Так как же согласовать то, что атрибут «рука» упоминается в разных числах?

Ответ заключается в следующем: что касается того словосочетания, в котором атрибут «рука» стоит в единственном числе, то оно содержит в себе только упоминание об атрибуте «рука», но не указывает на ограничение, и не противоречит тому, где упоминаются «две руки».

(В русском языке тоже есть такое, если ты скажешь «я взял это правой рукой, или я взял это своей рукой» это не противоречит тому, что у тебя больше чем одна рука).

А что касается того, что атрибут «руки» пришел во множественном числе, то это не для того, чтобы определить число, целью этого является возвеличивание. Всевышний много раз говорит о Себе во множественном числе. К тому же, если взять в расчет то, что в арабском языке, наименьшим числом в слове, стоящем во множественном числе, является число два, то и тут нет противоречий между тем, что атрибут «рука» стоит в двойственном и множественном числах.

(Тоже самое в русской речи, если ты говоришь «я взял это своими руками, я отдал это своими руками», это не указывает на то что у тебя три или четыре или пять рук, не противоречит тому, что у тебя рук всего две, даже если ты, называешь или приводишь слово «рука» во множественном числе и говоришь «своими руками».

[Примечание от редактора стенограммы]:

Шейх Салих ибн Абдуль-‘Азиз али Шейх говорит в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад в этом разделе:

Аят — мухкам, то, что у Всевышнего Аллаха две Руки (исходя из арабского языка). А то, где указывается на одну Руку, то мы возвращаем этот аят к ясному аяту (мухкам). Говорится о единственном числе, но имеется ввиду двойственное. А что касается множественного:
Что касается множественного числа, то Аллах сказал:
«Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки, Мы создали для них скот, и что они им владеют?»(Сура Йа Син, аят 71).

То у арабов есть правило, что если местоимение добавляется к двойственному числу, и это местоимение во множественном числе, то слово также становится множественным, как пришло в аяте: «Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону».(Сура ат-Тахрим, аят 4).
(В арабском языке пришло множественное число, однако мы знаем из тафсира, что тут имеется в виду Айша и Хафса, — примечание)
Потому что это правило арабского языка. Если к слову в двойственном числе приписывается местоимение множественного числа, то слово ставится также во множественное число. И поэтому нет никакого противоречия между аятами. Описан Всевышний Аллах тем, что у него две Руки.
Сыфаты действия — это те сыфаты, которыми Всевышний Аллах описан тогда, когда Он пожелает, то есть иногда описан ими, а иногда нет, как например, приход.

[Конец примечания].

Нафс (Душа Аллаха).

Говоритимам Ибну Кудама аль-Макдиси: «Третий Атрибут это слова Всевышнего Аллаха которые Он сообщил о ‘Исе ‘алейхи ссалям, то что ‘Иса ‘алейхи салям сказал Всевышнему Аллаху: «Ты знаешь то что в моей душе, а я не знаю то, что в Твоей Душе» сура аль-Маида 116 аят».

Говорит шейх ибн ‘Усаймин: Третий атрибут:«Душа»

(Приверженцы сунны разногласили что имеется ввиду под «Душой», имеется ввиду Сам Всевышний Аллах, то есть Его Сущность или имеется ввиду Атрибут Сущности Всевышнего Аллаха и сказали что более правильно что это Атрибут Сущности Всевышнего Аллаха).

Говорит шейх ибн ‘Усаймин: «Атрибут Душа установлен относительно Всевышнего Аллаха Кораном и сунной и единогласным мнением праведных предков».

(Мы говорим, что единогласное мнение что душа утверждена, но есть разногласия что имеется ввиду по «Душой»).

Всевышний повествует, что Иса (Мир ему) сказал:

«Ты знаешь, что в моей душе, а я не знаю что в Твоей душе» (Трапеза, 116).

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Субхьана-Ллаhи ва би-хьамди-hи ‘адада халькъи-hи, ва рида нафси-hи, ва зината ‘арши-hи ва мидада кялиматиh!»

«Свят Аллах от всего того, что Ему придают из несовершенств, и восхваляю Его столько, сколько у Него созданий, столько, сколько угодно Его душе, столько, сколько весит Его Трон и столько, сколько у Него слов».(Муслим 2726, Абу Давуд 1503).

И сошлись праведные предки на том, что этот Атрибут приписывается Всевышнему Аллаху так, как этого достоин Всевышний Аллах, то есть у Него такая Душа, Которая не имеет никаких недостатков и она абсолютно совершенна и на столько она совершенна на сколько это соответствует Величию всевышнего Аллаха, поэтому мы обязаны утверждать этот Атрибут Всевышнему Аллаху без искажения, без аннулирования, без того, чтобы говорить что эта Душа такая-то или такая-то, потому что мы не знаем ее образ, и не сравнивая эту Душу Всевышнего Аллаха с душами Его творений.

[Примечание от редактора стенограммы]:

Шейх ибн Баз, смилуется над ним Аллах, ответил на вопрос под номером 100 в «Маджмуъ фатауа ибн Баз»:

«Атрибут «ан-нафс» у Аллаха — это атрибут «зат» сущности»?

Он, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Да, Всевышний сказал об Исе, мир ему, что он сказал: «Ты знаешь, что у меня в душе, а я не знаю, что (фи нафсик) у тебя в душе» Т.е. (затаху) его сущность.

Шейх Солих бин АбдульАзиз Али Шейх, да сохранит его Аллах, говорил в «Шарх аль-Фатауа аль-Хамауия», разбирая аят «Ты знаешь, что у меня в душе, а я не знаю, что (фи нафсик) у тебя в душе»

Под словом «нафс» может подразумеваться как «зат» сущность, так и определенный атрибут, а это «нафс». Также может подразумеваться оба смысла сразу. И третье является более правильным, так как на это внешне указывает языковое значение.

Поэтому мы говорим, что более правильным является то, что под словами

«Ты знаешь, что у меня в душе, а я не знаю, что (фи нафсик) у тебя в душе»

Понимается указание на то, что сущность описана таким атрибутом как «нафс».

Из перевода книги имама Ахмада: Опровержение взглядов джахмитов и вольнодумцев, сомневающихся в неявных аятах Корана и интерпретирующих их неподобающим образом.

Имам Ахмад говорит:

Джахм сказал: «Но ведь Аллах Творец всего сущего! Почему же Коран, который вы признаете чем-то сущим, не является сотворенным как все остальное сущее?!»

Клянусь, он выдвигает тезисы, в которых усматривает возможность обоснования своих притязаний, а затем этими тезисами начинает вносить сумятицу в умы людей.

Нашим ответом будет следующее:

Аллах не называет в Коране Свою речь «чем-то сущим» из созданного. Напротив он называет таким «чем-то» лишь то, что возникает в результате Его Слова. Разве вам неизвестны слова Аллаха: «Когда Мы хотим «что-то», то стоит Нам лишь сказать: «Будь!» – как оно появляется». («Пчелы», 40)

А это означает что такое «что-то» — не есть Слово Аллаха. Этим «что-то» является исключительно то, что возникает в результате Его Слова.

В другом аяте Аллах сказал: «Когда Он желает «что-то», то стоит Ему приказать: «Будь!» – как оно появляется». («Йа Син», 82)

В этом аяте веление Аллаха также не выступает в роли такого «чего-то». Этим «что-то» является исключительно то, что возникает в результате Его веления.

Когда Аллах говорит, что Он является Творцом всего сущего это не означает, что Он включает в это созданное сущее и Свою Речь. Указанием на это, являются следующее:

Аллах сказал о ветре, который Он послал для уничтожения ‘адитов: «Он уничтожает все сущее по велению своего Господа». («Пески», 25)

Тем не менее, этот ветер уничтожил не абсолютно все сущее, по которому прошелся. Так, например, уцелели дома ‘адитов, а также горы, в которых они устраивали свои жилища. Однако Аллах все равно сказал о нем: «Он уничтожает все сущее».

Вот также и со словами Аллаха: «Нет божества, кроме Него, Творца всего сущего». («Скот», 102) – они не означают что в это созданное «все сущее» Аллах включает Свою Душу, Свою Речь и Свое Знание, хотя все это тоже является сущим.

В таком же ключе нужно понимать и слова Аллаха, сказанные о царице Савской: «Ей было даровано все сущее».(«Муравьи», 23) – так например ей не было даровано царство Сулеймана, мир ему, который жил с ней в одно время.

Вот также и со словами Аллаха: «Нет божества, кроме Него, Творца всего сущего»– они не означают что в это созданное «все сущее» Аллах включает Свою Речь, хоть она тоже является сущей.

Это можно сравнить с аятами, в которых Аллах повествует о Своей Душе (нафс):

«Я избрал тебя для Своей Души». («Та Ха», 41)

«Аллах предостерегает вас от Своей Души». («Семейство ‘Имрана», 30)

«Ваш Господь предписал Своей Душе быть Милосердной». («Скот», 54)

«Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что в моей душе, а я не знаю того, что в Твоей Душе». («Трапеза», 116).

Вместе с этим Аллах говорит: «Все души вкусят смерть». («Семейство ‘Имрана», 30)

Любой человек, обладающий здравыми представлениями об Аллахе, понимает, что эти слова не означают, что Душа Аллаха вкусит смерть вместе с остальными душами, хоть Он и сказал «все души».

Вот также и со словами Аллаха:«Нет божества, кроме Него, Творца всего сущего». –они не означают что в это созданное «все сущее» Аллах включает Свою Душу, Свое Знание, и Свою Речь, хотя все это тоже является сущим. (Конец слов имама Ахмада).

Ибн Батта, да помилует его Аллах, писал: «Что касается твоего утверждения, о джахмит, якобы слово «все» вбирает в себя абсолютно всё сущее без исключения, то Сам Аллах опровергает твои слова, уличая тебя во лжи Кораном.

Всевышний Аллах сказал: «Все души вкусят смерть». Однако у Всемогущего и Великого Аллаха тоже есть Душа, которая не подпадает под слово «все» в этом аяте.

Вот также и Его Речь, хоть она и является «сущей» она не подпадает под «все сущее» из числа созданного.

Это подобно словам Аллаха: «Все сущее сгинет, кроме Его Лика». («Рассказы», 88)

Душа Аллах не вкусит смерть, ибо Он сказал: «Уповай на Живого, Который не умирает». («Различение», 58)

Если же ты станешь утверждать, что у Аллаха нет души, то Коран вновь уличит тебя во лжи, ведь Всевышний Аллах сказал: «Ваш Господь предписал Своей Душе быть Милосердной»,

а также «Аллах предостерегает вас от Своей Души»,

а также «Я избрал тебя для Своей Души»,

а также: «Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что в моей душе, а я не знаю того, что в Твоей Душе».

Каждый, кто верует в Аллаха, в Последний День, в Истинность Писания Аллаха и истинность всего, что Он сказал в нем, знает, что у Аллаха есть Душа и что Душа Его не умрет, а также, что Его слова: «Все души вкусят смерть» не включают в себя душу Аллаха…

Точно так же, как душа Аллаха не подпадает под все смертные души, так же и Его речь не подпадает под созданную речь.

Любой человек, уверовавший в Аллаха и обладающий здравыми представлениями о Нем, понимает, что Речь Аллаха, Душа Аллаха, Знание Аллаха, Мощь Аллаха, Могущество Аллаха, Власть Аллаха, Величие Аллаха, Кротость Аллаха, Прощение Аллаха, Доброта Аллаха и все Его атрибуты являются величайшим из всего сущего, но не являются при этом сотворенными. Все это неотъемлемые атрибуты Творца и в Его словах : «…Творца всего сущего» не имеется в виду то сущее, коим являются Его Речь, Его Могущество, Его Мощь, Его Власть, Его Величие, Его Бытие, Его Щедрость и т.д.…».

(См. «Аль-Ибана ‘ан шари’ати аль-Фирка ан-Наджия» 2/171-172).

[Конец примечания].

Атрибут Аллаха — Истиуа || Абу Яхья Крымский


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: