это 1+1+1+1+1). Все числа состоят из единиц. Количество единиц в разных числах различно, оно соответствует различному количеству элементов множеств.
Когда сформирована счетная деятельность и у детей развиваются представления о числе как абстрактном математическом понятии, знакомим с составом натуральных чисел в пределах десяти из единиц.
Особенности наглядного материала
Сначала используют предметы одного вида, отличающихся друг от друга, либо цветом, либо размером, либо формой. Позднее — множества, составленные из разных элементов, называемых одним словом (как для ознакомления с порядковым счетом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др.
Карточки с изображением картинок на обобщающее слово (рис. 15):
Рис. 15
Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как составлена группа, называть каждый элемент и их общее количество.
Например:
«Число пять составлено так: 1 квадрат, 1 круг, 1 треугольник, 1 овал, 1 прямоугольник — всего 5 геометрических фигур».
«Число три составлено так: 1 цилиндр, 1 куб, 1 шар — всего 3 фигуры».
В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной — в пределах второго пятка.
Примерные задания:
— Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каждый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал.
— Расскажи по карточке, как составлено число.
— Составь число 5 из названий цветов. (Задание по представлению.)
Усложнения
Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без наглядности.
В конце работаем с карточками (демонстрационными и раздаточными).
«Я знаю пять имен девочек…» (игра с мячом) и др.
Методика ознакомления с составом числа из единиц .
Программа.
В средней детей знакомят с составом из единиц первого пятка (5 это 1+1+1+1+1). Все числа состоят из единиц. Количество единиц в разных числах различно, оно соответствует различному количеству элементов множеств.
Когда сформирована счетная деятельность и у детей развиваются представления о числе как абстрактном математическом понятии, знакомим с составом натуральных чисел в пределах десяти из единиц.
Особенности наглядного материала
Сначала используют предметы одного вида, отличающихся друг от друга, либо цветом, либо размером, либо формой. Позднее — множества, составленные из разных элементов, называемых одним словом (как для ознакомления с порядковым счетом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др.
Карточки с изображением картинок на обобщающее слово (рис. 15):
Рис. 15
Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как составлена группа, называть каждый элемент и их общее количество.
Например:
«Число пять составлено так: 1 квадрат, 1 круг, 1 треугольник, 1 овал, 1 прямоугольник — всего 5 геометрических фигур».
«Число три составлено так: 1 цилиндр, 1 куб, 1 шар — всего 3 фигуры».
В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной — в пределах второго пятка.
Примерные задания:
— Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каждый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал.
— Расскажи по карточке, как составлено число.
— Составь число 5 из названий цветов. (Задание по представлению.)
Усложнения
Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без наглядности.
В конце работаем с карточками (демонстрационными и раздаточными).
Дидактические игры
«Я знаю пять имен девочек…» (игра с мячом) и др.
Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел.
Программа.
Учим определять количественный состав числа из двух меньших чисел – это является подготовкой детей к вычислительной деятельности.
На протяжении обучения в д/у, дети создают множества, объединяют небольшие группы вместе, делят множества на части, сравнивают их между собой, все эти упражнения способствуют счетной деятельности и будут использоваться как один из приемов сложения и вычитания.
Предварительная работа
После ознакомления детей с составом чисел из единиц формируем умение составлять числа из двух меньших чисел.